В статье рассматривается опыт внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в работу хореографического коллектива. На примере ансамбля «Задоринка» показано применение ИИ для разработки драматургии, дизайна костюмов, создания афиш и визуального контента, подбора музыки. Описан практический эксперимент по постановке театрализованного представления. Проведен анализ эффективности и выявлены ключевые преимущества.
Ключевые слова: искусственный интеллект, хореография, народный танец, цифровизация образования, творческий процесс, дизайн костюма, сценическое оформление, генеративные модели.
Современный этап развития общества характеризуется стремительной цифровой трансформацией всех сфер, включая культуру и искусство. Технологии искусственного интеллекта перестали быть исключительно инструментом технических специальностей, активно проникая в творческие процессы [5, с. 45]. В контексте дополнительного художественного образования, в частности хореографии, возникает необходимость модернизации методов работы, поиска новых инструментов для оптимизации рутинных задач и расширения выразительных средств. Руководитель современного хореографического коллектива совмещает функции педагога, режиссера, менеджера и дизайнера, что формирует запрос на технологических «ассистентов», способных взять на себя часть нагрузки [7, с. 102].
Целью данного исследования является анализ и демонстрация практических способов интеграции технологий искусственного интеллекта в деятельность хореографического коллектива на примере ансамбля народного танца «Задоринка» МБОУ ДО «ЛДШИ № 1». Объектом исследования выступает процесс управления и творческой деятельности коллектива, предметом — функциональные возможности ИИ как инструмента поддержки.
Материалы и методы
В качестве основного метода использовался практический эксперимент — разработка и постановка театрализованного хореографического представления «Принцессы и Людоед: преображение искусством» (премьера состоялась 24 октября 2025 г.). На всех этапах проекта применялись различные ИИ-сервисы: текстовый ассистент GigaChat (разработка драматургии и диалогов), генераторы изображений Shedevrum.ai и Pikasso (создание афиши, эскизов костюмов, сценических фонов), алгоритмы Spotify (подбор музыкального материала), анализ трендов социальных сетей (адаптация хореографии). Также применялись методы анализа литературы [4; 5; 7], сравнительного анализа и наблюдения.
Результаты и обсуждение
Внедрение ИИ-инструментов было систематизировано по ключевым направлениям деятельности руководителя коллектива.
1. Драматургия и сценарная разработка.
Нейросетевой ассистент GigaChat использовался для генерации идей, структурирования сюжета и создания черновиков диалогов. Это позволило преодолеть «синдром чистого листа» и быстро получить множество вариантов развития сцен, которые впоследствии были творчески доработаны режиссером и актерами [4, с. 178]. ИИ выступил катализатором творческого процесса, сократив время на концептуализацию.
2. Визуальный дизайн и брендинг
С помощью генеративных нейросетей (Shedevrum.ai) была создана яркая, концептуальная афиша представления, точно отражавшая его идею и настроение. Текстовый запрос (промт) позволил детально описать желаемый образ: «Красочный постер в стиле мультфильма для детского театрального шоу».... Данный подход устранил необходимость в услугах стороннего дизайнера и обеспечил полное соответствие визуала художественному замыслу.
3. Проектирование сценических костюмов.
ИИ использовался для генерации эскизов костюмов главных героев. Детальные промты, описывающие характер персонажа, цветовую гамму и функциональные требования («сценический костюм для танцев из эластичной блестящей ткани»), позволили получить десятки визуальных концептов. Это дало широкое поле для художественного выбора и ускорило процесс согласования идеи с костюмером, который затем адаптировал цифровые эскизы для реального пошива.
4. Создание медиаконтента.
Для визуального оформления сцены были сгенерированы тематические фоны, выступавшие визуальными метафорами внутреннего мира героев (например, «бальный зал в королевском дворце» для Прекрасной Принцессы или «минималистичный интерьер с золотыми колоннами» для Ужасной Принцессы). Использование ИИ позволило создать уникальный, эксклюзивный видеоряд, идеально соответствующий драматургии, вместо применения стоковых решений.
5. Подбор музыкального и хореографического материала.
Алгоритмы рекомендаций Spotify и анализ трендов в социальных сетях помогли быстро подобрать актуальные музыкальные композиции и выявить популярные танцевальные движения. Эти референсы были стилизованы и адаптированы хореографом для сценического исполнения, что обеспечило современное звучание и визуальный язык, близкий целевой аудитории.
