Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 22620 раз

Библиографическое описание:

Силакова, О. В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса / О. В. Силакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13216/ (дата обращения: 27.12.2024).

Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения приобрели особую злободневность и значимость. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур, т.к. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по тяжеловесности, часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами.

Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области [3,5,6,8,9]:

Достижение цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

• Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

• Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

• Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

• Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

• Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся в реализации комплексной безопасности образовательного учреждения [7]:

·                     снижение количества происшествий в образовательном учреждении;

·                     постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

·                     убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

·                     воспитание сознательного отношения к безопасности;

·                     популяризация новых средств обеспечения безопасности;

·                     внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

·                     создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Комплексная безопасность образовательных учреждений (КБОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов [1, 2, 10-13]. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Цель КБОУ - обеспечение безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности, который отвечает:

- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
- за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;

-  за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
- за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Таким образом, комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях [13].

Под системой обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения понимается — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях[13].

Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен предполагать построение логичной системы, обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи, которая представлена на схеме «Система комплексной безопасности образовательного учреждения» (см. рисунок 1).

Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.

Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:

 -  проектные документы на: территорию застройки ОУ; сети и коммуникации; здания и сооружения;

- данные о: количестве и качественных характеристиках персонала ОУ; составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ; способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

Основными параметрами проектирования систем безопасности ОУ являются:

1. оценка: общих угроз в регионе; возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки; конструктивных особенностей зданий и помещений,



связанных с обеспечением действий спецподразделений; состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ;

2. расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности; выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности;

3. определение: оптимальных режимов работы технических систем; алгоритмов принятия решений и действий.

Технические системы комплексной безопасности ОУ должны быть автоматизированные, такие как: контроль автотранспорта; идентификации личности; системы доступа в здания и помещения; системы оповещения и управления эвакуацией; пожарной безопасности и другие. Основные требования к техническим системам безопасности ОУ включают их комплексное использование и взаимное дополнение функций, важно также учитывать единые механизмы управления и алгоритмы принятия решения.

Требования к организационной структуре КБОУ должны выполняться в следующих направлениях:

- способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля;

- в ОУ должны в наличие быть дежурные группы экстренного реагирования, способные до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать возникшую чрезвычайную ситуацию;

- важно исключить дублирования функций и двойной подчинённости;

- должна быть конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;

- профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.

Чтобы эффективно решать проблемы комплексной безопасности конкретного ОУ, необходимо делить возможные опасности по степени их угрозы на качественном уровне и в соответствии с полученными результатами определять содержание практических мероприятий.

Подводя итог выше сказанному, приходим к выводу, что система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся [4, 13].

Литература:

1.                  Гаврилов М.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении /ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2007.-№ 11 -с. 8-13.

2.                  Замкова В.И. Терроризм – глобальная проблема современности./ В.И Замкова, М.Э. Ильчиков.- М.,1996.

3.                  Киселева Э.М., Михайлов Л.А., Ли Ю.А. О культуре безопасности студентов педагогического университета. В  сборнике: Здоровье детей как ценность культуры материалы Х Международной конференции. Главный редактор К.В. Султанов. 2003. С. 307-309.

4.                  Концепция национальной безопасности РФ( утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г.№1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24).

5.                  Локтионов Н.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Н.И.Локтионов, М.Н.Дудко, В.И.Юртушкин. – М.,2000.

6.                  Михайлов Л.А., Соломин В.П., Старостенко А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – СПб., 2005.

7.                  Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

8.                  Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2005.

9.                  Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М., Сибирякова З.А. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007.

10.              Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68;

11.              Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г.№3ФЗ;

12.              Федеральный закон « О противодействии терроризму»от 06.03.2006 г.№35-ФЗ;

13.              Концепция безопасности образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php.

Основные термины (генерируются автоматически): комплексная безопасность, образовательное учреждение, обеспечение безопасности, безопасное функционирование, готовность сотрудников, система, техническая система безопасности, гражданская защита, местное самоуправление, организационная структура.


Похожие статьи

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Правовая основа сохранения здоровья обучающихся в образовательном учреждении

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения учащихся

Роль мероприятий культурно-массовой направленности в работе с воспитанниками, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

Организация проектной деятельности по формированию профессионально-личностной готовности педагогов ДОУ к решению проблем по обеспечению безопасности и качества образовательного процесса

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Похожие статьи

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Правовая основа сохранения здоровья обучающихся в образовательном учреждении

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Использование функциональных возможностей учебно-воспитательного процесса в целях реализации профилактических мероприятий зависимых форм поведения учащихся

Роль мероприятий культурно-массовой направленности в работе с воспитанниками, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

Организация проектной деятельности по формированию профессионально-личностной готовности педагогов ДОУ к решению проблем по обеспечению безопасности и качества образовательного процесса

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Задать вопрос