Индивидуальная домашняя работа в процессе обучения информатики
Автор: Жабина Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 1125 раз
Библиографическое описание:
Жабина, С. А. Индивидуальная домашняя работа в процессе обучения информатики / С. А. Жабина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5216/ (дата обращения: 16.12.2024).
Процесс изучения любого школьного предмета направлен на формирование и развитие умений самовоспитания и самообразования. Домашняя работа — связующее звено между уроками, без которого нельзя обойтись. Развитие индивидуальности каждого школьника — требование, в реализации которого домашнему заданию отведена немаловажная роль. На уроке, который планируют для всех школьников практически одинаково, нужно создать предпосылки для развития индивидуальности каждого ребенка. Для учащихся, овладевшими на уроке навыками решения определенных задач, повторное их решение дома или подобных им — требование заниженное. Им было бы полезнее найти новые пути решения разобранных задач или применить методы решения к нетиповым задачам. И именно индивидуально домашнее задание позволяет раскрыть и творческие способности учащихся и направить полученные знания в новое русло. И еще, немаловажно, развить глубокий интерес к изучению школьной дисциплины.
Индивидуальные домашние задания не только «сильные» и одаренные ученики, а весь класс, что дает возможность восполнить пробелы в знаниях, применить изученный материал в новых условиях, углубить знания, закрепить и отработать материал, рассмотренный на уроке. Такие домашние работы несут еще и воспитательную функцию, когда ученикам дается часть общего проекта и длительной работы, рассчитанной не на один урок. Учащиеся принимают на себя обязанности по его выполнению и несут ответственность за всю коллективную работу. Здесь необходимо обратить внимание на объем индивидуального домашнего задания — вот именно здесь и необходимо учитывать «сильный» или «слабый» ученик в классе. Не стоит предоставлять завышенные требования к ученикам, которые заведомо не в состоянии справится с заданием, но и необходимо давать возможность ученикам не только закрепить знания, но и проявить творческие способности. Выбор оптимального объема и содержания и является важной педагогической задачей и одновременно сложной проблемой. Чтобы устранить эту проблемы можно разбить класс на группы по уровню успеваемости. И предложить решить задачу своей группы как обязательную и при желании дополнительный балл при решении задач из соседней группы. Или участникам группы дается для решения одна задача, которую каждая группа решает посильным им способом (например, в программировании, с добавлением подпрограмм и функции или без них).
Информатика в школе дает широкие возможности для вариативности домашних заданий. Рассмотрим несколько тем в курсе информатики и возможные варианты индивидуальных домашних заданий.
Тема: Компьютер и информация.
Кодирование числовой информации: карточки по переводу из одной системы (например, даты своего рождения) счисления в другую (+ сложение и вычитание в двоичной системе счисления, + перевод дробных чисел)
Кодирование текстовой информации: зашифровать свою фамилию, имя, отчество «Шифром Цезаря» (+ найти и использовать другой шифр, пояснить его работу, + придумать свой шифр)
Кодирование графической информации: закодировать произвольное черно-белое растровое изображение 16×16 п., закодировать произвольно векторное изображение с определенным количеством элементов для каждого учащегося индивидуально). По кодированию информации возможен «урок — дешифровки» или итоговый урок в виде обмена заданиями и выполнении их.
Единицы измерения информации: на подсчет количества информации в сообщении учащимся предлагается самим составить задачу и оформить ее решение.
Тема: Человек и информация.
Тема предполагает большой объем теоретических знаний. Возможны вариативные задания по составлению классификации (пирамиды) понятий (сложность предполагает уровень успеваемости учащихся), задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера.
Тема: Информационное моделирование.
Построение генеалогического древа своей семьи, плана своей комнаты, графика свой успеваемости по четвертям и прогноза на следующую четверть, построение табличной модели решения логических задач (уровень сложности разнообразен), построение информационной модели в электронных таблицах. В последнем возможна и групповая домашняя работа длительного характера. Необходимо провести исследование, построить информационную модель, сделать вывод и выделить отдельный урок для защиты информационных моделей.
Тема: Знакомство с компьютером. Состав ПК.