Эффективность применения ИИ была оценена сравнительным анализом (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ эффективности подготовки творческого проекта традиционными методами и с использованием ИИ
|
Критерий оценки |
Традиционный подход (без ИИ) |
Подход с интеграцией ИИ |
Эффект от внедрения ИИ |
|
Временные затраты (этап пре-продакшн) |
40–50 часов (длительный поиск референсов, переписка и согласование с дизайнерами, подбор музыки вручную) |
15–20 часов (быстрая генерация множества вариантов, их мгновенный отбор и адаптация) |
Сокращение временных затрат примерно на 60 %. Высвобожденный ресурс был перераспределен на углубленную репетиционную работу и детальную проработку актерских ролей. |
|
Финансовые затраты (визуальный дизайн) |
15 000–25 000 рублей (оплата услуг профессионального дизайнера для создания афиши и эскизов костюмов) |
Фактически бесплатно (использование условно-бесплатных или пробных версий ИИ-сервисов) |
Прямая экономия бюджета на 85–90 %. При этом количество итераций и вариантов для обсуждения не ограничивалось финансовыми соображениями. |
|
Креативная вариативность и глубина проработки |
Ограничена ресурсами и скоростью работы привлеченного специалиста. Обычно рассматривается 3–5 вариантов. |
Практически безгранична. За один сеанс можно получить и просмотреть более 200 визуальных концепций. |
Качественное расширение поля для художественного выбора. Появляется возможность исследовать смелые, неочевидные и пограничные идеи, выходящие за рамки шаблонного мышления. |
|
Скорость итераций и внесения правок |
Зависит от графика и загрузки стороннего исполнителя. Внесение правок требует дополнительного времени и, часто, оплаты. |
Мгновенная генерация новых вариантов по уточненному запросу. Правки вносятся на этапе формулировки промта. |
Резкое увеличение темпа проработки идей. Появляется возможность метода «быстрых прототипов» — оперативного тестирования множества гипотез и визуализаций. |
|
Уровень соответствия художественному замыслу |
Возможны искажения при передаче идеи от режиссера дизайнеру. Требуются многочисленные согласования. |
Прямая визуализация идеи режиссера, сформулированной в виде текстового запроса. Минимизация «испорченного телефона». |
Максимальная приближенность результата к исходной творческой интенции руководителя проекта. Упрощение процесса коммуникации внутри команды. |
Как видно из таблицы 1, интеграция ИИ привела к значительной экономии ресурсов и повышению эффективности на подготовительных этапах.
Однако были выявлены и риски: возможность потери уникальности («AI-стиль»), этические вопросы авторства, технологический барьер. Для их минимизации применялась гибридная модель: ИИ использовался как генератор идей и концепт-артов, а финальное художественное решение, доработка и реализация оставались за человеком (режиссером, хореографом, костюмером).
Заключение
Проведенное исследование и успешная реализация творческого проекта доказали, что искусственный интеллект является эффективным инструментом-ассистентом в работе хореографического коллектива. ИИ позволяет оптимизировать ресурсы, расширяет палитру выразительных средств и помогает создавать продукт, отвечающий запросам современной аудитории. Ключевым условием успеха является не замена, а усиление человеческого творчества технологиями, где ИИ берет на себя рутинные и технически сложные задачи, освобождая время педагога для фундаментальной работы с исполнителями. Полученный опыт может быть адаптирован для других творческих коллективов системы дополнительного образования.
Литература:
- Официальный сайт МБОУ ДО «ЛДШИ № 1». — URL: https://dshil.hmansy.muzkult.ru/ (дата обращения: 17.11.2025).
- Официальная страница МБОУ ДО «ЛДШИ № 1» в социальной сети «ВКонтакте». — URL: https://vk.com/ldhi1 (дата обращения: 10.11.2025).
- Страница с анонсом представления «Принцессы и Людоед» на портале «Культура.РФ». — URL: https://www.culture.ru/events/6071930/teatralizovannoe-predstavlenie-princessy-i-lyudoed-preobrazhenie-iskusstvom (дата обращения: 20.11.2025).
- Кэлдвелл, Т. Искусственный интеллект и творчество: как машины меняют искусство, музыку и рассказывание историй / Т. Кэлдвелл. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 320 с.
- Шапиро, С. Креативный код: ИИ и будущее человеческого воображения / С. Шапиро. — СПб.: Питер, 2022. — 256 с.
- Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. — 400 с.
- Как искусственный интеллект меняет креативные индустрии: сб. статей / под ред. И. С. Иванова. — М.: Изд-во «Эксмо», 2023. — 288 с.
- Официальный блог Midjourney. Документация и руководства по prompt engineering. — URL: https://docs.midjourney.com (дата обращения: 21.11.2025).

