Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.11.2014

Статья просмотрена: 8469 раз

Библиографическое описание:

Красникова, А. С. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) / А. С. Красникова, Д. П. Галкин, А. А. Элязян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13960/ (дата обращения: 22.12.2024).

В настоящее время, в условиях постиндустриального общества, с активным развитием смешанной экономики, в России на первый план выходит значимость малого предпринимательства. Это определенно сказывается на изменении не только экономической функции данной формы бизнеса, но и социальной. Сегодня практически невозможно представить процесс общественного воспроизводства без участия в нем малых и средних форм предпринимательства, что позволяет обеспечить успешное развитие и устойчивый рост эффективности производства.

На сегодняшний день, малые и средние формы предпринимательства (МСП) являются одними из флагманов рыночной экономики. Стоит отметить, что в ведущих европейских странах около 60–70 % ВНП приходится на долю малого бизнеса, а в отдельных отраслях экономики достигает порядка 75–80 %. [1] Не удивительно, что в таких странах, как Франция и Германия, наблюдается активная поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ежегодно в России создается более 5 000 организаций, большинство из которых являются малыми формами предпринимательства. На высшем уровне постоянно анонсируются новые меры и виды поддержки, но не всегда это приводит к ощутимому результату. Так, программы по поддержке субъектов МСП в России значительно уступают по уровню и эффективности аналогичным европейским программам. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные Минэкономразвития России: доля сектора МСП в ВВП составляет около 19–21 %, в то время как в странах Европы на долю данного сектора приходится 50–60 % ВВП. [2]

Для того чтобы вновь созданное предприятие смогло выйти на рынок, закрепить на нем свои позиции и стать успешным, необходима помощь со стороны государства. Государственное стимулирование развития МСП заключается не только в финансировании, но также в поддержке на законодательном уровне, создании инфраструктуры, введении налоговых и кредитных льгот и других преференциях.

Малые и средние формы бизнеса являются движителями национальной экономики страны. Это обусловлено тем, что в отличие от крупных компаний, международных компаний, именно сектор МСП обеспечивает инновационное развитие экономики и государства в целом. В то же время такой путь содержит много рисков и неожиданных поворотов. Недостаточно просто придумать инновационный продукт, его необходимо внедрить на существующий рынок или создать новую нишу. Все составляющие инновационного цикла требуют больших, для представителей малого бизнеса, ресурсных вложений. В таком случае поддержка со стороны на различных стадиях и уровнях процессов крайне необходима.

Отметим, что государство может оказать помощь, включающую в себя следующие компоненты:

-        Налоговые льготы и упрощения

-        Создание особых экономических зон

-        Создание и/или развитие инфраструктуры

-        Предоставление льгот по кредитам

-        Таможенные льготы для иностранных инвестиций

-        Предоставление бюджетных инвестиций

-        Предоставление субсидий из областного бюджета.

В свою очередь, поддержка государства на законодательном уровне подразумевает множество мероприятий, таких как:

-        Совершенствование нормативно-правового регулирования для МСП

-        Совершенствование налоговой политики и специальных режимов

-        Снижение страховой нагрузки для малых предпринимателей

-        Имущественная поддержка предпринимателей

-        Привлечение представителей малого и среднего бизнеса к исполнению муниципальных и государственных заказов

-        Защита прав предпринимателей

-        Защита интеллектуальной собственности МСП

Следует обратить внимание, что при создании малого бизнеса, учредители ищут стартовый капитал и финансирование, основными источниками которого, как правило, являются финансовые возможности семьи и друзей. Но этих средств недостаточно для закрепления позиций на рынке. В то же время частные инвесторы не торопятся вкладывать свои деньги в малые формы предпринимательства, так как для них это неоправданный риск. Кредитные организации, выдавая ссуды, предпочитают малому бизнесу, крупные предприятия, как более надежных клиентов. Таким образом, роль государства не должна ограничиваться только финансированием деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство должно обеспечить малому и крупному бизнесу равный доступ к кредитным средствам.

Все вышеперечисленные формы участия государства в экономике и меры стимулирования малого и среднего бизнеса в России отличаются от европейских аналогов. Рассмотрим ситуацию с поддержкой МСП в Европе на примере развитых стран, таких как Германия и Франция.

В ведущих экономических странах Европы таких, как Германия и Франция, особенно понимают социально-экономическую значимость субъектов МСП и пытаются всячески способствовать развитию данных форм бизнеса на уровне государства. Наибольшую активность государства проявляют в программах финансирования, социальных программах и нормативно-правовом регулировании.

Особенностью государственной поддержки МСП в Европе являются преференции и льготы при получении кредитов. Так, например, в Германии, коренные жители, желающие открыть свой бизнес, имеют возможность получения государственного кредита размером до 50 тыс. евро сроком до 20 лет. Начинающий бизнесмен освобождается от уплаты процентов по кредиту на протяжении первых двух лет предпринимательской деятельности. Далее, в течение следующих 8 лет предприниматель обязан выплачивать проценты по льготным ставкам в размере 4–5 % годовых (для сравнения, в России данная ставка от 15 %). И уже, начиная с 11-ого года, бизнесмен начнет погашать саму сумму кредита.

Граждане ФРГ, пожелавшие начать свое дело, имеют право и на специальный кредит в государственном банке на основе своего бизнес-плана. Ставка по такому кредиту составит 0,75 % годовых, выдается в случае действительно качественного бизнес-плана, который проходит экспертную проверку на 4 независимых уровнях. И только в случае одобрения всех четырех инстанций предприниматель получит необходимую сумму денежных средств.

Значительная доля финансирования со стороны Министерства экономики и технологий Германии распределяется между двумя программами — Центральную инновационную программу для МСП и Программу инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой. Размер субсидий ограничен потолком в 350 тыс. евро для компаний, 175 тыс. евро для научных учреждений и 75 тыс. евро на услуги и консультации для поддержки инноваций. [3]

В то же время, во Франции политика поддержки малого и среднего бизнеса направлена не столько на прямое субсидирование или финансовую обеспеченность компаний, сколько на создание благоприятной среды для устойчивого функционирования и успешного развития субъектов МСП, и обеспечения малым формам предпринимательства доступа к кредитам и займам с помощью создания гарантийных фондов. [4]

На сегодняшний день в России задекларирован широкий спектр мероприятий по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Среди всего прочего, в нем есть такие важные для предпринимателей виды поддержки, как субсидирование лизинговых платежей и уплата первоначального взноса до 10 млн. рублей, субсидии на покупку оборудования из расчета 10 млн. рублей на одного предпринимателя. Также достаточно перспективным выглядит создание организаций микрофинансирования, предоставляющих кредиты до 1 млн. рублей сроком до 1 года под 10 % годовых.

Для действующих инновационных компаний предусмотрены компенсации затрат до 15 млн. рублей, а начинающим инноваторам — до 500 тыс. рублей на одного предпринимателя.

Распределение бюджетного финансирования по основным направлениям в 2013 году проводится последующей структуре: 55 % от общего объема выделенных средств приходится на «прямые» меры финансовой поддержки, а 45 % на «непрямые» меры поддержки МСП в виде создания и развития инфраструктуры. [2]

Во Франции наблюдается следующая ситуация с поддержкой малых и средних предприятий со стороны государства. Отличительной особенностью политики поддержки развития МСП является освобождение вновь созданных бизнесов от уплаты всех видов налогов в течение 2 лет, в том числе и налога с инвестируемой части прибыли. Банки готовы предоставлять кредиты и субсидии на льготных условиях, чем стимулируют рост МСП на территории страны. Также нельзя не отметить заинтересованность частных и муниципальных фондов в стимулировании развития малых и средних форм бизнеса. В свою очередь данным фондам предоставляются различные налоговые преференции от государства. Особое отношение государство проявляет к предприятиям, открывающимся в так называемых «экономически депрессивных зонах», путем предоставления скидок и, возможно, отмены отчислений в социальные фонды. В современной Франции сильно распространена практика предоставления бесплатных консультаций различных специалистов в области юриспруденции, учета и аудита, менеджмента, маркетинга и т. д.

В вопросах поддержки и помощи субъектам МСП французское правительство взяло курс на обеспечение оптимальных условий ведения бизнеса на территории страны. В рамках следования взятому курсу государство реализует целый ряд программ, включающих в себя помощь в финансовом планировании, предоставление государственных гарантий «молодым» компаниям и различные меры по предотвращению банкротства предприятий.

Существенное отличие от России наблюдается в области поддержки и развития инновационных товаров и услуг. Инновационные предприятия ориентированы на поиск ниш на рынке инноваций, с последующим созданием в них новой продукции. [4]

Стоит также отметить, что в последние десятилетия экономика Франции подверглась модернизации и глобализации. В связи с этим многим крупным организациям стало невыгодно производить различного рода запасные части и комплектующие для своей основной продукции. В свою очередь, крупные промышленные фирмы на взаимовыгодных условиях помогают развитию малого бизнеса, будь то оборудование, технологии и прочее.

Еще одной главной задачей для стимулирования роста и развития МСП французское правительство поставило развитие международных торговых отношений и рост экспортного потенциала малого бизнеса. Государство помогает компаниям в поиске и налаживанию доверительных торговых отношений с иностранными партнерами. Только лишь за 2009–2010 года Францией было потрачено около 1 млрд. евро на развитие экспорта. [5]

Также в Германии ведется постоянная деятельность по совершенствованию законодательства в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Например, только за 2006–2008гг. были изданы три закона, которые позволили значительно упростить проведение порядка 90 административных процедур.

Грантовая поддержка также имеет место в системе поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Германии. Так, исследовательский центр «Юлих» предоставляет стипендии и субсидии студентам, выпускникам, научным сотрудникам, которые занимаются разработкой проектов в различных сферах производства. Размеры субсидий, выделяемых исследовательским центром на покупку оборудования, материалов, заработную плату, проведение различных работ могут достигать 150 тыс. евро.

Отдельное внимание стоит обратить на финансовую поддержку субъектов МСП, которую оказывает банк развития KfW. Любые организации (включая церковь) могут претендовать на получение субсидий, если они занимаются развитием и облагораживанием социальной структуры, будь то строительство и содержание детских садов, школ, больниц и так далее.

Как и во Франции, в Германии распространены различные программы по повышению квалификации и переподготовки кадров для малого бизнеса. Средства, необходимые для проведения различных тренингов, семинаров, конференций и мастер-классов выделяются из государственного бюджета. Подобные мероприятия проводятся для различных групп граждан, таких как: женщины-руководители, руководители-иммигранты или молодые предприниматели-инноваторы. Начинающие бизнесмены могут воспользоваться бесплатными услугами по консультированию специалистами в различных направлениях их будущей деятельности и затронуть такие вопросы, как охрана труда, мотивация сотрудников, построение команды («team-building») и эффективное распределение времени («time-managment»).

В России картина кардинально отличается от ситуации в развитых странах Европы. Правительство в программе поддержки МСП занимается созданием Центров инноваций социальной сферы, созданием новых и развитием существующих технопарков и бизнес-инкубаторов, созданием промышленных парков. В больших масштабах усилия государства направлены на поддержку строительства и развития монопрофильных муниципальных образований, в числе которых моногорода «Сколково», «Иннополис» и другие. В отличие от Франции к проблеме модернизации производства было решено подойти с финансовой точки зрения, вместо того, чтобы наладить деловые контакты между представителями крупного, среднего и малого бизнесов.

Касательно развития экспорта на уровне МСП, государство так же, как и во Франции, берет на себя поддержку экспортно-ориентированных малых компаний, но за счет покрытия расходов по процентным ставкам и сертификации. К сожалению, установление и поддержка стратегических партнерских отношений на уровне малых форм бизнеса не входит в сферу помощи государства.

На сегодняшний день в России активно развиваются системы по повышению квалификации и переподготовки кадров для малого предпринимательства. Создаются бесплатные и платные курсы, тренинги, семинары по вопросам организации бизнеса, производства, управления персоналом, формированию эффективной команды и многое другое.

Государственная поддержка малых и средних форм предпринимательства можно разделить на две составляющие: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций.

Россия, Франция и Германия сходятся по основным направлениям поддержки субъектов МСП, но ощутимо разнятся в способах и методах ее оказания. Эффективность многих проводимых программ в нашей стране ставится под вопрос по нескольким причинам, среди которых невозможность оценить эффект и эффективность от программы (например, создание Центров инноваций социальной сферы), неправильное освоение бюджетных средств, чрезмерная грантовая поддержка начинающих бизнесменов, которая порождает «грантоедов».

В то же время стоило бы обратить внимание на опыт европейцев в данном деле. Весьма эффективным выглядит модернизация производства за счет установления деловых контактов между субъектами МСП и представителями крупного бизнеса, в результате которого, МСП стал своего рода «подносчиком снарядов» для больших компаний. Это позволило бы одновременно решить проблему поиска финансирования малого бизнеса.

С точки зрения прямого финансирования следует изучить систему кредитования с низкой процентной ставкой с опциями заморозки кредита на первый год или освобождения от выплат суммы кредита в течение первых лет, как в Германии.

При развитии системы подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников для малого бизнеса стоит перенять опыт и наработки Германии и Франции, так как у них система уже отлажена и учебные программы адаптированы под бизнес. Наши же программы пока находятся на стадии доработки.

Адаптация эффективного зарубежного опыта поддержки субъектов МСП под российские реалии и внедрение в российскую бизнес-среду позволит нашей стране придать мощный импульс в развитии малого предпринимательства и экономики страны в целом.

 

Литература:

 

1.         Девятаева Н. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения [Текст] / Н. В. Девятаева, Т. А. Базарнова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 503–505

2.         http://pmp.tmbreg.ru/content/download/attached,1023/download.php

3.         Инвестиции. Развитие. Консалтинг. Исследование рынка. 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mb.tomsk.ru/static/files/2014/podderzhki-sektora-msp.pdf —2014. — Загл. с экрана

4.         Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. МСП Банк. Аналитический центр. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/MSB_int-new.pdf —2013. — Загл. с экрана

5.         J.-M. Degeorge. 100 fiches sur l’entrepreneuriat / J.-M. Degeorge, A. Hounounou, O. Rousset. — P: Bréal, 2010. — 239 p.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, малый бизнес, среднее, Германий, государство, малая форма предпринимательства, малое предпринимательство, форма бизнеса, форма предпринимательства, Франций.


Похожие статьи

Развитие совместного предпринимательства в России и за рубежом

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике

Проблемы и перспективы банковского обслуживания малого и среднего бизнеса

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

Проблемы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Похожие статьи

Развитие совместного предпринимательства в России и за рубежом

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике

Проблемы и перспективы банковского обслуживания малого и среднего бизнеса

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

Проблемы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Задать вопрос