Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 29.06.2015

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Тенишева С. Б. Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 232-234. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8442/ (дата обращения: 18.09.2018).

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, Интернет, эффективность, старшеклассник.

 

В настоящее время мы являемся свидетелями стремительных изменений в области информационно-коммуникационных технологий. То, что еще недавно считалось новейшим достижением науки и техники, стало обыденным широко распространенным явлением.

В связи с этим меняются и требования к современному учителю, уровень квалификации которого в наши дни определяется не только уровнем педагогического мастерства и знания предмета, но и тем, насколько эффективно он может использовать новые технологии в учебном процессе.

С начала XXI века информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают все более значительное место в процессе обучения иностранному языку в школе, особенно в старших классах. Накопленный педагогами практический опыт свидетельствует о том, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами: повышение уровня индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности. В то же время следует отметить, что методика обучения с помощью ИКТ — постоянно развивающееся явление, нуждающееся в дальнейшем изучении и анализе.

Современные школьники с каждым годом все более вовлекаются в сферу информационных технологий. «В настоящее время компьютер прочно вошел во все сферы жизни и деятельности общества. Современные учащиеся воспринимают его так же естественно, как простейшие бытовые приборы. Для многих из них гораздо проще работать с клавиатурой и дисплеем, чем с ручкой и бумагой» — отмечает Т. В. Кожевникова [2, с. 126].

Использование информационных и коммуникационных технологий в сфере образования позволяет по-новому взглянуть на педагогическую деятельность, так как оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организацию, контроль, прогноз и др.). Широкое разнообразие и универсальность информационных Интернет ресурсов (электронных курсов, пособий, учебников, обучающих Интернет сайтов и др.) обеспечивает большуюсвободу доступа всех участников образовательного процесса к быстро изменяющимся информационным фондам, способствует индивидуализации педагогического процесса, обеспечивает возможность вхождения учащихся в единое образовательное пространство. Таким образом, активное использование информационных Интернет ресурсов предоставляет массу возможностей для развития навыков самостоятельной работы и творческих способностей обучаемых, что, в свою очередь, играет существенную роль не только в развитии профессионально значимых навыков и умений, но и в повышении мотивации к изучению иностранного языка. Направленность обучения на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников изменяет и роль педагога, он становится руководителем, консультантом и координатором учебного процесса.

Информационные ресурсы позволяют применять их при обучении различным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению, аудированию, а также осуществлять коммуникацию с носителями языка, что, в свою очередь, способствует формированию социокультурной (страноведческой) компетенции. Ценность таких средств обучения заключается в наглядности (они обладают всеми достоинствами мультимедиа), простоте их применения, компактности предоставляемого материала. К достоинствам можно также отнести быструю обратную связь, возможность работать в индивидуальном режиме, регулярно корректировать эти средства обучения новыми данными.

Кроме того, следует отметить, что информационные средства обучения являются учебными материалами особого типа и обладают целым рядом присущих только им характеристик, среди которых необходимо, в первую очередь, отметить следующие:

а)     интерактивность, т. е. способность обучающей программы вести диалог с пользователем, реагировать на запросы и команды. Большую роль при этом играет наличие удобного и доступного интерфейса. Интерактивное общение помогает учащимся достичь большей автономности в самообразовании, мотивирует к осуществлению общения на иностранном языке и способствует развитию профессиональных коммуникативных навыков и умений.

б)     мультисенсорность, т. е. использование комплекса средств для предоставления информации — текст, звук, графика, мультипликация, видео, что способствует лучшей презентации учебного материала, усилению мотивации к изучению иностранного языка, а следовательно и повышению эффективности процесса обучения.

в)     нелинейность предоставления информации. В отличие от печатных пособий, где материал представлен как последовательность разделов, полное содержание информационного ресурса является скрытым от пользователя. При открытии программы он получает лишь общее представление о ее структуре. Для ознакомления с содержанием программы требуется последовательный просмотр учебного материала или выполнение основных операций, что также способствует повышению мотивации и развитию у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности.

