В статье рассмотрено, как проходит социализация человека в школе и проблемы социализации.
Ключевые слова : социализация, школа, агент социализации.
Социализация — это разно трактующийся термин, который из науки в науку приобретает новое определение. В своей статье я буду рассматривать данное понятие с точки зрения гуманитарных наук.
Так что же такое социализация? Социализация — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе [1].
Существует множество так называемых агентов «социализации», то есть те люди, группы и институты, которые осуществляют непосредственно рассматриваемый мной процесс. Давайте проиллюстрирую работу нескольких «агентов».
Ребенок начинает свой путь социализации с самых ранних лет. Для каждого человека «семья» является первым социумом, в нашем случае «агентом». В семье у ребенка формируется его модель поведения. Отношения между родителями и их отношения к своему чаду — являются главным фактором развития привычек поведения ребенка.
Следующим агентом социализации выступает детский сад, где ребенок начинает учиться взаимодействовать со своими сверстниками и где проявляются его черты характера.
Примерно в 6–7 лет ребенок входит в новый этап своей жизни, в школу. Школа является одним из самых влиятельных «агентов» социализации после семьи. Ведь именно здесь ребенок заводит первых настоящих друзей и становится более самостоятельным человеком. Но стоит отметить, что как раз в классе ребенок более полно проявляет качества своей личности. Разберемся, как же происходит данный процесс.
В начальной школе в силу своих психологических и физических особенностей ребята начинают познавать все тонкости человеческого общения. Коммуникативные умения у школьников формируются во всех сферах и видах общения. Успешность и интенсивность их формирования зависит от ряда обстоятельств, в частности от того, насколько в процессе формирования коммуникативных умений присутствует момент целенаправленного их развития со стороны педагогов [3].
С. Л. Рубинштейн рассматривал общение детей с окружающими через формирование образа своего «Я». Изначально ребенок является для других объектом, в а ходе осознания самого себя, становится подлинным субъектом. Самопознание ребенка непосредственно зависит от общения с окружающими и со значимыми людьми, например, родители или учителя, в процессе которого школьник, на основе оценочных суждений, получает прямую информацию о себе.
Если у школьников общение с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения с взрослыми, не удается занять удовлетворительную позицию в коллективе), то это отражается и на познании ими себя: оно задерживается, его результат бывает искаженным и прочее. И то, и другое отрицательно сказывается на становлении личности. Самопознание — одна из важнейших предпосылок формирования самооценки личности [3].
Следующий этап социализации ребенка — это подростковый период. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов, как для ребенка, так и для его родителей. Ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками. Частые перепады настроения приводят к нежелательным конфликтам. Именно в это непростое время ребенку как никогда необходимы внимание и забота со стороны родителей и со стороны школы.
Подросток проводит большую часть времени в школе, его круг общения в основном состоит из школьных друзей, поэтому возникающие проблемы в период обучения связаны как с социальными, так и с психологическими аспектами развития личности.
Стоит отметить, что одно лишь образование, которое дает школа, не может служить гарантом того, что человек сформирует социальные компетенции и станет полноценным членом общества. Но школа обладает глубоким социализирующим потенциалом, благодаря которому человек может выстраивать в дальнейшем свою жизнь.
Существует социологическая теория, автор которой Э. Дюркгейм склоняется к мнению, что человек впитывает в себя качества из значимых для него людей. Он утверждал, что необходимо относиться с пониманием к более неопытным членам коллектива. Действительно, в школе мы можем проследить схожую с этой модель поведения. Старшеклассники в большинстве своем так и общаются с ребятами из младших классов. Но и учителя начинают вести себя более снисходительно к подросткам, ведь осознают, что ребята находятся в непростом возрасте и нуждаются в поддержке и понимании.
Но в школе часто создаются коллективы ребят, которые «буллят» и издевательски относятся к своим жертвам. Существует множество причин роста агрессии:
— Неуспеваемость в учебе;
— Зависть;
— Стремление быть в центре внимания;
— Месть;
— Борьба за власть;
— И многое другое.
«Буллинг используется подростками также в качестве возможной социальной стратегии самоутверждения, так необходимого им в этот нелёгкий возрастной период» [2].
Почему я выделил проблему буллинга? Из-за этого явления страдает социализация жертвы. Подростки, подвергшиеся травле, получают: тяжелые психологические травмы (от этого страдает успеваемость в школе); в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств; апатию; головные боли; совершают попытки суицида.
Именно школьный буллинг оставляет наиболее глубокий след в жизни жертвы. (см. рис. 1)
Рис. 1
Быстрый переход к более осознанному периоду происходит с 9 по 10 класс. Психологический и физический портрет выходит из фазы бурного формирования. Индивид идентифицирует себя как полноценного члена общества. Сокращается количество конфликтных ситуаций.
В ходе работы был проведен опрос среди параллелей 10–11 классов. Был опубликован один вопрос: Определились ли вы, с чем свяжете свою дальнейшую жизнь?
Опрос прошли 150 учеников. Результаты получились следующие (см. рис .2):
Рис. 2
На основе полученных данных я пришел к выводу, что в этом возрастном периоде модель поведения начинает быть похожей на модель взрослого человека. В большинстве своем, это связанно с тем, что ученики готовятся к вступлению в студенческую жизнь, а это подразумевает, что человек несет полную ответственность за свою подготовку и в случае неудачи, вся вина лежит на нем.
Таким образом, социализация — это процесс присвоения человеком социального выработанного опыта. Этот процесс происходит на разных возрастных стадиях человека. И одним из важнейших агентов социализации, является «ШКОЛА», где ребенок не только приобщается нормам поведения в обществе, но и сталкивается с проблемами, которые тоже оставляют след в процессе социализации.
Литература:
- Ковалева Антонина Ивановна Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004
- Ларченко, Н.А. Буллинг — причины, формы, профилактика: методический материал
- Скачкова Екатерина Анатольевна Особенности общения детей младшего школьного возраста // Вестник УРАО. 2011.