Индивидуальное проектирование при изучении иностранного языка
Автор: Лядская Надежда Васильевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 22.12.2015
Статья просмотрена: 504 раза
Библиографическое описание:
Лядская, Н. В. Индивидуальное проектирование при изучении иностранного языка / Н. В. Лядская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9378/ (дата обращения: 17.12.2024).
В учебной деятельности на любом уровне огромную роль играет развивающее обучение. В истории педагогики идея развивающего обучения принадлежит известному швейцарскому педагогу И. Г. Песталоцци (1746–1821 гг.). Основной целью обучения он считал возбуждение ума к активной деятельности, развитие познавательных способностей. К. Д. Ушинский назвал идею развивающего обучения «великим открытием Песталоцци».
В системе профессионального образования на реализацию идеи развивающего обучения направлен такой вид образовательной деятельности как самостоятельная работа студента. В государственном образовательном стандарте самостоятельная работа включена в учебный план как форма учебного процесса и рассматривается отдельно от аудиторных занятий, то есть в современных условиях самостоятельная работа студента приобретает статус образовательной формы учебного процесса.
Выполнение самостоятельной работы связано с соблюдением принципа формирования общих и профессиональных компетенций, заложенного в основу современного государственного образовательного стандарта. Компетенция это осведомленность в какой-либо области, квалифицированность, авторитетность. Такое определение дается в словаре иностранных слов А. Н. Булыко. От уровня сформированности ключевых компетенций зависит эффективность профессионального образования.
Среди уровней ключевых компетенций можно выделить:
- технологическую компетентность;
- коммуникативную компетентность;
- информационную компетентность;
- готовность к решению проблем;
- готовность к самообразованию и др.
Основной задачей обучения иностранным языкам в современных условиях является формирование коммуникативной компетентности. При этом необходимо уделять внимание формированию и других уровней ключевых компетенций, например, информационной компетентности, готовности к решению проблем, готовности к самообразованию и др. Полноценный результат может дать только формирование целого комплекса различных компетентностей. В этом отношении очень эффективной является проектная методика, которая становится очень популярной в настоящее время. Эта методика требует организации учебного процесса таким образом, чтобы у студента постоянно присутствовал интерес к предмету, тем самым поддерживая мотивацию к изучению иностранного языка.
Проектирование может быть коллективным и индивидуальным. Индивидуальное проектирование это такой вид учебной деятельности, который способен сделать учебный процесс интересным и познавательным с точки зрения учета интересов и индивидуальных способностей студента. В процессе данной деятельности студент может проявить свое творчество, активность, самостоятельность, то есть раскрыть свой потенциал.
С точки зрения организации работы над индивидуальным проектом метод проектирования это совокупность приемов для достижения определенных результатов в области практического или теоретического знания. Как любой вид самостоятельной работы, индивидуальное проектирование связано с умственным напряжением, поиском решений новых задач, закреплением уже имеющихся знаний, умений и навыков, расширением кругозора, развитием логического мышления студента. В основе методики индивидуального проектирования лежит творческий поиск студента, который связан с выбором целей, постановкой задач, с познавательной самостоятельностью, получением выводов и обобщений. В процессе проектирования необходимо опираться на инициативу и самостоятельность студента, так как самым большим достижением в этой методике должен стать преобразовательный результат, как в обучении, так и в становлении самой личности студента.
В процессе индивидуального проектирования функция преподавателя состоит не только и не столько в том, чтобы передать студенту свои знания, сколько умело организовать работу студента по его самостоятельному приобретению знаний. Работа над проектом предполагает следующие этапы:
- Подготовительный (планирование преподавателем тем проектов; определение целей и учебно-познавательных задач проектирования).
- Организационный (распределение тем индивидуальных проектов с учетом интересов и индивидуальных способностей студентов; определение этапов проектирования и постановка задач на каждый этап).
- Учебно-подготовительный (практическая деятельность студента в рамках проекта; промежуточный (корректирующий) контроль преподавателя на каждом этапе проектирования).
- Завершающий (оформление проекта; констатирующий контроль преподавателя; подведение итогов проектирования и оценка проекта; презентация результатов проекта).
Для развития самостоятельной деятельности студента в процессе индивидуального проектирования необходимо четкое представление им цели выполняемой работы. Он должен знать, каков должен быть результат. Студент также должен иметь четкое представление о процедуре выполнения проекта. В процессе проектирования он должен научиться:
1) планировать свою работу;
2) пользоваться различными источниками информации (научной и справочной литературой, интернетом и т. д.);
3) вычленять из информации главное и второстепенное;
4) составлять опорные конспекты;
5) выбирать способы наиболее быстрого и рационального решения поставленных задач;
6) вносить коррективы в свою работу;
7) анализировать итоги каждого этапа выполненной работы;
8) осуществлять самоконтроль.
Успех проектирования зависит от продуманной преподавателем последовательности нарастания трудностей в работе студента. Оно может происходить в виде усложнения материала или в виде усложнения заданий при работе над одним и тем же материалом. Но при этом любой вид работы в процессе проектной деятельности должен быть содержательным, вызывающим активное отношение к делу, стремление и желание его выполнять.
При индивидуальном проектировании не так важен объем выполняемой работы, как ее характер, качество и система, при которой каждая выполняемая работа является движущей силой развития умственных способностей студента.
При изучении иностранного языка среди типов индивидуальных проектов можно выделить:
- Практико-ориентированные (проекты, нацеленные на их использование в практической деятельности на занятиях, на внеклассных мероприятиях в группе, в колледже и т. д.).
- Исследовательские (проекты, сходные с научным исследованием, включающим обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждением, анализом полученных результатов).
- Информационные (проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, событии с целью анализа, обобщения и предоставления информации для широкой аудитории, например, в кружке, на учебном занятии, на научно-практической конференции и т. д.).
- Творческие (проекты, предполагающие максимально свободный и нестандартный подход к их выполнению и представление результатов в виде видеопрезентаций, видеороликов, видеофильмов, журналов, газет и т. д.).
Любой вид индивидуального проектирования является очень эффективным видом учебной деятельности, в процессе которой формируется целый ряд компетенций, позволяющих человеку быть успешным в современном информационном пространстве. Данный вид самостоятельной работы повышает уровень учебно-познавательной деятельности студента, делает его более подготовленным к будущей творческой профессиональной деятельности, способным адаптироваться к быстро меняющемуся миру, то есть имеет очень большое практическое значение.