При этом современные педагоги должны иметь в виду, что новые обучающие технологии имеют и ряд недостатков. Во-первых, намечается все увеличивающийся разрыв между темпами прогресса в области новых информационных технологий и темпами овладения ими неподготовленными пользователями. Основная масса желающих изучить иностранный язык еще не владеет компьютерной техникой настолько хорошо, чтобы с легкостью использовать предлагаемые ресурсы. Во-вторых, не все программы отличаются интуитивно понятным интерфейсом, развитой системой помощи, наличием эффективной обратной связи с пользователем, позволяющей ему оценить правильность усвоения материала. Существенным недостатком является, также, отсутствие реального учета программного материала и особенностей конкретной учебной группы, отсутствие преемственности преподаваемого материала, что может затруднить учебный процесс. Кроме того, созданием информационных Интернет ресурсов, направленных на обучение иностранному языку, часто занимаются люди, которые являются специалистами в области разработки программного обеспечения, но не знают язык и культуру стран, говорящих на данном языке, достаточно хорошо, чтобы передавать знания другим. В результате, в их работах можно встретить не только фактические несоответствия явлениям реальной жизни, но и элементарные грамматические ошибки.

В связи с этим большое значение приобретает совершенствование навыков самих преподавателей иностранных языков по работе с компьютерными программами, в глобальной сети и созданию собственных web-сайтов. «Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка.

Немаловажно также учитывать возрастные особенности обучаемых. Учащиеся старших классов на уроках иностранного языка, как и на других уроках, отличаются более высокой активностью мышления, направленностью на решение логических задач, стремлением к логической систематизации и обобщению. В этом возрасте для школьников важно не усвоение отдельных фактов, деталей, а понимание сущности производимых действий, их интересует синтез частного и общего, соотношение конкретного действия и общей схемы деятельности. Новые технологии, соответствующие интересам современных старшеклассников и способные при правильном методическом подходе учитывать все вышеперечисленные психологические особенности данной возрастной группы, являются, на наш взгляд, наиболее подходящим способом повысить уровень мотивации и качество обучения иностранному языку.

Таким образом, очевидно, что современный образовательный процесс уже немыслим без применения информационно-коммуникационных технологий. Они обладают целым рядом преимуществ. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности, значительно облегчает поиск новой информации.

В то же время следует помнить о том, что, несмотря на все свои положительные качества и огромные потенциальные возможности, ИКТ могут эффективно применяться в образовательном процессе только при соблюдении определенных методических принципов, во взаимосвязи с другими видами обучения и по разумно продуманному плану. В противном случае ИКТ не окажут положительного влияния на обучение и могут нанести вред, провоцируя искаженное восприятие информации учащимися, вызывая отрицательное отношение к данному виду обучения.

ИКТ сравнительно недавно вошли в систему обучения иностранному языку и методы их применения постоянно развиваются. В связи с этим современному учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки в этой важной области педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 180–181.

2.                  Кожевникова Т. В. Компьютерные технологии в изучении иностранных языков // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. — М.: Экзамен, 2006. — С. 126–27.

3.                  Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // ИЯШ, 2008. — № 6. — С. 2–9.

4.                  Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. — М.: Высш. шк., 2004. — 95 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебный процесс, Интернет ресурсов, современный учитель, самостоятельная познавательная деятельность, познавательная активность, педагогический процесс, педагогическая деятельность, образовательный процесс, учебный материал.

Ключевые слова

старшеклассник, компьютер, Интернет, эффективность, Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Проблема активизации познавательной деятельности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения... Модели педагогического общения...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, норма поведения, задача учителя.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

педагогический процесс, учебный процесс, урок, знание...

ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность, ориентированный урок, учебный процесс, подростковый возраст, индивидуальная работа.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Использование современных педагогических технологий как...

Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Проблема активизации познавательной деятельности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения... Модели педагогического общения...

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, норма поведения, задача учителя.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

педагогический процесс, учебный процесс, урок, знание...

ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность, ориентированный урок, учебный процесс, подростковый возраст, индивидуальная работа.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Использование современных педагогических технологий как...

Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика...

Задать вопрос