В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.
Ключевые слова: личность, детство, духовность, душевность, мораль, нравственное воспитание.
Введение. Период дошкольного детства — это сенситивный период для овладения морально-этическими нормами, где воспитание морально-духовных ценностей является базовым в воспитании личности и имеет определяющее влияние на жизнь в зрелом возрасте. Сегодня вопрос нравственного развития и нравственного воспитания является очень актуальным, поскольку наблюдается ухудшение общего морального состояния общества. Итак, существует потребность обратить внимание на нравственное развитие детей как будущих граждан.
Детство — это такой жизненный опыт, когда индивидуум, и как человек, и как личность, менее защищен от социального, психологического и физиологического насилия; это период овладения морально-этическими нормами дальнейшей, взрослой, жизни.
По нашему мнению, детство — это период рождения и становления духовных, этических, моральных и религиозных ценностей. Это основы становления гражданина и патриота своей страны.
Сегодня ученые разработали огромное количество форм и методов работы образовательно-воспитательных заведений с семьей, направленных на объединение усилий для достижения общей конечной цели: формирование высокодуховной личности.
Мы часто с легкостью употребляем слова духовный, душевный, моральный, не слишком задумываясь над содержанием каждого из них и даже часто подменяя одно понятие другим, рассматривая их как синонимы. Однако хоть эти понятия и тесно связаны, каждое из них имеет свою специфику, отличается от другого, характеризуется своим вектором.
Духовность — это самое ценное измерение бытия (внутреннего и внешнего в их единстве), его соотнесенность с абсолютными ценностями: вечностью, творчеством, свободой.
Какие же ценности нужно воспитывать в детстве? Прежде всего определимся с понятием «ценность». Ценностью может быть любой предмет или объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта, группы, коллектива, возрастного слоя, этноса. Нравственными ценностями являются нормативные представления о добре и зле, а также справедливость, честность, вежливость, чуткость, общечеловеческие идеалы, нормы, принципы.
Воспитывать у детей чувство любви, справедливости, правды, сострадания, милосердия как никогда актуально. Казалось бы, к этому стремятся педагоги, родители. Но результат далеко не всегда бывает удовлетворительным. Почему? Прежде всего заглянем в себя, как советует выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори, вспомним ее слова: «Если мы хотим нашим детям дать нравственное воспитание, то прежде всего следовало бы спросить у самих себя, действительно ли мы их любим и искренни в своем стремлении прививать им «нравственность»? Думаем, М. Монтессори понимала глубокий смысл понятий: любовь, послушание, вежливость, взаимопомощь, благодарность, уважение и т. д., и чувствовала большую ответственность за формирование этих качеств у детей.
Поскольку любовь, благотворительность, милосердие — это сферы проявления человеческого духа, следует стремиться к тому, чтобы дети могли проявлять эти качества повседневно.
Современные педагоги и родители в основном решили, что для духовного развития ребенка крайне важны и религиозные, и высоконравственные светские ценностные ориентиры, которые маленькими дольками закладывают мощную почву совершенной духовности завтрашнего взрослого человека.
Важно то, что такая личность активно использует их для преодоления не бытовых, а, прежде всего, смысложизненных проблем, которые выражаются для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого существования. С другой стороны, иерархия духовных ценностей дает личности возможность существовать и действовать свободно, то есть сознательно, целенаправленно, руководствуясь собственными интересами.
Определяющими чертами морального облика воспитанного человека всегда считались доброта, щедрость, жертвенность, честность, справедливость, искренность, приветливость, почтительность, толерантность, внимательность, заботливость, умеренность, требовательность к себе и тому подобное. Воспитанный человек обязательно нравственен. Поэтому главная задача воспитания — обеспечить нравственное становление детей, в частности дошкольников. Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Это сфера субъективных представлений человека о добре и зле. Моралью также называют непосредственно человеческое поведение.
Нравственность — практическая сторона морали, в полной мере выражающаяся в поведении людей. Это способность творить добро не по внешнему принуждению, а благодаря внутреннему сознанию и доброй воле.
Нравственность включает следующие составляющие: нравственные чувства (идеалы, традиции, нормы, принципы), нравственные отношения, моральная деятельность и поведение.
Осуществлять воспитательное воздействие следует одновременно в двух параллельных направлениях. Первый условно назовем: обогащение общего нравственного опыта ребенка. Главная его цель — как можно глубже познать смысл и значение моральных требований — и таким образом установить для себя границы дозволенного. Второе направление воспитательного воздействия — обогащение опыта поведения ребенка в конкретных ситуациях нравственного выбора. Его задача — интегрировать отдельные достижения нравственного опыта дошкольников в реальные нравственные поступки в конкретных жизненных ситуациях.
Вывод. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является особенно актуальной и значимой, поскольку образ жизни современных людей, в том числе родителей, делает невозможным привлечение детей к истокам развития нравственности и усвоения морально-духовных ценностей и поступков. Нравственное воспитание является фундаментальным в общей системе воспитания личности ребенка.
Особенности и специфика нравственного воспитания детей обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей, поиском различных и эффективных методов и приемов образовательной работы для достижения главной цели — становления высокодуховной личности ребенка.
Литература:
- Психологические особенности развития детей 6–7 лет/Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А. А. — М., 1988.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М., 2004.