Авторы: Поворознюк Ольга Алексеевна, Вокуева Татьяна Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Поворознюк О. А., Вокуева Т. В. Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 839-841.



В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Ключевые слова: социализация, педагогическая поддержка, дети с ОВЗ

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Педагоги обсуждают новые пути социализации детей с ОВЗ. Одним из средств, повышающих эффективность работы в данном направлении, является организация и реализация педагогической поддержки в образовательном процессе.

Для выявления уровня социализированности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе была проведена диагностика по трем методикам.

Цель нашего исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе.

Была выдвинута гипотеза о том, что социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

1) Создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся

2) Учет интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.

Для достижения поставленной цели, а также для подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи: На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить сущность и содержание социализации детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическое явление. Выявить и обосновать особенности педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявить и обосновать педагогические условия организаций педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе. Реализовать и выявить эффективность педагогических условий организаций педагогической поддержки в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: социализация — это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею); педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман). [2, с.19]

Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы ОЧУ «ИПГ» г.Ишима (экспериментальный класс). В эксперименте приняли участие ученики 4 класса в количестве 30 человек.

Для того чтобы обеспечить улучшение процесса социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и для реализации педагогических условий, была проведена система занятий с использованием театротерапии на основе образовательной программы педагога дополнительного образования Натальи Тимофеевны Поповой «Круг».

Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.

Для того чтобы проверить эффективность нашей работы на формирующем этапе, основными критериями социализации мы определили:

Критерии

Показатели

Методики оценки

Самоидентификация

Выявление системы представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди

Мое состояние

Самоидентификация места в коллективе

Изучение межличностных отношений в коллективе

Социометрия

Самоидентификация своего места в мире

Оценка удовлетворенности условиями ОУ, в котором пребывает ребенок

Методика оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни социализированности детей с ОВЗ:

Низкий уровень — дети с заниженной самооценкой, испытывают трудности в учебе, плохие межличностные отношения, не проявляют желание общения с окружающими, с негативным эмоциональным настроем, требование школы и просьбы учителя воспринимаются «в штыки», не воспринимаются коллективом, нет желания посещать школу, являются изгоем в коллективе, имеют высокий уровень дискомфорта, неуверенность и повышенную самокритичность.

Средний уровень — самооценка занижена, нейтральное отношение в коллективе, посещают школу, но не имеют большого желания это делать, в большей степени для общения с друзьями, учеба для них не интересна. Предметы и занятия выбирает по принципу «нравится-не нравится». Достаточно активно участвуют в жизни школы, но нет стремления к самостоятельности.

Высокий уровень — дети с адекватной самооценка, в хороших отношениях в классе, с желанием посещает занятия, положительно относятся к школе и своему коллективу. Их характеризует самостоятельность и тяга к самообразованию. Проявляют желание исполнять школьные требования, просьбы учителя. Ученик общительный, с положительным эмоциональным настроем. Проявляет доверительные отношения в классе.

По результаты методики «Мое состояние» ребенок с ОВЗ находился на низком уровне, которому соответствует характеристика «Поведение зависит от окружающих. Ученик легко падает духом, с трудом занимается тем, что ему не нравится. На ученика оказывает влияние окружающая обстановка. Он не всегда является хозяином своих решений, зависит от настроения своего и чужого, бывает слишком эмоционален». После проведения системы занятий с использованием театротерапии ребенок с ОВЗ практически достиг нижней планки среднего уровня самооценки, ему не хватило 1 балла. При этом динамика данного ребенка оказалась самой высокой из всего класса, что говорит об эффективности проведенных занятий направленных на социализацию детей с ОВЗ. По проведении методики «Социометрии», на констатирующем этапе, ребенок с ОВЗ в результате исследования получил статус «оттесненный», при повторной исследовании он получил статус «принятый». По результатам методики оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении, можно сделать вывод о том, что в классе произошли очень значимые изменения: на 5 человек изменилось количество полностью удовлетворенных детей, на 1 человека (ребенок с ОВЗ) увеличилось количество детей со средней степенью удовлетворенности жизнью в школе.

На основании полученных данных можно сделать вывод об эффективности программы социализации детей на основе педагогической поддержки. Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.

Такой подход позволяет создать условия для дальнейшего раскрытия потенциала каждого ребенка, в частности таких особенных детей, как дети с ОВЗ. Психологический комфорт, который позволяет создать программа педагогической поддержки, создает базис, позволяющий детям комфортно обучаться вместе с «особенными» детьми. Педагогическая поддержка на основе культурологического подхода позволяет нивелировать проблемы в отношениях между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.

Литература:

  1. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20.
  2. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.
  3. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.
  4. Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.
  5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 673 с.
  6. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, социализации детей, педагогической поддержки, педагогической поддержки детей, общеобразовательной школе, использованием театротерапии, наклонностей детей, процессе организации совместной, организации внеурочной работы, совместной деятельности учащихся, организации совместной деятельности, уровня социализированности детей, организаций педагогической поддержки, процессе социализации детей, проблема социализации детей, комфортной атмосферы, пути социализации детей, социализации детей младшего, содержание социализации детей, педагогических условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос