В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста. На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми определена совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, поступок, деятельность, совесть, поведение, ситуация.
На сегодняшний день наиболее значимыми основаниями формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников выступают потребности в самоуважении и уважении других, в оценке и новых впечатлениях, в общении с взрослыми и сверстниками; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, мотивы этического поведения (мотивы выполняют функцию, придавая личностный смысл целям деятельности и поведении), этические идеалы (стремление дошкольников быть похожими на положительных героев), отношение к этическим нормам.
Мощным стимулом формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников является возникновение иерархии мотивов, добавляет определенную направленность всей поведении ребенка. В зависимости от конкретных условий восприятия и отношений, складывающихся у ребенка со взрослым, на первый план могут выступать любые из перечисленных мотивов, подчиняющие себе другие. Большое влияние на осознание ребенком моральных норм является продуктивное воображение, благодаря которой происходит компенсация недостаточных через малый опыт реальных возможностей решать проблемы этического содержания.
Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников невозможно без оценочной деятельности взрослого, которая становится средством ориентации дошкольника среди множества ценностей и антиценностей.
Интериоризация внешних эталонов происходит именно в процессе оценки, соединяя знания и эмоции. Важной особенностью формирования представлений о нравственном поведении является раскрытие перспектив и последствий выбора дошкольником поступка.
Конечной целью духовно-нравственного воспитания для ряда исследователей выступает становление совести — внутреннего регулятора сознания и поведения. Дошкольники обладают внутренним чувством справедливости. Они чувствительны к истинной или фальшивого тона, к доброте или неискренности. Но если не учить ребенка правильно понимать все эти проявления чувств, то развитие этого внутреннего ощущения искажается.
Особенностью дошкольника является его склонность спонтанно судить о нравственном значении какого-либо поступка по его внешним сторонам и этическим результатом. Способствуя развитию совести ребенка, необходимо подвести ее к намерению, так как именно в нем более чем в самом поступке и в последствиях последнего заключается нравственность поступка.
Например: «Ты разбил эту чашку. Почему? Из-за неудобства, по глупости, злость, месть? Почему ты не послушался? Потому что не услышал, потому что не понял того, что тебе велели, потому что считаешь себя хитрее всех, поэтому, что считаешь себя, слишком взрослым, чтобы слушаться?».
До тех пор, пока дети не придут к личной концепции нравственной жизни и ее требований, родители являются их внешней совестью. Поэтому важно понимать, что любая ошибка взрослого или любой неправильный маневр приведут впоследствии к ненормальной работы механизма совести и станут скрытой причиной множества проблем. Также важно знать, что слишком обременительный надзор, хочет знать и видеть все, в результате подменяет личную совесть ребенка ситуативной, внешней сознанием.
Исходя из этого положения, необходимым условием формирования совести выступает атмосфера доверия и свободы в ходе образовательного процесса.
В случае, если ребенок совершает поступок вразрез голосу совести, он испытывает чувство вины, угрызения совести. Это показатель того, что совесть продолжает говорить в душе ребенка. В этот момент ребенок гораздо ярче чувствует и осознает последствия того, что происходит, что ее поступок плохой.
Дошкольникам неуютно находиться в таком состоянии. Они естественным образом хотят это состояние изменить, что можно сделать двумя способами — или отвернуться от голоса совести, или раскаяться в поступке, извиниться, исправить по возможности ситуацию. Мы в своей практике выбираем, конечно же, второй способ. Взрослый должен показать этот путь выхода из сложившейся ситуации. Иначе ребенок сам проявляет наиболее удобный путь — заглушать голос совести.
Важным методологическим постулатом, что положено в основе формирования духовно-нравственных ценностей, выступает принцип единства сознания, переживания и поведения. Реализация этого принципа означает необходимость гармоничного действия в сфере каждого из двух компонентов ценностной сферы: когнитивный (знание и понимание детьми этических норм, качеств, ценностей) и поведенческий (этические поступки).
В практике встречается поверхностное или формальное усвоение ценностей, что свидетельствует об их малой значимости для личности. Причиной этому является то, что в усвоенных ценностях не был найден личностный смысл. Ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда найдут для нее личностный смысл.
Педагог не может просто вложить этические ценности своим воспитанникам. Каждый человек должен заново открыть, найти их для себя. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора, который предусматривает активную творческую деятельность, общение.
Выводы. Также важной является проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста.
На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми можно определить совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования. Ценностью, исходя из принципов гуманистической педагогики, выступает сам человек, его жизнь, здоровье и благо.
Литература:
- Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. — М., 2008.
- Слярова Т. В. Возрастная педагогика и психология. — М., 2004.