Самостоятельная работа при обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 21.03.2016

Статья просмотрена: 759 раз

Библиографическое описание:

Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 706-708. — URL https://moluch.ru/archive/111/27018/ (дата обращения: 12.12.2018).



Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.

Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.

В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Основные виды самостоятельной работы можно разделить на несколько основных групп:

  1. овладение новым материалом;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп может включать в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Г. В. Рогова считает, что развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения определенных условий:

  1. необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Обучаемый должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Он должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы.
  2. требуется знание самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить обучаемых рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей обучаемых, их опыта в иностранном языке.
  3. нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т. д.
  4. необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).
  5. важно предусмотреть адекватные условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий.

В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д.

Эти формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.

Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:

 все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы;

 обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.

При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Работа в парах и малых группах эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки:

 при работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижает так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком;

 ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.

Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности, как говорение.

Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения: видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой — задача педагога.

Для успешной самостоятельной работы важную роль играет также формирование навыков словообразования. Нужно учесть, что немецкий язык изобилует сложными словами, в отличие от русского и казахского языков. Часто у студентов возникают проблемы с переводом сложных существительных, особенно при переводе специальных текстов. Вот один из примеров, который встречался в моей практике. Сложное существительное die Getreidevollerntemaschine имеет значение многофункциональная зерноуборочная машина, создает трудности при переводе, так как данное существительное состоит из 4 отдельных слов и для правильного перевода необходимы навыки. Нужно учесть, что не все сложные слова имеют эквиваленты в русском или казахском языках и могут переводиться словосочетаниями, а иногда даже предложениями.

Важную роль в развитии навыков самостоятельной работы играет самоконтроль, так как эта работа предполагает минимальное участие педагога в учебном процессе.

При изучении иностранного языка — ошибки неизбежны. Есть много способов исправления ошибок: педагог сам указывает на ошибку, дает возможность исправить ошибку другим студентам, предлагает правильный вариант для самостоятельного контроля и т. д. Но если речь идет о самостоятельной работе, то нужно предоставлять обучаемым самим исправлять свои ошибки, тогда ошибка станет развивающим фактором в процессе обучения, а не будет его тормозить. Если обучаемый распознает ошибки других, то он лучше сможет контролировать свою речевую деятельность. Особенно это важно, если используется работа в парах или малых группах.

Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных, элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы.

Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы не должны быть новыми по способу выполнения. Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.

Формы работы должны быть знакомыми, так как новые или мало знакомые формы создадут трудности в процессе работы. Очень легкие и наоборот трудные задания не рекомендуются давать для такой формы работы. По моему мнению, трудные задания должны выполняться под контролем педагога, что бы обучающий эффект был максимальный. К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.

На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы педагог должен предлагать более простые задания по форме и содержанию, что бы сформировать простейшие навыки работы. Аналогичное выполнение заданий должно предшествовать под руководством педагога с четкими пояснениями, что имеет основополагающее значение для формирования более сложных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы на дальнейшем этапе. Нужно заметить, что задания подбираются в зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог при самостоятельной работе и от уровня овладения языком в той или иной группе. Если цель работы повторение пройденного в группе со слабыми студентами, то целесообразно предлагать задания, выполнение которых допускает действия по готовым рецептам и шаблону.

В группах с высоким уровнем овладения языка нужно предлагать такие задания, где требуется применение знаний в новой ситуации. Стоит также вспомнить о таком важном факторе, как время, которое педагог выделяет на выполнение заданий при самостоятельной работе. В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому студенту или группе. Например, при работе с текстом и заданиями к нему педагог должен иметь несколько видов заданий (по объему, сложности), что бы вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что улучшение качества обучения иностранному языку в первую связано с совершенствованием методики преподавания, выбором форм работы и мотивацией обучаемых.

Самостоятельная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромное значение в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагог должен органично спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу.

Литература:

  1. Горностаева З. Я «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» // Открыт. школа. — 1998. — № 2.
  2. Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» — Л., — 1982.
  3. Зимняя И. А. «Основы педагогической психологии» — М, 1980.
  4. Кралевич И. Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности». / Мн. — 1989.
  5. Денисова Г. Г. Самостоятельная работа при изучении иностранного языка
  6. Р. Г. Романович // Молодежь в современном обществе: проблемы правового, экономического и социально-культурного развития: материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Минск: БИП-С ПЛЮС, 2005. — с. 210–211. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, работа, уровень овладения, процесс обучения, учебный процесс, умение, речевая деятельность.


Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Обучение речевой деятельности учащихся на основе экономических понятий и экономической лексики требует постоянных упражнений и овладения выражать свои мысли на иностранном языке в устной форме.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная технология, интернет, учебник, учебное пособие, речевая деятельность.

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

Под речевой направленностью понимается такое построение учебного процесса, при котором...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Как считает методист Э. П. Шубин «главное содержание обучения иностранному языку составляют учебные упражнения» [6].

Продуктивные умения при работе с аутентичным текстом

Во время учебного процесса учащиеся, работая в сотрудничестве с педагогом, осваивают всё содержание учебного предмета «Иностранный язык». Используя полученные знания, они должны расширить спектр общих навыков, умений...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

самостоятельная работа, иностранный язык, студент, умение, задание, будущая профессиональная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, образовательный процесс, предметное знание...

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Обучение речевой деятельности учащихся на основе экономических понятий и экономической лексики требует постоянных упражнений и овладения выражать свои мысли на иностранном языке в устной форме.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная технология, интернет, учебник, учебное пособие, речевая деятельность.

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

Ключевые слова: развитие спонтанной речи, иностранный язык, процесс обучения, технический вуз, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

Под речевой направленностью понимается такое построение учебного процесса, при котором...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Как считает методист Э. П. Шубин «главное содержание обучения иностранному языку составляют учебные упражнения» [6].

Продуктивные умения при работе с аутентичным текстом

Во время учебного процесса учащиеся, работая в сотрудничестве с педагогом, осваивают всё содержание учебного предмета «Иностранный язык». Используя полученные знания, они должны расширить спектр общих навыков, умений...

Задать вопрос