Школа как агент социализации | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Деньгин, И. Д. Школа как агент социализации / И. Д. Деньгин, В. П. Левицкая. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3467/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассмотрено, как проходит социализация человека в школе и проблемы социализации.

Ключевые слова : социализация, школа, агент социализации.

Социализация — это разно трактующийся термин, который из науки в науку приобретает новое определение. В своей статье я буду рассматривать данное понятие с точки зрения гуманитарных наук.

Так что же такое социализация? Социализация — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе [1].

Существует множество так называемых агентов «социализации», то есть те люди, группы и институты, которые осуществляют непосредственно рассматриваемый мной процесс. Давайте проиллюстрирую работу нескольких «агентов».

Ребенок начинает свой путь социализации с самых ранних лет. Для каждого человека «семья» является первым социумом, в нашем случае «агентом». В семье у ребенка формируется его модель поведения. Отношения между родителями и их отношения к своему чаду — являются главным фактором развития привычек поведения ребенка.

Следующим агентом социализации выступает детский сад, где ребенок начинает учиться взаимодействовать со своими сверстниками и где проявляются его черты характера.

Примерно в 6–7 лет ребенок входит в новый этап своей жизни, в школу. Школа является одним из самых влиятельных «агентов» социализации после семьи. Ведь именно здесь ребенок заводит первых настоящих друзей и становится более самостоятельным человеком. Но стоит отметить, что как раз в классе ребенок более полно проявляет качества своей личности. Разберемся, как же происходит данный процесс.

В начальной школе в силу своих психологических и физических особенностей ребята начинают познавать все тонкости человеческого общения. Коммуникативные умения у школьников формируются во всех сферах и видах общения. Успешность и интенсивность их формирования зависит от ряда обстоятельств, в частности от того, насколько в процессе формирования коммуникативных умений присутствует момент целенаправленного их развития со стороны педагогов [3].

С. Л. Рубинштейн рассматривал общение детей с окружающими через формирование образа своего «Я». Изначально ребенок является для других объектом, в а ходе осознания самого себя, становится подлинным субъектом. Самопознание ребенка непосредственно зависит от общения с окружающими и со значимыми людьми, например, родители или учителя, в процессе которого школьник, на основе оценочных суждений, получает прямую информацию о себе.

Если у школьников общение с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения с взрослыми, не удается занять удовлетворительную позицию в коллективе), то это отражается и на познании ими себя: оно задерживается, его результат бывает искаженным и прочее. И то, и другое отрицательно сказывается на становлении личности. Самопознание — одна из важнейших предпосылок формирования самооценки личности [3].

Следующий этап социализации ребенка — это подростковый период. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов, как для ребенка, так и для его родителей. Ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками. Частые перепады настроения приводят к нежелательным конфликтам. Именно в это непростое время ребенку как никогда необходимы внимание и забота со стороны родителей и со стороны школы.

Подросток проводит большую часть времени в школе, его круг общения в основном состоит из школьных друзей, поэтому возникающие проблемы в период обучения связаны как с социальными, так и с психологическими аспектами развития личности.

Стоит отметить, что одно лишь образование, которое дает школа, не может служить гарантом того, что человек сформирует социальные компетенции и станет полноценным членом общества. Но школа обладает глубоким социализирующим потенциалом, благодаря которому человек может выстраивать в дальнейшем свою жизнь.

Существует социологическая теория, автор которой Э. Дюркгейм склоняется к мнению, что человек впитывает в себя качества из значимых для него людей. Он утверждал, что необходимо относиться с пониманием к более неопытным членам коллектива. Действительно, в школе мы можем проследить схожую с этой модель поведения. Старшеклассники в большинстве своем так и общаются с ребятами из младших классов. Но и учителя начинают вести себя более снисходительно к подросткам, ведь осознают, что ребята находятся в непростом возрасте и нуждаются в поддержке и понимании.

Но в школе часто создаются коллективы ребят, которые «буллят» и издевательски относятся к своим жертвам. Существует множество причин роста агрессии:

— Неуспеваемость в учебе;

— Зависть;

— Стремление быть в центре внимания;

— Месть;

— Борьба за власть;

— И многое другое.

«Буллинг используется подростками также в качестве возможной социальной стратегии самоутверждения, так необходимого им в этот нелёгкий возрастной период» [2].

Почему я выделил проблему буллинга? Из-за этого явления страдает социализация жертвы. Подростки, подвергшиеся травле, получают: тяжелые психологические травмы (от этого страдает успеваемость в школе); в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств; апатию; головные боли; совершают попытки суицида.

Именно школьный буллинг оставляет наиболее глубокий след в жизни жертвы. (см. рис. 1)

Рис. 1

Быстрый переход к более осознанному периоду происходит с 9 по 10 класс. Психологический и физический портрет выходит из фазы бурного формирования. Индивид идентифицирует себя как полноценного члена общества. Сокращается количество конфликтных ситуаций.

В ходе работы был проведен опрос среди параллелей 10–11 классов. Был опубликован один вопрос: Определились ли вы, с чем свяжете свою дальнейшую жизнь?

Опрос прошли 150 учеников. Результаты получились следующие (см. рис .2):

Рис. 2

На основе полученных данных я пришел к выводу, что в этом возрастном периоде модель поведения начинает быть похожей на модель взрослого человека. В большинстве своем, это связанно с тем, что ученики готовятся к вступлению в студенческую жизнь, а это подразумевает, что человек несет полную ответственность за свою подготовку и в случае неудачи, вся вина лежит на нем.

Таким образом, социализация — это процесс присвоения человеком социального выработанного опыта. Этот процесс происходит на разных возрастных стадиях человека. И одним из важнейших агентов социализации, является «ШКОЛА», где ребенок не только приобщается нормам поведения в обществе, но и сталкивается с проблемами, которые тоже оставляют след в процессе социализации.

Литература:

  1. Ковалева Антонина Ивановна Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004
  2. Ларченко, Н.А. Буллинг — причины, формы, профилактика: методический материал
  3. Скачкова Екатерина Анатольевна Особенности общения детей младшего школьного возраста // Вестник УРАО. 2011.


Ключевые слова

социализация, школа, агент социализации

Похожие статьи

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Семья как фактор социализации

В статье проведен анализ понятия «социализация» в трудах отечественных авторов, описано влияние семьи на социализацию ребёнка.

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве

В статье рассмотрена структура педагогической деятельности в контексте комбинаторного творчества, ее модель и система.

Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога

В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Теории психологического благополучия: возможности и сферы применения

В статье автор проводит сравнительный анализ теорий психологического благополучия.

Похожие статьи

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Семья как фактор социализации

В статье проведен анализ понятия «социализация» в трудах отечественных авторов, описано влияние семьи на социализацию ребёнка.

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве

В статье рассмотрена структура педагогической деятельности в контексте комбинаторного творчества, ее модель и система.

Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога

В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...

Арт-терапия как метод социальной работы

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

Теории психологического благополучия: возможности и сферы применения

В статье автор проводит сравнительный анализ теорий психологического благополучия.

Задать вопрос