В статье приведена информация о важности воспитания вторичной языковой личности и описаны результаты исследования о сравнении модели языковой личности школьника с учениками Калининградской области, изучающими иностранные языки, по их качественным характеристикам.
Ключевые слова: вторичная языковая личность, качественная характеристика, способности, условия формирования.
В сегодняшнем мире глобализации все больше людей вынуждены изучать и применять второй язык. Этот процесс не только расширяет возможности общения, но и глубоко влияет на личностное развитие и культурную идентичность индивида. Кроме того, изучение языка приводит к формированию вторичной языковой личности, что является важным аспектом языкового развития и межкультурной коммуникации.
Обращение к вопросу формирования языковой личности школьников, обусловлено социальными, психологическими и педагогическими причинами. Социальная точка зрения отражает связь данной проблемы с демократическим развитием нашего общества и гуманизацией образовательной системы в целом. Гуманизация образования и обучения предполагает установление оптимальных условий для развития личности ученика, его самоопределения, самосовершенствования и самореализации. Мы постоянно взаимодействуем с языком, и поэтому анализ лингвистических средств, особенно лексических, играет важную роль в изучении как индивидуального, так и коллективного сознания. Он позволяет нам изучать национальную языковую картину мира и служит важным инструментом в общем изучении языка.
На современном этапе перед школой встает одна из актуальных задач — воспитание языковой личности, что предполагает наличие таких способностей у человека, которые обусловливают уровень владения родным языком. В последние годы становится очевидным противоречие между потребностью общества в школьниках с высоким уровнем владения языком и недостаточной разработанностью методики и технологии, обеспечивающих эффективность воспитания языковой личности школьников в процессе преподавания русского языка.
Вторичной языковая личность определяется как «совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне и предполагающая адекватное взаимодействие с представителями других культур» [1]. Она формируется, когда человек изучает и использует второй язык, и происходит адаптация к новым языковым нормам, правилам и способам общения.
Изменение методов преподавания языка, безусловно, требует пересмотра множества подходов и элементов учебного процесса. Несмотря на то, что язык и речь тесно взаимодействуют в процессе обучения и находятся в диалектическом единстве, лингвисты отмечают, что язык подвержен нормам, в то время как речь и общение, нет. По этим причинам было принято решение о проведении исследования. Цель исследования заключалась в изучении воспитания вторичной языковой личности у школьников и сравнении уровня сформированности вторичной языковой личности с моделью языковой личности школьника по ее качественным характеристикам (на примере учеников Калининградской области).
Исследование было проведено с помощью проведения анкетирования. В опросе приняли участие ученики из разных городов Калининградской области, из которых 54,8 % — ученики ГАУ КО ОО ШИЛИ; по 9,6 % — ученики МАОУ СОШ № 6 с УИОП и МАОУ Гимназия 22; остальные 26 % поровну распределены между учениками МАОУ СОШ 50, МАОУ СОШ п. Переславское, Нестеровская МАОУ СОШ г. Нестерова, МБОУ СОШ г. Мамоново, МАОУ СОШ 25, МАОУ СОШ № 58, МАОУ СОШ № 56, МАОУ Лицей № 10 г. Советск. Опрос проводился среди учеников 7–11 классов, больше половины из которых оказались учениками 9 классов. Также 35,5 % среди опрошенных — ученики профильных классов с лингвистическим направлением, остальные 64,5 % — нет. Сам опрос был основан на качественных характеристиках модели языковой личности школьника [2]. Результаты исследования приведены на рис. 1.
Рис. 1.
Изучив данные, полученные после проведения опроса, можно сказать, что достаточное количество учеников Калининградской области (больше половины) имеет способности и умения, соответствующие характеристике языковой личности школьника. Такой результат говорит о хорошем уровне условий, способствующих развитию целостной языковой личности, в школах города Калининграда и Калининградской области. Эти условия можно поделить на две взаимосвязанных группы [3]:
1) Условия, влияющие на формирование внутренней мотивации: интерес, осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для применения их в будущем;
2) Условия, влияющие на формирование внешней мотивации, — создание ситуации успеха или осознание неудачи и ее причин, соревновательность занятий, коммуникативная направленность занятий.
Таким образом, можно сказать, что формирование вторичной языковой личности является комплексным процессом. Оно зависит от множества факторов и включает различные механизмы. В формировании вторичной языковой личности, взаимодействуют мотивационные, обучающие и психологические факторы (самооценка, уверенность в себе и коммуникативные навыки). Оно также зависит от социокультурной среды, в которой происходит изучение и использование второго языка, и включает в себя взаимодействие с носителями языка и принятие норм и ценностей этой культуры [4].
Подводя итоги, можно сказать, что получение навыков владения вторым языком включает не только понимание лексических и грамматических структур, но также осознание культурных особенностей, тонкостей и коммуникативных норм, связанных с этим языком. Вторичная языковая идентичность отражает изменения в индивидуальной личности и является результатом взаимодействия между первичной языковой идентичностью и новыми языковыми и культурными контекстами.
Вторичная языковая личность играет ключевую роль в контексте межкультурного взаимодействия и обмена языковой информацией. Она способствует эффективной адаптации людей к разнообразным языковым и культурным сценариям. Процесс формирования вторичной языковой личности представляет собой сложный путь, требующий времени, усилий и накопленного опыта. Этот процесс может оказать существенное воздействие на способности индивида, сделав его не только коммуникативно компетентным, но и культурно осведомленным личностью.
Литература:
1. Кузнецова, Е. А. Вторичная языковая личность / Е. А. Кузнецова. — Текст: непосредственный // NovaUm.Ru. — 2021. — № 32. — С. 23–25.
2. Быкова, Г. И. К вопросу воспитания языковой личности старших школьников / Г. И. Быкова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тезисы докладов II научно-практической конференции, 12–15 марта 2002 г., г. Екатеринбург. [В 3 ч.] Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — С. 8–11.
3. Клименко, Т. Г. Английский язык для специальных целей в процессе формирования вторичной языковой личности / Т. Г. Клименко. — Текст: непосредственный // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2013. — № 26. — С. 172–175.
4. Климцев, К. Е. Формирование вторичной языковой личности / К. Е. Климцев. — Текст: непосредственный // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей : Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. — 2023: Сборник трудов конференции, 2023. — С. 94–97.