Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №9 (61) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.09.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Ергеш, Балнур. Финансовые решения персонажей двух рассказов Михаила Зощенко «Рассказ про одного спекулянта» и «Трагикомический рассказ о человеке, который выиграл деньги» / Балнур Ергеш, В. Р. Юсупов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 9 (61). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/61/3203/ (дата обращения: 17.12.2024).



Финансовые решения, как современного человека, так и человека, жившего в прошлом веке, касаются распределения его бюджета, планирования доходов, расходов и возможности инвестиций. Проблема состоит в том, что многие не знают, каким образом можно увеличивать свои доходы, являются финансово малограмотными, не учитывая тот факт, что для эффективности планирования бюджета требуется анализировать и грамотно распределять имеющиеся финансовые средства.

Проанализировав художественные произведения, мы выяснили, что финансовые решения населения в начале прошлого века были далеки от идеала, но и в наше время многие не до конца понимают все возможности получения доходов и инвестирования средств. Именно поэтому требуется развивать финансовую грамотность современных школьников.

Работа представляет актуальное самостоятельное исследование, в котором удалось добиться решения поставленных задач и цели.

Вопрос о значении денег в жизни и деятельности человека не только всегда имел огромную привлекательность для реальных людей, но и многократно обыгрывался в литературе. Герои, вступая в денежные отношения, правильно или не совсем распоряжаются своим бюджетом, давая читателю повод для анализа своей финансовой перспективы в реальности.

Художественная литература, несмотря на высокую степень вымысла, всегда являлась отражением реальной жизни. Так, в литературных произведениях мы часто сталкиваемся с описаниями бытовых деталей, общественного устройства. Это дает повод для того, чтобы мы могли, наблюдая за литературными персонажами, делать какие-либо выводы об их финансовой грамотности.

М.Зощенко отмечает в своей «Голубой книге», что хотел сделать ее «краткой историей человеческих отношений». Такая характеристика позволяет взглянуть на героев рассказов и их финансовую грамотность с точки зрения ее соответствия реальному положению дел.

Проанализируем финансовые решения персонажей двух рассказов из этой книги и попробуем соотнести их с современными решениями, выявленными на основе анкетирования учащихся школы.

Герой «Рассказа про одного спекулянта» «некто Сисяев» разбогател, имея свою парикмахерскую. Это не было его единственным источником дохода, он «различные темные делишки обстряпывал» и занимался торговлей иностранной валютой. Перед арестом он зашил в тужурку царские золотые монеты, в брюки — бумажные деньги, а в сапоги под стельки «положил более носкую валюту — доллары». Далее рассказывается, как он жил в ссылке, постепенно расходуя спрятанные денежные средства. Когда Сисяев заболел, он, желая сохранить свои накопления, проглотил несколько золотых монет. Причем считал это самым выгодным «вложением», так как золото «не имеет права давать ржавчину» и может лежать «до поры до времени».

Проанализируем поступки героя рассказа с точки зрения финансовой грамотности. Не затрагивая нравственную сторону вопроса (капитал был накоплен незаконным путем), мы можем сказать, что в целом получение доходов персонажем было спланировано достаточно рационально: он не пользовался одним основным источником дохода (парикмахерская), а пытался получить доход из разных источников. Это целесообразно как в начале прошлого века, так и в наше время. Не менее эффективным является и его понимание «финансовой подушки безопасности»: распределение имеющихся средств в разные «фонды», конечно, с учетом того, что этими «фондами» стали тужурка, брюки и сапоги. Во время ссылки он распределяет свои расходы, хотя прямо о его тратах не говорится, но по тексту мы понимаем, что они были в пределах необходимых расходов, так как «золотой запас» оставался в неприкосновенности.

Спорным остается вопрос об эффективности таких инвестиций Сисяева. Наиболее грамотным финансовым решением было бы инвестирование средств в недвижимость, банковские счета, облигации или акции. Это позволило бы получать постоянный доход, то есть более выгодно использовать имеющиеся средства. Таким образом, среди финансовых решений героя «Рассказа об одном спекулянте» есть как грамотные, обусловленные эффективностью доходов и планирования бюджета, так и провальные — хранение денег с упущением возможной выгоды.

В другом произведении М.Зощенко «Трагикомическом рассказе о человеке, который выиграл деньги» герой выигрывает в лотерею пять тысяч рублей. Когда становится очевидной реальность выигрыша, жена героя и жильцы квартиры рассуждают о возможных расходах: если бы он вступил в партию, то необходимыми расходами были бы взносы «на борьбу с тем и с этим», МОПР. Получив деньги, Фомин отдает «двадцатку на дирижабль». Затем он оставляет «рублей сто» жене, с которой разводится, после чего деньги исчезают (украдены племянником). За время, пока разыскивают племянника, тот успевает потратить «рублей четыреста», остальное возвращается герою, который «кладет деньги на книжку» и носит ее на «толстом шпагате». В финале автор задается вопросом «что будет, когда Борис Андреевич поистратится?», потому что во время этих событий его увольняют с работы.

В данном рассказе мы видим, что герои совершенно не имеют представления о распределении доходов и расходов. Они не понимают, куда можно вложить полученные случайным путем деньги, тратят их бессистемно, а описание их душевных переживаний говорит о том, что они не подготовлены к принятию финансовых решений. Следует отметить, что в итоге эффективный путь распоряжения доходами все-таки найден, они положены на банковский счет, но это решение теряет свою результативность, так как герой лишается работы, а значит, вынужден жить на проценты по вкладу, расходуя деньги и упуская выгоду.

Таким образом, герой рассказа М.Зощенко показывает свою финансовую неграмотность, не представляя, как распоряжаться деньгами, начиная с сомнительного вложения в лотерейный билет (лишние расходы) и заканчивая на первый взгляд правильным решением (открытие банковского счета), но теряя при этом основной источник дохода. Правильное инвестирование позволило бы Фомину не только сохранить, но и приумножить капитал.

Анализируя рассказы М.Зощенко, мы пришли к выводу, что люди в начале прошлого века не всегда грамотно распоряжались своими доходами, бессистемно расходуя средства или не рассматривая возможностей инвестирования. Вместе с тем некоторые их финансовые решения были достаточно грамотными: создание «финансовой подушки», банковский счет, диверсификации вкладов. В целом можно сказать, что финансовые решения в начале века немногим отличаются от современных, что объясняется еще недостаточным знанием об инвестиционных продуктах и пониманием механизмов действия каждого из них.

Литература:

  1. Герасимов А. Г. Финансовый ежедневник. Как привести деньги в порядок. М.: Эксмо,2017
  2. Лефевр Э. Воспоминания биржевого спекулянта. М.: Поппури, 2018
  3. Макаров С. В. Личный бюджет: деньги под контролем. С-Пб.: “Питер”, 2008.
  4. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  5. Шефер Б. Мани, или азбука денег. М.: Попурри, 2016
  6. Биографические сведения периоде жизни М. М. Зощенко в Казахстане https://proza.ru/2012/05/03/548
  7. Ссылка на статью М.Зощенко о юморе в казахской литературе. https://disk.yandex.ru/d/gOUqal4lAJq2rA
  8. Алма-Ата благословенная... Рафаэль Соколовский https://lektsii.org/7–4640.html


Похожие статьи

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда», «Плохое настроение» и «Фараон»

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза»)

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Проблема свободы выбора в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и детективном романе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь насекомых», рассказов «Подземное небо», «Вести из Непала», «Реконструктор»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Своеобразие характеров налётчиков в рассказах Исаака Бабеля «Король» и «Как это делалось в Одессе»

В статье рассматриваются психологические особенности образа одесских налётчиков, выявляются их морально-этические качества, а также прослеживаются социально-бытовые реалии Одессы.

Похожие статьи

Идейно-художественное своеобразие рассказов Елены Васильевны Габовой и и Людмилы Евгеньевны Улицкой: сходства и различия (на материале рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «Бумажная победа»)

Психологизм в рассказах Виктории Токаревой «Зануда», «Плохое настроение» и «Фараон»

Проблема личной самоидентификации в пьесе Е. В. Гришковца «Как я съел собаку»

«Лиловая в Крыму и белая в Париже» (сочетание цвета и звука в стихотворении А. Тарковского «Первая гроза»)

Таежные мотивы в произведениях литературного направления «поиск корней» эвенкийского писателя КНР Ужээрту (на примере рассказов «Янтарный костер», «Семирогий олень», «Судьба охотника»)

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Проблема свободы выбора в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и детективном романе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»

Дискурс власти в творчестве Виктора Пелевина (на примере романов «Омон Ра», «Жизнь насекомых», рассказов «Подземное небо», «Вести из Непала», «Реконструктор»)

Образ России в индивидуально-языковой картине мира писателя (на материале повести С. Кржижановского «Воспоминания о будущем» и романа Г. Газданова «Вечер у Клэр»)

Своеобразие характеров налётчиков в рассказах Исаака Бабеля «Король» и «Как это делалось в Одессе»

В статье рассматриваются психологические особенности образа одесских налётчиков, выявляются их морально-этические качества, а также прослеживаются социально-бытовые реалии Одессы.

Задать вопрос