Библиографическое описание:

Никитина М. В. Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 128-130.

Ключевые слова:одаренный, творческие способности, проект, образовательная среда, развивающие занятия.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется, как синонимы и отражает степень выраженности способностей. Но в недеятельности, никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью [2]. Для поддержки и развития одаренности человека необходима целенаправленная системная работа.

Предположим, что мы выявили способности и мастерство ребенка и выделили его, как одаренного. Как быть дальше? Что нам поможет? Прежде всего, интерес. То, что ребенок делает с интересом и желанием, он постоянно совершенствует, реализуя все новые мысли, рождаемые в процессе работы. В результате, новый продукт деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае имеет место развитие деятельности по инициативе самого ребенка, который и является творчеством. Но для того, чтобы интерес поддерживался, продуктивная и творческая деятельность осуществлялась, в образовательном учреждении необходимо создание соответствующих условий.

Начальная школа во многом обеспечивает наличие необходимой образовательной среды для поиска и поддержки талантливых детей, а также выявления и развития способностей ребенка, которые могут не быть ярко выраженными и требуют внимания и кропотливой работы со стороны педагогов.

Начальная школа предполагает изучение особенностей развития школьника, его способностей, его потенциала. Педагоги, совместно с психологом, наблюдают за ребенком, исследуют уровень развития интеллектуальных, творческих способностей, уровень психосоциального, физического развития, «прорисовывают» спектр способностей ребенка. По результатам обследования составляется диагностическая карта, своего рода «портрет интересов и способностей» и лист общеучебных достижений, цель которых — помочь определить проблемы развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком. На развитие способностей и коррекцию недостатков направлены создание и реализация программ развивающих занятий и дополнительного образования, а также использования проектов в обучении и во внеклассной работе. Последние включают творческие задания, что позволяет ребенку выбирать задания в соответствии с его индивидуальным темпом усвоения и личной траекторией развития.

Организация проектной деятельности учащихся под руководством педагога способствует формированию умения самостоятельно планировать деятельность, применять знания и умения в реальных жизненных условиях и ситуациях, формировать коммуникативные умения, выполнять различные социальные роли.

Одним из направлений работы с талантливыми детьми является участие в лингвистических проектах, что делает процесс обучения индивидуализированным и создает положительную мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе. При формировании групп учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта, учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Работа над проектом должна стимулировать учащихся практически использовать иностранный язык, с одной стороны, желание работать самостоятельно, а с другой, не менее важны проблемы взаимодействия, взаимоотношений, толерантности по отношению друг к другу, то есть важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом и в дальнейшем, во время его презентации, эмоциональные ощущения каждого. Важнейшую роль для воспитания одаренной личности играет совместная разработка и разрешение содержательных противоречий, тупиков, возникающих в процессе освоения предметного материала, а также совместная разработка и реализация способов кооперации с другими членами группы или пары для осуществления поисково-исследовательской работы вне рамок урока [4].

Программа развивающих занятий и дополнительного образования охватывает различные аспекты развития и воспитания ребенка: этический, эстетический, трудовой, экологический, речевую культуру, краеведение, творческие способности и т. д. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает наличие в расписании второй половины дня таких занятий, как «Этика», «Бизнес и экономика для младших школьников», «Интеллектика» (развитие воображения, мышления, памяти, внимания) и др. Кроме того, в рамках дополнительного образования предлагаются занятия в творческих объединениях и кружках.

В результате дети оказываются включенными в специальную деятельность, направленную на психосоциальное, интеллектуально творческое и физическое развитие и формирование устойчивых познавательных интересов.

В начале учебного года детям предлагается посетить различные занятия и выбрать то, что покажется более интересным или более нужным самому ребенку. Параллельно ведется консультативная работа с детьми и их родителями, где те или иные занятия рекомендуются, как наиболее предпочтительные для этого ребенка. В итоге совместно разрабатывается определенный набор занятий, который соответствует желаниям самого ребенка и ориентирован на развитие его способностей и коррекцию каких-то отставаний. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных нагрузок (хотя и это возможно корректировать затем под руководством взрослых, но обязательно в обсуждении с самим ребенком). Таким образом, младший школьник уже участвует в оценке собственной одаренности. Основная масса детей успешно продолжает занятия. Среди них дети, не показавшие в начале высокий уровень развития. И если для объяснения этого явления обратиться к концепции одаренности, то не сложно понять, что эти дети на данном временном отрезке своей жизни, в силу каких-то не очень явных пока причин, не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам «выдающиеся способности», «креативность», но показывают высокий уровень мотивации, что, конечно же, очень существенно, прежде всего, в плане будущего развития.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика-система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценке ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика [7].

Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнении к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке [8].

Оборудование информационных уголков, стендов с творческими работами детей в кабинетах и холлах, служат не только созданию информационной развивающей среды, но и решают еще одну очень важную задачу — популяризацию достижений способных детей. Это помогает младшему школьнику испытать чувство удовлетворения от признания его успехов.

Уделять значительное внимание одаренным детям можно, правильно организовав внеклассную работу. Внеклассная работа и система дополнительного образования способствуют развитию у детей самостоятельности, творческого самовыражения личности. Внеклассная работа по предмету имеет большое воспитательное и образовательное значение и проводится в тесной связи с урочной, классной работой. Она углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей детей, удовлетворяет потребности детей в получении знаний. Различные виды внеклассной работы обеспечивают возможность создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной и коллективной деятельности.

Строя внеклассную работу с талантливыми детьми, нужно помнить о факторах уязвимости таких детей:

-       стремление достичь высшего уровня;

-       критическое отношение к собственным достижениям, в следствии чего — низкая самооценка;

-       сверхчувствительность к оценке их деятельности, поведения и мышления;

-       потребность во внимании взрослых.

Проведение внеклассных мероприятий, таких, как «Конкурс смекалистых», «Турнир любознательных», «Эстафета знаний», «Интеллектуальный марафон», формирует познавательную и творческую активность учащихся.

Создание научно-познавательного общества в начальной школе способствует развитию одаренности. Ребенок — исследователь от природы, воплощает свою творческую энергию, активно исследует окружающий мир [3]. Взрослым же интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика. Организуя научно-познавательное общество для детей начальной школы, педагог предполагает различные варианты включения ребенка в исследовательскую деятельность: проведение школьных олимпиад, конкурсов, проектов, смотров знаний и даже научно-познавательной конференции.

Естественно, исследовательская деятельность учащихся, как правило, не приобретает массовый характер и поэтому проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задачи этой работы — сформировать навыки исследовательской деятельности и социально активную жизненную позицию.

В заключение следует подчеркнуть, что одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. Именно поэтому одаренные дети особенно нуждаются в помощи взрослых, в их внимании и руководстве.

Литература:

1.                  Верина Л. А. Таланты будущих поколений // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 33.

2.                  Савенков А. Одаренные дети в массовой школе // Первое сентября. — Начальная школа. — 2003. — № 29, 30.

3.                  Савенков А. Самостоятельно — исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 48.

4.                  Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. — М.: Дрофа, 1997.

5.                  Мартемьянова Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. 1999. № 4. С. 19–21.

6.                  Мильруд Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: Дис. доктора пед. наук. М. 1992.

7.                  Психология одаренности детей и подростков / под редакцией Н. С. Лейтеса. — М., 1996.

8.                  Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle