Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовая основа сохранения здоровья обучающихся в образовательном учреждении

1. Общая педагогика
11.10.2013
34
Поделиться
Библиографическое описание
Песнохорова, Е. С. Правовая основа сохранения здоровья обучающихся в образовательном учреждении / Е. С. Песнохорова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4312/.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что мы находимся на стыке «времен», думаю что такой термин будет уместен. Данное утверждение обоснованно не чем иным, как новым Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, долгожданный можно даже сказать современный. Так как он отличается своей новизной, изменения в большей степени основаны на изменении сложившихся со времен СССР устоев образования, попыткой привнести в систему новые стандарты. Мы к сожалению вопреки желанию, не будем обсуждать все новые веянья закона, все его новшества и изменения, так как данное обсуждение не вписывается в формат нашей работы и не является её целью. Мы со свое стороны изучив новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лишь поговорим о тех его частях которые непосредственно затрагивают обозначенную тему.

Данный документ является «школьной библией» иначе и сказать нельзя, так вся работа общеобразовательного учреждения напрямую связана с исполнением данного закона, ну или не нарушением его же, тут кому как будет угодно.

Для начала посмотрим главу № 3 ФЗ и обратим внимание на статью № 28 которая звучит следующим образом «Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» ч.3 называется:

«К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:» п.16 «создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;», данный пункт напрямую относиться к здоровесбережению учащихся и обязывает образовательное учреждение не только обеспечить возможность но и создать благоприятные условия. Хотя законодатель не говорит о прямых мерах которые необходимо принять в связи с исполнением данного пункта, более подробно это расписано в должностных инструкциях и региональных нормативно правовых актах, тут необходимо следовать духу закона — то есть поддержать желание учащихся имеющих интерес к занятию спортом, выделить помещение, преподавателя, заявить на соревнования. В половине случаев помощь и содействие (создание условий) совсем не сводятся к материально технической базе, к выделению «денег» если хотите, а просто чуткое отношение и заинтересованность руководства общеобразовательных учреждений в благоприятном будущем учащихся.

Далее та же ст.28 ч.6 п.2 «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;» условия должны быть такими дабы обеспечить здоровье обучающимся. Немаловажное замечание, «работников образовательной организации» — создать безопасные условия для работников, соблюдать нормы охраны труда, оказывать психологическую поддержку, а так же по моему мнению и заниматься профилактикой здорового образа жизни среди педагогов, педагогических коллективов. Ответ очевиден, обучающийся берет пример и учиться на примере. Если учитель ведет здоровый образ жизни, помимо этого образовательное учреждение всячески способствует и поощряет это, то обучающийся взмет пример со своего преподавателя. И это является обязанностью образовательного учреждения, на мой взгляд очень важной обязанностью.

Продолжим мы положениями главы четвертой которая имеет название «Обучающиеся и их родители (законные представители)», которая непосредственно и содержит Статью 41. «Охрана здоровья обучающихся» почему данная статья находиться именно в этой главе я объяснить не могу, однако осмелюсь предположить следующее, что законодатель тем самым обращает внимание на такой момент — «что сохранение здоровья обучающихся в большей степени лежит на их родителях нежели на образовательном учреждении», а нормы по охране здоровья действуют лишь в то время когда обучающийся находиться в стенах учебного заведения.

«Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1)                              оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2)                              организацию питания обучающихся;

3)                              определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4)                              пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5)                              организацию и создание условий для профилактики заболеваний иоздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6)                              прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7)                              профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8)                              обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9)                              профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10)                          проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2.                  Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями».

Выдержка из ст № 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит нам дословно на языке закона, что входит в понятие охраны здоровья в общеобразовательном учреждении, а именно 10 пунктов которые не являются исчерпывающем перечнем. Законодатель напрямую возлагает охрану здоровья обучающихся на образовательное учреждение, обязывает его предпринимать все необходимые меры для этого (ч.2 ст.41 ФЗ).

Более того ст.43 «Обязанности и ответственность обучающихся» ч.1 «заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;» те самым закрепляет обязанность самого обучающегося должным образом относиться к своему здоровью, то есть учащийся обязан «быть здоровым», но по крайней мере делать все чтобы укрепить свое здоровье.

Далее сразу идет ст.44 ФЗ которая говорит об обязанностях родителей обучающихся и очень скудно отражает момент физического и нравственного воспитания ребенка, ч.1 «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В каком объеме и в какой период времени, до какого возраста, в каком качестве должно быть дано законодатель не указывает.

