Обучение иностранному языку в техническом вузе с использованием новых информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 06.04.2015

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Тиллаева Ш. М. Обучение иностранному языку в техническом вузе с использованием новых информационных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1043-1046. — URL https://moluch.ru/archive/88/17035/ (дата обращения: 17.08.2018).

Основная цель языкового обучения в техническом вузе состоит в подготовке такого специалиста, практическое владение иностранным языком которого позволяло бы ему эффективно работать со специализированной иностранной литературой, общаться с коллегами на конференциях, дискуссиях и семинарах, слушать лекции, связанными с проблемами повседневного и профессионального общения; составлять научные доклады, деловые письма зарубежному коллеге; выполнять письменные или устные переводы рефератов и аннотации научных статей.

Естественно, что при таких высоких требованиях к профессионально-практическому владению иностранным языком, предъявляемых к будущему специалисту, все более актуальным становится разработка современных эффективных методик и технологий обучения иностранным языком студентов технических специальностей. Актуальность нашей статьи определяется стремительным развитием новых компьютерных и информационных технологий, которые позволяют будущему специалисту существенно расширить международные контакты с зарубежными коллегами, что, соответственно, привело к необходимости усовершенствования практического владения как разговорным, так и профессионально-ориентированным языком.

Актуальность нашей статьи обусловлена возрастающими требованиями к профессиональной языковой подготовке студентов технических специальностей и отбору учебного материала для обучения монологической речи научно-технических специалистов в ситуациях профессионально-ориентированного общения.

Целью нашей статьи является разработка научно обоснованной и экспериментально-проверенной методике обучения устной монологической речи в ситуациях профессионально-ориентированного общения студентов технических специальностей т. к. знание иностранного языка стало жизненно важным. Однако трудности на пути овладения иностранного языка, в вузах, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого студента в группы. Как известно, имеются современные педагогические технологии, как лингафонные кабинеты, кабинеты мультимедиа и т. д. и стили обучения, как индивидуальные обучения, обучения в сотрудничестве и т. д. в институтах и университетах.

Основная идея этих технологий и стилей — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Студенты бывают разные: oдни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения преподавателя. Эти дети обычно стесняются задавать вопросы при всей группе.

Поэтому, если детей объединять в небольшие группы и дать им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то тогда возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Поэтому слабые студенты стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Но есть еще одна версия современного обучения в вузах: студент может осваивать предметы, не выходя из дома через Интернет. Для этого каждая кафедра должна иметь электронную версию заданий, а студент по Интернету имеет возможность узнать тему, решить некоторые задания и получить домашнее задание.

Существующие сегодня CD-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельное действие каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений- каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов. [3]

Какие функции может выполнять компьютер в процессе обучения иностранным языкам?

По отношению к обучаемому компьютер выполняет несколько функций, выступая в качестве обучающего; обучаемого; эксперта, партнера в конкретном виде деятельности; партнера по коммуникации; средства воссоздания условий деятельности; инструмента деятельности, оказывающего информационную и техническую поддержку; технического средства организации дистанционного обучения.

В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по ИЯ прежде всего для получения информационной и технической поддержки.Функции компьютера в качестве инструмента деятельности основано на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статической обработки данных.

Это позволяет применить его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

 

Какова роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков?

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во — первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами и коммуникации.

Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуется реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог.

В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения. Интересной особенностью компьютеризированного метода обучения является то, что, с одной стороны, компьютер предоставляет обучаемому большую автономию (физическую, социальную, лингвистическую и когнитивную), а с другой стороны, “социолизирует” процесс обучения, позволяя сделать его результат достоянием многих заинтересованных лиц (путем распечатки, работы в сети или распространения через телекоммуникационные сети), а также создавать коллективные творческие работы группами учащихся не только одного класса, но даже учебных заведений, находящихся в разных городах и странах. Это также легче и для студента, и для преподавателя. Такие технологии уже употребляются за рубежом, но не у нас.

В заключении можно сказать, что в технических вузах обучение иностранным языкaм можно и нужно обучать, используя современную методику и технологию в обучении в сотрудничестве, а также разновидные игры с группой. Так как по природе студент интересуется новыми навыками и конкурирует со своими однокурсниками. А обучение в сотрудничестве заставляет студента освоить или спросить не освоившую тему.

 

Литература:

 

1.      Андреев А А. Введение в Интернет-оборудование. Учебное пособие. — М.: Логос, 2003.

2.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для сгуд. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, МБ. Моисеева, АЕ. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — 2-у изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.      Пегроченков АГ. Компьютеры и Интернет в обучении иностранным языкам / Учитель, 2003. — № 1/

4.      Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранным языкам на базе компьютера // ИЯШ 1999. № 6 //.

 

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, обучение, студент, будущий специалист, техническая поддержка, процесс обучения, практическое владение, качество инструмента деятельности, группа, учебный процесс.


Похожие статьи

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении является формирование у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности. При этом современный специалист...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

смешанное обучение, иностранный язык, курс, студент, онлайн курс, учебный процесс, английский язык, электронное обучение, обучение, инженерный профиль.

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

Иногда процесс преподавания языка, как это ни прискорбно, продолжает оставаться «несколько осовремененным вариантом» грамматико-переводного метода.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного

Практическое овладение иностранным языком составляет лишь одну сторону профессионально-ориентированного обучения предмету.

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

Поскольку целью обучения английскому языку является коммуникативная деятельность студентов, то есть практическое владение языком, в задачи преподавателя входит активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения...

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

Технология смешанного обучения активно применяется при обучении профессиональному иностранному языку студентов старших курсов Физико-технического института ТПУ.

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

экспериментальная группа, интерактивный метод обучения, иностранный язык, профессионально-коммуникативная компетентность, студент, уровень, контрольная группа, учебный процесс, социальная компетенция...

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении является формирование у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности. При этом современный специалист...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

смешанное обучение, иностранный язык, курс, студент, онлайн курс, учебный процесс, английский язык, электронное обучение, обучение, инженерный профиль.

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

Иногда процесс преподавания языка, как это ни прискорбно, продолжает оставаться «несколько осовремененным вариантом» грамматико-переводного метода.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного

Практическое овладение иностранным языком составляет лишь одну сторону профессионально-ориентированного обучения предмету.

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

Поскольку целью обучения английскому языку является коммуникативная деятельность студентов, то есть практическое владение языком, в задачи преподавателя входит активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения...

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

Технология смешанного обучения активно применяется при обучении профессиональному иностранному языку студентов старших курсов Физико-технического института ТПУ.

Применение интерактивных методов обучения в процессе...

экспериментальная группа, интерактивный метод обучения, иностранный язык, профессионально-коммуникативная компетентность, студент, уровень, контрольная группа, учебный процесс, социальная компетенция...

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности.

Задать вопрос