Автор: Самсонова Наталья Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 21.03.2016

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 706-708.



Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.

Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.

В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Основные виды самостоятельной работы можно разделить на несколько основных групп:

  1. овладение новым материалом;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп может включать в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Г. В. Рогова считает, что развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения определенных условий:

  1. необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Обучаемый должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Он должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы.
  2. требуется знание самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить обучаемых рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей обучаемых, их опыта в иностранном языке.
  3. нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т. д.
  4. необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).
  5. важно предусмотреть адекватные условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий.

В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д.

Эти формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.

Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:

 все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы;

 обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.

При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Работа в парах и малых группах эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки:

 при работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижает так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком;

 ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.

Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности, как говорение.

Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения: видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой — задача педагога.

Для успешной самостоятельной работы важную роль играет также формирование навыков словообразования. Нужно учесть, что немецкий язык изобилует сложными словами, в отличие от русского и казахского языков. Часто у студентов возникают проблемы с переводом сложных существительных, особенно при переводе специальных текстов. Вот один из примеров, который встречался в моей практике. Сложное существительное die Getreidevollerntemaschine имеет значение многофункциональная зерноуборочная машина, создает трудности при переводе, так как данное существительное состоит из 4 отдельных слов и для правильного перевода необходимы навыки. Нужно учесть, что не все сложные слова имеют эквиваленты в русском или казахском языках и могут переводиться словосочетаниями, а иногда даже предложениями.

Важную роль в развитии навыков самостоятельной работы играет самоконтроль, так как эта работа предполагает минимальное участие педагога в учебном процессе.

При изучении иностранного языка — ошибки неизбежны. Есть много способов исправления ошибок: педагог сам указывает на ошибку, дает возможность исправить ошибку другим студентам, предлагает правильный вариант для самостоятельного контроля и т. д. Но если речь идет о самостоятельной работе, то нужно предоставлять обучаемым самим исправлять свои ошибки, тогда ошибка станет развивающим фактором в процессе обучения, а не будет его тормозить. Если обучаемый распознает ошибки других, то он лучше сможет контролировать свою речевую деятельность. Особенно это важно, если используется работа в парах или малых группах.

Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных, элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы.

Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы не должны быть новыми по способу выполнения. Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.

Формы работы должны быть знакомыми, так как новые или мало знакомые формы создадут трудности в процессе работы. Очень легкие и наоборот трудные задания не рекомендуются давать для такой формы работы. По моему мнению, трудные задания должны выполняться под контролем педагога, что бы обучающий эффект был максимальный. К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.

На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы педагог должен предлагать более простые задания по форме и содержанию, что бы сформировать простейшие навыки работы. Аналогичное выполнение заданий должно предшествовать под руководством педагога с четкими пояснениями, что имеет основополагающее значение для формирования более сложных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы на дальнейшем этапе. Нужно заметить, что задания подбираются в зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог при самостоятельной работе и от уровня овладения языком в той или иной группе. Если цель работы повторение пройденного в группе со слабыми студентами, то целесообразно предлагать задания, выполнение которых допускает действия по готовым рецептам и шаблону.

В группах с высоким уровнем овладения языка нужно предлагать такие задания, где требуется применение знаний в новой ситуации. Стоит также вспомнить о таком важном факторе, как время, которое педагог выделяет на выполнение заданий при самостоятельной работе. В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому студенту или группе. Например, при работе с текстом и заданиями к нему педагог должен иметь несколько видов заданий (по объему, сложности), что бы вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что улучшение качества обучения иностранному языку в первую связано с совершенствованием методики преподавания, выбором форм работы и мотивацией обучаемых.

Самостоятельная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромное значение в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагог должен органично спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу.

Литература:

  1. Горностаева З. Я «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» // Открыт. школа. — 1998. — № 2.
  2. Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» — Л., — 1982.
  3. Зимняя И. А. «Основы педагогической психологии» — М, 1980.
  4. Кралевич И. Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности». / Мн. — 1989.
  5. Денисова Г. Г. Самостоятельная работа при изучении иностранного языка
  6. Р. Г. Романович // Молодежь в современном обществе: проблемы правового, экономического и социально-культурного развития: материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Минск: БИП-С ПЛЮС, 2005. — с. 210–211. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, Самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, навыков самостоятельной работы, организации самостоятельной работы, самостоятельной работе, изучении иностранного языка, уровнем овладения, самостоятельной работы педагог, видов самостоятельной работы, самостоятельной работы важную, формы самостоятельной работы, разным уровнем овладения, ходе самостоятельной работы, навыки самостоятельной работы, форма самостоятельной работы, самостоятельной работы студентов, содержания самостоятельной работы, педагог должен, иностранному языку.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос