В статье проведен анализ понятия «социализация» в трудах отечественных авторов, описано влияние семьи на социализацию ребёнка.
Ключевые слова: социализация, развитие, семья, социальный институт.
Социализация происходит от латинского слова socialis, что переводится как «общественный», однако в науку о человеке этот термин пришёл из политэкономии и в своём первоначальном значении он никак не соотносился с человеком [2].
Применительно к человеку термин «социализация» был впервые использован социологом Ф. Г. Гиддингсом. Сформулированное им определение является наиболее близким по значению к современному. Он интерпретировал социализацию в качестве развития социальной природы или характера человека, подготовки человеческого индивида к социальной жизни [1].
В настоящее время в педагогической науке проблему социализации активно разрабатывают отечественные авторы, такие как А. В. Мудрик, Ф. А. Мустаева, Л. В. Мардахаев, М. А. Галагузова.
А. В. Мудрик приводит определение социализации, основанное на субъект-субъектом подходе к пониманию роли человека в процессе социализации. В рамках этого подхода человек активен по отношению ко всему, что происходит в обществе. Адаптация человека осуществляется не под влиянием сложившейся в обществе культуры, а в результате встречной активности субъекта и социальной среды. Социализация происходит в ходе взаимодействия человека с различными условиями жизни на всех возрастных этапах, благодаря чему происходит саморазвитие личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры конкретного общества [2].
Социализация как двусторонний процесс означает, что с одной стороны, входя в социальную среду и систему социальных связей, происходит усвоение индивидом социального опыта, а с другой — в результате социализации индивид начинает активно воспроизводить систему социальных связей взаимодействуя с социальной средой. Человек является субъектом собственного развития, он активен по отношению к социальной среде, оказывающей на него своё воздействие, в той или иной степени он является творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект социализации [3].
В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает Л. В. Мардахаев. Прежде всего стоит отметить, что социализацию он рассматривает в 4 аспектах: как процесс, как условие, проявление и результат социального формирования личности [1].
Социализация, в трудах Л. В. Мардахаева, — это процесс становления индивида личностью, который сопровождается усвоением родной речи, всего, что составляет базовые ценности (социальные нормы, установки, образцы поведения), усвоением культуры, присущей конкретному обществу, общинности или группе в котором живёт и взаимодействует индивид, а так же воспроизводством и обогащением им социальных связей и приобретенного в результате межличностных взаимодействий социального опыта [1].
Одним из важнейших факторов социализации является семья. Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В каждой семье существуют свои правила, традиции, ценностные ориентиры, культура и моральные нормы. Под воздействием этой среды развивается новая личность, происходит процесс её идентификации, то есть усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Они служат основой для дальнейшей социализации в обществе, неким ориентиром в понимании того, что значимо для личностного развития, а что второстепенно или губительно. Именно в семье ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия, поскольку впервые включается в систему социальных отношений [1].
Семья, как микрофактор социализации, представляет персональную среду для жизни и развития подрастающего поколения, она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка, способствует половой типизации. Семья обеспечивает овладение социальными нормами, особенно это касается норм, определяющих исполнение им семейных ролей. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В семье формируется социальная сущность индивида, в которой отражаются общественно важные качества личности [2].
Семья, как было отмечено ранее, вносит решающий вклад в нравственное, этическое и эстетическое развитие индивида. Под воздействием этого влияния у ребёнка в раннем возрасте возникает очень важное новообразование — первичная картина мира, во многом она определяет содержание другого важного новообразования, которое появляется в дошкольном возрасте — это возникновение первичных, морально-этических понятий и возникновение первого детского мировоззрения. Эти продукты возрастного развития являются очень важной предпосылкой для будущего развития индивида, когда в систему его воспитания включаются другие институты и социальное окружение. В ходе дальнейшего развития, ценности, которые были заложены посредством семейного воспитания, становятся достоянием личности и определяют главные черты будущего члена общества [3].
Семья оказывает всестороннее формирующее воздействие на индивида на протяжении первых, самых важных лет его жизни. Являясь центральным институтом воспитания и главным источником информации о внешнем мире, она постепенно закладывает основы нравственности, мировоззрения, ценностных ориентаций, оказывает определяющую роль в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В результате непосредственного восприятия у ребёнка складывается представление о социально одобряемых нормах поведения в обществе, у него формируется образ того, что из себя представляют семейные отношения взрослых людей. Это определяет, насколько успешно в будущем индивид сможет построить собственную систему межличностных отношений, найти близкого человека и как он будет принят в обществе. Семья и семейное воспитание определяют ценности, которые будут переданы дальше, тот тип культуры, который будет производить индивид. Это ключевым образом влияет на будущее развитие нашего общества, поэтому семья является одним из самых важных факторов социализации.
Литература:
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2015. — З75 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. — 228 с.
- Социальная педагогика / Галагузова М. А., Беляева М. А., Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С., Ларионова И. А., Молчанова Н.В; Под общ.ред. М. А. Галагузовой — 2-е изд. — М: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с.