Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Алдырова Р. К. Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 753-756.



В современном обществе одной из актуальных проблем является становление мужественности и женственности человека в зависимости от его пола. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми.

Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего возраста. В большей степени необходимо обратить внимание на проблему формирования качеств мужественности у современных мальчиков.

С учетом того, что в России ежегодно возрастает число неполных семей и мальчики воспитываются в условиях, в которых у них нет прямого образца для формирования мужской модели поведения, они ориентируются на трансляции разных мужских моделей поведения, не всегда соответствующих традиционному представлению о мужественности.

Как показывает анализ литературы, понятие мужественности является собирательным, и на данный момент исследователи не пришли к единому мнению о том, что уже наполняет его содержание, какие именно характеристики.

Исследователи выделяют разные характеристики для данного понятия. И. С. Кон к мужественности относит такие характеристики как: направленность на внешний мир, преобладание потребности в достижениях, наличие потребности быть непохожими на женщин, стремление занять статусное положение в мужском обществе, наличие конкретной цели, направленность всех интересов на содержание деятельности, наличие врожденной агрессивности и особенности мужской сексуальности [4].

Мужественность, по мнению Ю. Е. Алешиной, А. С. Волович, отражает определенные стереотипы, которые сложились в оценке мужского поведения на протяжении ряда поколений. К мужественности относят такие характеристики, как: независимость, агрессивность, активность, сила, рациональность, ориентировка на индивидуальные достижения [1].

В широком смысле слова мужественность определяется как личностное качество, проявляющееся в умении решительно действовать, контролировать импульсивные порывы, подавлять чувство страха и неуверенности, объединять все силы для достижения поставленной цели. К понятию мужественности относят также такие определения, как стойкий, энергичный, храбрый.

В современной науке является обоснованным тот факт, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка происходит формирование полоролевой идентичности, то есть формирование единства осознания и переживания себя, как носителя определенной половой роли, что проявляется в характерных способах поведения. В соответствии с этим, данный возрастной этап является очень важным для становления качеств мужественности. Несомненно, в процессе развития у ребенка формируются представления о том, что он является не только мальчиком, но в будущем он является главой семьи, защитником, сильным мужчиной и т. д.

Шинкарёва Н. А. разграничивает качества на три группы: качества человека, качества мужественности, качества женственности.

К человеческим качествам важным для мужчины и женщины, автор относит: трудолюбие, лень, силу, слабость, смелость, трусость, правдивость, лживость, бескорыстие, корысть, терпимость, скромность, гордость, выдержка, настойчивость, решительность, настойчивость.

У мальчиков и девочек, начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать общие качества: умение делать выбор, нести ответственность, уважение к себе и другим, уважение к старшим, опрятность, толерантность.

К мужским качествам: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству, агрессивность, смелость, щедрость, доминантность, уверенность в своих силах, твердость, решительность и др.

У мальчиков начиная с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать: активность, самостоятельность, инициативность, смелость, решительность, склонность к исследовательской деятельности.

К женским качествам: заботливость, эмоциональность, нежность, уступчивость, отзывчивость, пассивность, терпеливость, ласковость и др.

У девочек, начиная с раннего и дошкольного возраста необходимо воспитывать: сострадательность, заботливость, нежность, мягкость, любовь к детям, ласковость, кротость, эмоциональность и др. [9].

Формирование качеств мужественности у мальчиков затрудняется тем, что они имеют более узкий круг возможностей, в отличие от девочек, практиковаться в их проявлении в собственном поведении. При этом, надо отметить, что похвала взрослых, когда мальчики чего-то самостоятельно добиваются, проявляют уверенность в своих силах, существенно помогают в формировании у них качеств мужественности.

Для формирования качеств мужественности в старшем дошкольном возрасте важное значение имеет усложняющаяся совместная деятельность. Именно в процессе совместной деятельности у мальчиков формируются определенные представления о себе как представителе определенного пола, и о девочках, как представительницах определенного пола. Все это оказывает влияние на формирование их гендерных ролей [3].

Формирование мужественности как сложного личностного качества, отражающего особенности поведения в обществе, следование определенным нормам в соответствии со своей половой принадлежностью является процессом достаточно сложным, требующим систематичности и последовательности в реализации.

Анализ литературы показывает, что в контексте гендерного и полоролевого воспитания исследователи выделяют различные методы и средства организации работы, которые будут способствовать формированию качеств мужественности у мальчиков.

Прежде всего, необходимо отметить, что формированию качеств мужественности предшествует осознание детьми того, какие именно качества отражают мужественность, как они проявляются.

В связи с этим необходим целенаправленный анализ различных моделей поведения, которые будут выступать как социокультурные стереотипы. В организации данной работы педагог может использовать разные методы. Это беседы, работа с художественной литературой, когда на основе разнообразных произведений происходит анализ героя, его личностных качеств, моделей поведения и выделяются те качества, которые являются характерными именно для мужчины.

Следующий аспект формирования качеств мужественности заключается в расширении социокультурного опыта детей. Данный опыт дети приобретают в разных видах деятельности и общении. Большое влияние на формирование этого опыта оказывает среда, а именно предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Как указывает Н. Е. Татаринцева, в группах ДОУ необходимо создавать специальные уголки для мальчиков. В них должны быть представлены разнообразные предметы «мужского мира»: машинки, конструктор различных видов, строительный материал, игровая униформа (пилотки, каски, матроски и т. д.). Наличие данного игрового материала позволит мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли [8].

М. А. Радзивилова выделяет следующие составляющие мини-среды мужского труда: мастерские с наборами слесарных инструментов, плотницкий набор, набор строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь. Автор предлагает также создать в пространстве группы также можно создать уголок «мужской доблести»: рыцарские доспехи, игрушечное военное обмундирование, оружие различных исторических эпох, изображение парусников, кораблей [6].

Таким образом, создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков, становится одним из важнейших условий формирования мужественности.

Еще один аспект формирования качеств мужественности заключается в приобретении ребенком опыта проживания определенных моделей поведения возможности попробовать их в рамках игровой деятельности. В этом случае игра выступает как одно из эффективных средств для формирования качеств мужественности.

Т. А. Репина говорит о том, что в процессе организации игровой деятельности мальчиков седьмого года жизни педагогу ДОУ необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности:

– обеспечить большое количество участников игры;

– продумать четкость иерархии (доминирование-подчинение);

– развивать игровую конкурентность и корпоративность;

– продумать возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;

– продумать соревновательный момент игры [7].

Исследователи предлагают использовать художественную литературу как средство формирования качеств мужественности. Н. Е. Татаринцева говорит о том, что работа с произведениями художественной литературы способствует формированию у мальчиков положительного эмоционального отношения к себе как к представителю мужского пола. Мальчики начинают гордиться тем, что они станут в будущем мужчинами, и, также как, герои сказок будут смелыми, трудолюбивыми, настойчивыми, сильными [8].

О. П. Нагель, О. В. Румянцева указывают, чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо как можно шире предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения, поскольку действенное начало мужского характера должно проявляться, прежде всего, в поступках. Такую возможность предоставляют сюжетно-ролевые игры в силу особенностей своего содержания и организации [5].

Н. Е. Татаринцева указывает, что для того, чтобы дошкольники смогли реализовать в своем поведении качества мужественности также педагогу ДОУ необходимо организовывать различные виды деятельности, целью которых должно стать формирование у них трудовых навыков и умений. Мальчиков необходимо приучать выполнять посильную их возрасту физическую работу, например, попросить перенести стулья или столы; отвезти и разгрузить тележку с осенними листьями при уборке прогулочного участка [8].

Таким образом, в процессе формирования качеств мужественности у дошкольников необходимым является соблюдение следующих педагогических условий:

– разработка комплекса игр, занятий, упражнений, обучающих ситуаций, направленных на формирование качеств мужественности;

– обогащение предметно-развивающей среды группы;

– организация совместной работы с родителями по воспитанию качеств мужественности у мальчиков.

Литература:

  1. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 74–81.
  2. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2010. -. № 2.- С.18–22.
  3. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С. 165–171.
  4. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] / И. С. Кон. — М.: Педагогика, 2007. — 158 с.
  5. Нагель, О. П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика.- 2009.-№ 2. — С. 11–16.
  6. Радзивилова, М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / М. А. Радзивилова.- Волгоград, 2009. — 22 с.
  7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 152 с.
  8. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учебное пособие [Текст] / Н. Е. Татаринцева — М.: Центр педагогического образования. 2008. — 156 с.
  9. Шинкарева, Н. А. Научно — теоретический подход к проблеме формирования качеств женственности Вектор науки. Тольяти., Серия Педагогика и психология — 2012. — № 4(11) — С. 333–335

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle