Когда мы говорим о детском коллективе не стоит забывать, что личность каждого нахимовца уникальна. Время его адаптации, степень вовлеченности в спортивные и культурно-массовые мероприятия индивидуальны. Есть воспитанники, которые с первых дней пребывания в училище ярко проявляют себя как сильные лидеры, выдающиеся спортсмены, талантливые танцоры, певцы и чтецы. А есть замкнутые нахимовцы, которым требуется куда больше времени и сил для того, чтобы преодолеть страхи и показать себя. Таким воспитанникам тяжелее найти свое место в классном коллективе, завоевать уважение окружающих сверстников и, как следствие, адаптироваться к особенностям жизни в учебном заведении пансионного типа. Именно такие нахимовцы требуют повышенного психолого-педагогического внимания со стороны воспитателей, педагога-организатора и педагога-психолога учебного курса.
Первоочередной задачей для педагогического коллектива учебного курса является выявление данной группы нахимовцев. Для этого проводится систематическая работа воспитателей в тесном взаимодействии с педагогом-психологом курса, а именно проводятся тестирования, беседы и постоянное наблюдение за классным коллективом.
Для того чтобы каждый воспитанник смог ощущать себя комфортно в стенах училища, ему надо найти свое место в едином механизме курсового коллектива. В связи с этим, следующая не менее важная задача воспитателей помочь нахимовцам в этом.
Данную категорию детей можно условно разделить на 2 группы. Первая группа — нахимовцы, которые хотят привлечь к себе внимание окружающих через нарушение правил, вызывающее, а и иногда и агрессивное поведение. С такими воспитанниками проводятся индивидуальные беседы. С ними и их родителями работают педагог-психолог и методист по социальной работе. Как крайняя мера воздействия — их вызывают на Нахимовский совет училища.
При грамотной работе всех членов педагогического коллектива курса таких нахимовцев получается направить в правильное русло. Так, например, через спортивные мероприятия (курсовые спартакиады, эстафеты) их вовлекают в занятия в спортивных секциях.
Для вовлечения большего числа нахимовцев в культурно-массовые мероприятия на нашем учебном курсе систематически проводятся военно-спортивные праздники и квест-игры. Отличительной особенностью этих мероприятий является обязательная военно-морская составляющая. К примеру, педагогами-организаторами была разработана квест-игра «Секретный фарватер», состоящая из 9 станций. На каждой станции нахимовцы могли продемонстрировать свои знания о военно-морском флоте, начиная от званий и погон и заканчивая военно-морскими обычаями.
Мероприятия такого плана помогают воспитанникам не только показать свои навыки и умения, но и продемонстрировать себя сверстникам, как положительного лидера.
Кроме того, данных нахимовцев закрепляют за определенным сектором классного самоуправления (будь то создание боевого листка или сектор, отвечающий за порядок). Особую заинтересованность у нахимовцев вызывает работа экологического десанта по озеленению территории. Таким образом, нахимовцы чувствуют свою ответственность за определенную работу, и ощущает свою роль в коллективе.
Вторая группа — это отстраненные от класса воспитанники, чувствующие себя дискомфортно в социуме. Чаще всего они сознательно не стремятся проявить себя, чтобы не привлекать к себе внимание окружающих. Они опасаются пробовать себя в чем-то, поэтому чаще всего практически нигде не участвуют и проявляют себя только в учебе.
Работа с этой категорией нахимовцев разительно отличается от действий с воспитанниками первой группы. На первый план выступает деятельность педагога-психолога, который общаясь с воспитанником узнает о его интересах и навыках. И, при взаимодействии с педагогом-организатором учебного курса, раскрывается творческий потенциал данных нахимовцев. А именно, они привлекаются к художественным конкурсам разной направленности. Так же они участвуют в художественной самодеятельности курса (в рамках конкурсантов или ведущих концертов).
Лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер говорил: «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный». Именно поэтому, педагогический состав нашего учебного курса совместно с нахимовцами сдает нормы ГТО, участвует в театральных постановках, плечо к плечу выступает с ними на сцене во время инсценированной песни, а также совместно принимаем участие в социальных проектах.
Грамотно спланированная и качественно проводимая воспитательная работа, учитывающая все базовые потребности и возрастные особенности обучающихся способна помочь воспитанникам, требующим повышенного психолого-педагогического внимания раскрыть себя и стать частью коллектива.
Литература:
- Внеурочная деятельность [Текст]: теория и практика.1–11 классы /сост. А. В. Енин. — М.: АСТ, 2017. — 189 с.
- Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза [Текст] / авт.-сост. Л. Б. Малыхина [и др.]. — Волгоград: Град, 2016. — 245 с.
- Петяйкин И. П. Психологические особенности решительности [Текст] /И. П. Петяйкин. — М.: Вече, 2007. — 216 с.
- Программа воспитания и социализации нахимовцев 5–9 классов филиала ФГКОУ Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации (Севастопольское президентское кадетское училище) [Текст]. — Севастополь: Севастопольское президентское кадетское училище, 2016. — 64 с.
- Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / М. А. Ступницкая. — Режим доступа: https://курсы.1сентября.рф