Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Малинкина А. В., Арифуллина Г. Ш. Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе? // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 298-299. — URL https://moluch.ru/archive/159/44863/ (дата обращения: 21.11.2019).



В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а также формы урочной и внеурочной работы с одаренными детьми.

The article considers the main approaches to the organization of teaching and educational work with gifted children in primary school. The main components of this process are presented, including the statement of the goal of pedagogical influence, its principles, as well as the forms of curricular and after-hours work with gifted children.

Проблема эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми представляет собой сложную задачу, решить которую возможно лишь с позиций комплексного психолого-педагогического подхода.

Для определения стратегии и основных педагогических технологий необходимо четко представить основные составляющие процесса:

− ведущие характеристики субъекта обучения- одаренного ребенка;

− принципы построения педагогической работы;

− наиболее эффективные формы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Нами были изучены основные характеристики одаренных детей, которые кратко представлены в таблице 1.

Таблица 1

Название характеристики

Сущность

  1. Умственные способности

Интеллектуальный показатель IQ на порядок выше нормы

  1. Личностные особенности

Требовательность к себе и результатам своей работы, любознательность.

  1. Способности

Развитое творческое воображение, интерес ко всему необычному. Часто — ярко выраженные специальные способности, связанные с интересом к определенному предмету.

Для организации успешной работы с одаренными детьми учитель должен определить цель и задачи, что в итоге влияет и на выбор форм педагогического воздействия.

Целью работы, на наш взгляд, является создание оптимальных условий благоприятной образовательной среды для развития одаренных детей. Эти условия должны иметь опережающий характер, позволяющий учитывать перспективы индивидуального образовательного маршрута каждого ученика.

К основным принципам педагогического воздействия следует отнести:

− организацию дифференцированного подхода в обучении, предполагающего углубление и расширение «образовательного пространства предмета» [1];

− Применение соответствующих форм урочной и внеурочной работы;

− Внимание к усилению «межпредметных связей в индивидуальной работе учащихся» [2], что обеспечивается разработкой олимпиад, предметных недель и т. д.

Формы и приемы педагогического воздействия включают:

  1. Деятельность по развитию детей на уроке, где в качестве основных образовательных технологий выступают: творческие работы, презентации, интерактивные технологии, решение проблемно-ориентированных задач, проектная деятельность.
  2. Внеурочная работа предполагает использование следующих технологий:

− деятельность исследовательских кружков и секций, например «Юный краевед», «Юный геолог», «Фарадей» и т. д.

− работа в творчески ориентированных клубах, например «Мастерская словесности», «Палитра» и т. д.

− проведение конкурсов «Учение года» (включающие конкурсы поэтов, чтецов, интеллектуальные игры и т. д.

− Организация групповых занятий, например, «Математика в играх», «Искусство слова» [3].

Важную роль играет и организация самостоятельной работы одаренных учеников, в том числе применение дифференцированных домашних заданий, работа с рекомендуемой литературой и образовательными интернет-ресурсами.

Педагоги-практики подчеркивают необходимость создания учениками портфолио, как портфеля достижений, возможно, имеющего определенную направленность для одаренного ученика.

Таким образом, организация работы с одаренными детьми в начальной школе должна способствовать:

− выявлению детей в ходе творческих и интеллектуальных конкурсов, тренингов и т. д.

− развитию и совершенствованию методики преподавания;

− созданию благоприятной образовательной среды для одаренных учеников, имеющей в основе определенную педагогическую концепцию.

Литература:

1. Магомедгаджиева А. М. Проблема работы с одаренными детьми на уроках математики с использованием интерактивных технологий // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Под редакцией А. В. Петрова, Н. С. Часовских. 2016. – С. 157–160.

2. Пелевина И. А. Педагогические приемы работы с одаренными детьми в начальной школе//Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2016. № 1. С. 38–39.

3. Мещерова А. А. Опыт организации работы // Нижегородское образование. 2009. № 1. – С. 98–104.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое воздействие, внеурочная работа, ребенок, учебно-воспитательная работа, начальная школа, благоприятная образовательная среда.


Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]: ‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; ‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Так же, как и основная учебная деятельность учащихся начальных классов, внеурочная работа настроена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Расширение психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебно-воспитательном процессе

Включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду школы как условие их успешной адаптации в современном обществе

Построение образовательной среды современной школы

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]: ‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; ‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Так же, как и основная учебная деятельность учащихся начальных классов, внеурочная работа настроена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]: ‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; ‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Так же, как и основная учебная деятельность учащихся начальных классов, внеурочная работа настроена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Расширение психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебно-воспитательном процессе

Включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду школы как условие их успешной адаптации в современном обществе

Построение образовательной среды современной школы

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]: ‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; ‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность. Современный учебно-воспитательный процесс требует новых

Их реализация осуществляется всеми педагогами школы. Но традиционно работа по...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Так же, как и основная учебная деятельность учащихся начальных классов, внеурочная работа настроена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии

Задать вопрос