Вот мы и подошли к главе № 5 которая называется «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность» в частности нас интересует статья № 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников». Указанная статья распространяет свое действие на всех педагогических работников сферы образования, это очень большой круг лиц, в который конечно же входят преподаватели общеобразовательных учреждений (в том числе школ). Так же хочется отметить, что нет никакой градации по должностям, по преподаваемому предмету, это означает, что абсолютно все преподаватели (педагогические работники) обязаны исполнять данную норму закона Российской Федерации. Обратимся к ч.1 статьи № 48 пункт 4 которая звучит следующим образом «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;» другими словами каждый преподаватель независимо от дисциплины которую он преподает в образовательном учреждении обязан формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Почему мы столь пристально разобрали данную обязанность≤ Потому, что данный аспект деятельности преподавателя по сути является очень важным, однако ему уделяется очень мало внимания. Вот я и хочу подчеркнуть тот факт, что не только преподаватель физической культуры совместно с медицинским работником, в отдельных случаях совместно с заместителем директора по работе с учащимся, должен исполнять данную обязанность, а каждый преподаватель в рамках своих учебных часов. Не нужно «взваливать» весь груз ответственность за популяризацию здорового образа жизни на преподавателей физической культуры. Необходимо провести совместную работу, в рамках педсоветов, обязать включить необходимые пункты в учебные программы по каждой дисциплине, внедрять здоровосберегающие программы. Уверена, что положительный результат этих действий не заставит себя долго ждать.

Раз уж был рассмотрен столь подробно п.4 ч.1 ст.48 ФЗ то мы никак не можем оставить без внимания п.6 настоящей статьи который звучит «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;» Во исполнении данного пункта делается немало действий образовательными учреждениями, однако все же недостаточно как бы не грустно было констатировать данный факт. Это связано с теми моментами, что формируются классы учащихся по признаку ограниченных показателей здоровья, формируются программы для обучения таких категорий учащихся и это все безусловно хорошо, без этого уже нельзя представить современное образовательное учреждение. Однако мы боремся с последствиями, никаким образом не влияя на причину. Да, мы со своей стороны исполняем п.6 настоящей статьи и учитываем состояния здоровья учащихся при работе с ними, мирясь с тем, что более ничего сделать нельзя. А сделать можно, более того нужно, и мы вопреки ожиданиям не будем говорить о здоровосберегающих технологиях, гигиенических нормах и тому подобном, так же не будем говорить о тех вещах которые невозможно осуществить без расширения материально технической базы, так как этого бюджет любой муниципальной общеобразовательной школы в провинции, просто не выдержит. Мы говорим о простых вещах, но о кропотливой работе, ведение личных дел каждого из учащихся с отклонениями в здоровье, наличие точных диагнозов, формирование индивидуальных программ как ЛФК (лечебной физической культуры), так и дополнительных занятий, вовлечение родителей к решению проблем их ребенка. По каждому ученику — индивидуальная программа обязательна с планом проведения работы и мероприятий, статистика, графики улучшения состояния здоровья, обязательное сотрудничество с медицинскими работниками образовательных учреждений. И когда мы все, все педагогическое сообщество отважимся от формализма, перестанем быть равнодушными потому, что равнодушному педагогу не место рядом с детьми, а начнем просто соблюдать закон и заниматься реальной работой тогда мы вместе воспитаем не одно здоровое поколение.

Законодатель в главе № 5 «особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отельными категориями обучающихся» закрепляя то, о чем мы поговорили выше. В частности ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» непосредственно относиться к нашему разговору, данная статься уточняет категории обучающихся, конкретизирует какими свойствами должно обладать образовательные учреждения по работе с обучающимися с отклонениями здоровья, градирует уровни власти которые должны заниматься решением данных проблем.

Итак мы поговорили о всех или почти всех положениях касающихся организации здоровьесбережения обучающихся, вошедших в основополагающий документ регулирующий большинство правоотношений в сфере образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Убедились в том, что закон закрепляет охрану здоровья учащихся, может быть не в том объеме который нам бы хотелось видеть, однако недвусмысленно и четко. Из всего вышесказанного следует, что здоровьесбережение является одной из основных задач общеобразовательного учреждения и более того, за учреждениями закреплена прямая обязанность сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

Литература:

1.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный