В настоящее время общество переживает смену социально-нравственных ориентиров, поэтому подрастающее поколение на этапе становления личности сталкивается с особой сложностью выбора ценностей и норм поведения, которые приняты в современном обществе.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в познании социокультурной действительности, приобретении духовно-нравственных ценностей и усвоении правил и норм поведения в обществе. Именно на данном возрастном этапе происходит становление базиса личностной культуры ребенка.
Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одна из задач которого заключается в объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Прежде всего, определим сущность рассматриваемых феноменов: «ценности», «духовно-нравственные ценности», «социокультурные ценности», «правила и нормы поведения в обществе».
Ценности представляют собой нравственные и эстетические нормы, которые выработаны человеческой культурой и являются продуктами общественного сознания. Любые ценности индивид усваивает в процессе социализации (М. А. Дьячкова).
Под духовно-нравственными ценностями понимаются установки и ориентиры, которые выступают в качестве идеала, эталона должного, определяющие отношение человека к объектам действительности и регулирующие его поведение и деятельность (М. А. Дьячкова).
К духовным ценностям относится идеал личности, как гражданина и патриота, который выступает как образец, цель и результат воспитания (И. М. Дуранов). Нравственные ценности представлены добром, справедливостью, свободой, милосердием, миром, честностью, верностью, долгом, благодарностью (С. И. Маслов).
Разделяя точку зрения ряда авторов (С. В. Кахнович, С. А. Козлова, М. Д. Маханева), мы определяем социокультурные ценности как совокупность устойчивых моральных норм и правил, культурных особенностей, которые характерны для общества на определенном этапе его развития. Социокультурные ценности представлены знанием и пониманием истории своей страны, бережным отношением к историческому прошлому народов России, уважением и сохранением лучших традиций своей семьи и своего народа, уважением к себе как к личности, развитыми коммуникативные навыки.
Соблюдение правил и норм поведения в обществе являются социальными нормами, т. е. общими правилами и образцами поведения, которые сложились в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
Обобщая вышесказанное, можем утверждать о необходимости организации такого образовательного процесса, который представлен специально организованным, развивающимся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействием воспитателей и воспитанников, направленным на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности ребенка на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
В своей педагогической деятельности мы активно организовываем образовательной процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Рассмотрим средства, формы, методы и педагогические условия, которые применяются нами при организации такого образовательного процесса.
Средствами формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в дошкольной образовательной организации являются обогащенная развивающая предметно-пространственная среда детского сада и семьи и культурные практики дошкольного детства (игровая, познавательная, трудовая, художественно-продуктивная театрализованная и музыкальная, социально значимая проектная деятельность, чтение художественной литературы, взаимодействие с социокультурным окружением).
Формы работы с детьми включают организованную образовательную деятельность, ситуации повседневной жизни, самостоятельную деятельность детей,
социокультурные праздники и досуговые мероприятия, экскурсии и целевые прогулки, кружковую работу, музейную деятельность детского сада, встречи с интересными людьми — носителями культуры, внтурисемейную и межсемейную творческую деятельность.
Приоритетом являются активные методы воспитания, а именно, длительные творческие игры, поисковый диалог, практические дела, социокультурные тренинги, метод проектов.
Педагогические условия организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения заключаются в едином ценностно-смысловом контексте взаимодействия участников образовательного процесса, культурологическом обогащении развивающей предметно-пространственной среды, актуализации ценностно-смысловых аспектов содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическом сопровождение семьи, повышении компетентности воспитателей в рассматриваемых вопросах.
Таким образом, проблема организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в дошкольном учреждении является весьма актуальной и требует дальнейшего рассмотрения и разработки методического обеспечения не только на уровне дошкольной организации, но и на других уровня, что способствовало бы полноценному и гармоничному развитию личности дошкольника в современных условиях.
Литература:
- Дуранов И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика / И. М. Дуранов. –Магнитогорск, 2003. — 154 с.
- Дьячкова М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — С. 141–149.
- Маслов С. И. Нравственные ценности в учебном процессе начальной школы / С. И. Маслов // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже 21 века. — Тула, 1997. — С. 149–151.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»