Предполагает большую работу с теоретическим материалом и возможно домашнее задание в виде исследования: развития, моделей различных периферийных устройств, история развития ЭВМ в схемах и диаграммах, защита информации от компьютерных вирусов, происхождения терминов в информатике, составить кроссворд или ребус по понятиям информатики.
Тема: Обработка текстовой информации.
Возможны длительные проектные индивидуальные работы по созданию текстового файла по определенной тематике (школьному предмету). Вариативность с включением в текстовый документ рисунков, таблиц, диаграмм и графиков, гипертекста, создания оглавления и списков литературы, иллюстраций.
Тема: Обработка графической информации.
Данная тема также предоставляет широкие возможности для индивидуальных работ. Например, создать с помощью графического редактора эмблему класса, обработать свою любимую фотографию, коллаж «Любимое время года», зарисовка «Мое хобби».
Тема: Мультимедийные технологии.
Возможна длительная проектная деятельность, исследовательская деятельность по курсу информатики и защита презентации на итоговом уроке за год. Здесь оценивается презентация по нескольким критериям:
1. структура презентации (титульный лист, наличие навигации, логическая последовательность информации на слайдах);
2. оформление презентации (единый стиль презентации, использование различных объектов, оптимальное сочетание цветовых решений, целесообразность использования анимации, звука и видео);
3. содержание презентации (цель исследования, методы исследования, результаты исследования);
4. творческий подход (индивидуальность замысла).
Тема: Алгоритмизация и программирование.
Именно данная тема находит широкое применение индивидуальных домашних заданий. При изучении исполнителей Робот, Чертежник учащиеся составляют алгоритмы, по которым исполнители напишут их фамилии, а при изучении циклов — придумывают алгоритмы рисования различных узоров и чем сложнее узор, тем соответственно выше балл за данную работу.
При изучении программирования на языке Pascal не считаю необходимым давать индивидуальные домашние задания каждый урок, здесь особенно важны задачи по окончанию каждой темы: линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массивы, строки. Так например, закончив изучение темы учащимся предлагается решить задачи на выбор из карточки, по данной теме. Соответственно, задачи оцениваются различным количеством баллов. Можно выполнить несколько простых и получить достаточное количество баллов для удовлетворительной отметки или сложных и получить отличный результат, можно комбинировать простые со сложными. На этом моменте ученик должен сам оценить свои возможности по данной теме. Задача оценивается по нескольким критериям:
1. Оформление программы (ввод переменных с комментариями, корректный вывод результата, предусмотрен случай некорректного ввода данных)
2. Включение в программу процедур или функций, использование текстового файла для ввода и вывода результатов.
3. Программа вычисляет не только результат по введенным данным из условия задачи, но и работает на других тестах.
Пример одного из вариантов задания по теме «Линейный алгоритм».
1. Составьте программу вычисления значения у по формуле
2. (1 балл).
3. Составьте программу вычисления значения к2 по формуле
4. (1 балл).
5. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления площади трапеции по сумме оснований и высоте. (1 балл).
6. Цех по ремонту бытовой техники имеет ежедневно прибыль N, с которой платит налог 70 %. Из оставшейся доли прибыли 30 % идет на развитие производства, а остальное — на заработную плату 8 работникам. Какова среднемесячная зарплата работника? (2 балла).
7. Четырем классам нужно убрать поле 160 гектаров. Известно количество учеников в каждом классе — 45, 30, 47, 38. Сколько гектаров нужно убрать каждому классу? (2 балла).
8. Составьте программу вычисления потенциальной энергии тела. (2 балла).
9. Составьте программу вычисления объема, площади и полной поверхности, суммы ребер прямоугольного параллелепипеда. (2 балла).
10. Составьте в графическом режиме программу рисования любого объекта (нескольких), содержащего не менее 15 фигур. (3 балла).
Пример одного из вариантов задания по теме «Разветвляющийся алгоритм».
1. Составьте программу, определяющую, является ли данное число делителем числа 3. (1 балл).
2. Составьте программу, определяющую остаток от деления числа А на число В. (1 балл).
3. Составьте программу вычисления значения функции (1 балл).
4. Нормальный пульс человека 60 ударов в минуту, давление 120 на 80. При отборе в школу космонавтов допуск по пульсу равен –1, +3; допуск по нижнему значению давления 3, по верхнему — +5. Определить, пройдет ли медкомиссию данный претендент.(2 балла).
5. Определить, имеет ли функция Y = SIN (X) корень на отрезке [X,X+1]. Подсказка: если функция имеет корень на данном интервале, то ее значения на его границах имеют разные знаки. (2 балла).
6. Составьте программу, заменяющую большее из двух данных чисел модулем суммы, а меньшее — модулем полуразности этих чисел. (3 балла).
7. Составьте блок-схему алгоритма и программу расположения четырех чисел в порядке убывания. (3 балла).
8. Составьте программу, определяющую принадлежность точки А(х,у) окружности с центром О(0,0) и радиусом R. (3 балла).
Пример одного из вариантов задания по теме «Циклический алгоритм».
1. Составьте программу вывода на экран всех четных двузначных чисел. (1 балл).
2. Составьте программу вычисления суммы всех трехзначных чисел. (2 балла).
3. Составьте программу вычисления произведения всех трехзначных чисел, кратных 15. (1 балл).
4. Составьте блок-схему и программу вычисления произведения целых чисел из промежутка [-10; 10). (2 балла).
5. Составьте таблицу значений функции у=20х-7 на отрезке [1;30] с шагом h=2. (2 балла).
6. Составьте программу вычисления суммы 100 первых членов арифметической прогрессии, если a1=-100; d=0,2. (3 балла).
7. Составьте программу, вычисления значения выражения для данного числа N: 4+8+12+…+4*N. (3 балла).
Пример одного из вариантов задания по теме «Одномерные массивы».
1. Составьте программу заполнения и вывода массива без использования клавиатуры: 1,3,7,9,11,13,15,17,19. (1 балл).
2. Составьте программу вычисления количества положительных элементов в массиве А(10). (1 балл).
3. Составьте программу вычисления в массиве А(20) суммы всех чисел, кратных 5. (1 балл).
4. Составьте программу вычисления в массиве А(N) среднего арифметического элементов массива с четными номерами. (1 балл).
5. Составьте программу вычисления в массиве В(N) минимального среди положительных элементов и его номера. (1 балл).
6. Составьте программу перемены местами в массиве В(10) первого отрицательного и максимального элементов. (2 балла).
7. Составьте программу формирования из массива А(N) двух массивов, в которых первый массив заполнен отрицательными, а второй — положительными элементами. (3 балла).
8. Составьте программу вставки в массив А(N) третьего элемента с конца массива равного 7. (3 балла).
9. Составьте программу сортировки массива А (N) (метод сортировки выбрать самим, изучить его самостоятельно и применить на практике к данному массиву, кроме методов рассмотренных на уроке). (3 балла).
Дополнительно 1 балл начисляется при использовании текстового файла для ввода элементов в массив и записи в текстовый файл результата.
Критерии оценки для каждой темы и каждого класса подбираются индивидуально в зависимости от количества уроков и направленности класса (гуманитарный уклон или физико-математический). Для «сильных» классов с большим количеством часов по информатике можно предложить 5 набранных баллов — «3», 8 набранных баллов — «4», 10 набранных баллов — «5».
Естественно, не стоит постоянно акцентировать внимание на индивидуальных домашних заданиях. Имеют значимость и задания на весь класс на отработку определенных навыков работы, решения типовых задач. Не стоит пропускать обязательный минимум заданий — которые будут понятны и посильны абсолютно всем учащимся. И также необходим тренировочный уровень домашних заданий — на отработку изученного материала. И в каждую индивидуальную работу целесообразно включать творческий аспект.
И на вопрос нужны ли индивидуальные домашние задания можно ответить так: цель индивидуальной работы не в том, чтобы заучить материал, рассказанный учителем на уроке, не в выполнении машинально типовых задач на одно и тоже правило, а в умении применять полученные знания в новых условиях, развивать творческие способности.
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» И. Кант.
Литература:
1. Шамсутдинова Т. М. Развитие творческого мышления на уроках информатики //Информатика и образование. — 2001. — № 5. — С.46.
2. Рябухова И. П. Домашнее задание. Каким оно должно быть? //География. Все для учителя. — 2002. — № 4(4). http://www.e-osnova.ru/journal/9/4/1988/