Одной из наиболее широко распространенных форм деструктивного поведения, являются различного вида зависимости, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психофизиологического состояния посредством приема определенных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Таким образом, именно уход от реальности является главным основанием, составляющим сущность зависимого поведения. При этом необходимо понимать, что неудовлетворяющая реальность — это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного, вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Взгляд на зависимое поведение в современных социально-психологических исследованиях определяет его как специфическое поведение, в «формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека». Так же следует отметить, что наряду с термином «зависимое поведение» или «зависимость», в качестве синонимов часто используются такие понятия как «аддикция» или сочетания «аддиктивное поведение», «аддиктивное состояние». При этом следует отметить, что зависимое поведение в отличие от зависимости чаще используется для описания ситуации, когда болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии ярко выраженной физической и индивидуальной психологической зависимости.
Выделяют три основных вида зависимостей:
химические зависимости;
нехимические зависимости;
промежуточные зависимости.
Все представленные виды зависимостей, несмотря на кажущиеся внешние различия, имеют принципиально схожие психологические особенности. В связи с этим можно выделить общие признаки зависимого поведения, прежде всего, данное поведение проявляется в устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, не насыщаемое.
В целях профилактики данного негативного явления в настоящее время разработаны и активно реализуются на практике различного рода методы профилактики зависимого поведения. В этой связи следует отметить, что в общенаучном плане термин «профилактика» означает предупреждение возникновения какого-либо процесса, явления или действия. В научно-прикладной трактовке профилактика — это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспобности и обеспечение долголетия. Применительно к процессу формирования зависимостей, профилактика понимается как «комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению зависимостей, на предупреждение развития и ликвидацию их негативных личностных, социальных и медицинских последствий».
Одним из наиболее распространенных методов профилактики зависимого поведения является информационный метод. Данный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение (ПАВ, игровая деятельность и т. д.), и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия. С точки зрения психологии, эффективность метода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом.
Существенную роль в профилактических мероприятиях играет также метод, связанный с формированием жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются навыки поведения и общения, которые позволяют субъекту контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с молодежью. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение субъекта в социальную деятельность. Такое научение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.
Метод «эмоционального научения» предполагает, что профилактическая работа концентрируется на ощущениях и эмоциях субъекта, а также на умении управлять ими. В основе метода лежат экспериментально подтвержденные положения о том, что зависимое поведение чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска, исходя из чего, риск зависимости может быть снижен путем развития эмоциональной сферы. Наиболее эффективным в образовательном процессе является использование психоэмоциональных методов коррекции функционального состояния (аутогенная тренировка, психогимнастика, арттрерапия, ролевая игра).
При использовании метода «физиологического воздействия» профилактическая работа осуществляется по принципу коррекции функционального состояния центральной нервной системы. Учитывая, что любые аддикции формируются с задействованием основных нервных центров и нейромедиаторов, то наиболее перспективным в образовательном процессе является использование психофизиологических методов коррекции (самомассаж, дыхательные упражнения, физические упражнения, воздействие на биологически активные точки).
Можно также указать на метод альтернативной деятельности, который базируется на положении о том, что при формировании своего рода позитивной зависимости от среды аддикт избавляется от негативного влечения. Пропаганда здорового образа жизни тоже играет существенную роль в профилактических мероприятиях. При таком подходе профилактика основана на воспитании альтернативных привычек, таких как занятия спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером формирования зависимого поведения.
На основе выше обозначенных методов составляются профилактические программы, реализуемые на нескольких уровнях. Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень — направленный на выявление и устранение причин, провоцирующих зависимое поведение. Он предполагает работу, как с группами риска, так и с лицами, не проявляющими склонности к зависимому поведению. Объектом профилактической работы на данном уровне является также ближайшее социальное окружение. Именно данный уровень может быть эффективно реализован в рамках общеобразовательных учебных заведений в контексте образовательного процесса.
Профилактика на вторичном уровне предполагает работу с теми, у кого наблюдается склонность к формированию зависимого поведения с целью изменения моделей поведения и развития личностных ресурсов, препятствующих зависимости. Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами профильных медицинских учреждений.
В заключении следует отметить, что подростковый, как и юношеский возраст является сложным «кризисным» этапом развития и характеризуется изменениями в психофизиологическом, психологическом и социально-личностном плане. Именно на этом этапе могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития зависимостей разных видов. Так как на данном возрастном этапе, значительная часть молодых людей «включены» в систему социальных институтов сферы образования, то активное применение различных методик профилактики зависимых форм поведения в рамках образовательного пространства представляется особенно актуальной и важной сферой деятельности. При этом образовательная модель профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях зависимостей; создание педагогических условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения учащихся; развитие их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
- Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
- Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
- Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
- Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
- Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
- Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
- Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
- Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
- Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
- Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
- Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.