Сравнительный анализ рыцарей тевтонского ордена и тамплиеров | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 2249 раз

Библиографическое описание:

Котляр, К. А. Сравнительный анализ рыцарей тевтонского ордена и тамплиеров / К. А. Котляр, Л. Г. Пенчук. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/197/ (дата обращения: 19.11.2024).

 

У разных людей интерес к истории проявляется по-разному. Кто-то зарывается в тексты старинных фолиантов и летописей, кто-то читает научно-популярную литературу, а кому-то сухих букв и иллюстраций недостаточно — хочется увидеть воинов древности своими глазами. Романтики считают, что рыцари — это отвага, приключения, защита слабого и культ беззаветной любви. Реалисты вспоминают, что рыцарь — это тяжеловооруженный конник, военная элита средневековья, главный аргумент любого сражения. Кто же они? Возможность увидеть и понять это устраивающиеся фестивали и турниры в рыцарском духе, цель которых — не только развлечь публику — взрослую и детскую, но и преподать ей уроки истории, рыцарства, фехтования, ремесел и даже научить тому, как изготовить щит и меч своими рукам [12].Решением исследовать этот материал, послужило то что когда я был в поселке Сукко Анапского района, Краснодарского края, в замке Львиная голова на рыцарских поединках мне выпал шанс самому примереть снаряжение тамплиера. (Рис.1)

Рис. 1. Музей средневековых орудий в Замке Львиная голова п. Сукко

 

Цель работы — реконструировать комплекс снаряжения брата ордена тамплиеров и рыцарей тевтонского ордена

Предмет исследования — комплекты одежды и снаряжения простого брата рыцаря и брата сержанта как комплектов наиболее распространенных в ордене тамплиеров и тевтонского ордена

Объектом исследования данной работы военное снаряжение тамплиера и тевтонского рыцаря 12 века

Задачи работы — показать снаряжение, жизнь рыцарей, их права и обязанности, по ношению комплекта одежды.

При рассмотрении Латинского устава (72 параграфа, или статьи)следует заметить, что в Латинском уставе братьев сержантов отличают от братьев рыцарей только цветом одежд и плащей (черный или коричневый, в отличие от белого для рыцарей). Латинский устав рекомендует, чтобы вся одежда братьев была одного цвета — белого, черного или бурого. Притом рыцарям обязательны строго белые одежды, если их возможно найти, или, по крайней мере, строго обязательны белые плащи [9]. Так же рекомендовано не усложнять одежду и ее элементы, но носить простые вещи «как носят в миру конюшие». Так же предписывалось строго следить за наличием белых одежд только у братьев рыцарей и не допускать ношения белых одежд и, особенно, плащей, сержантами и оруженосцами дома, а так же следить за надлежащим размером одежд братьев. Запрещено носить любой мех, за исключением овечьего. Запрещено ношение без особого разрешения магистра монашеских ряс и монашеской же «сумки паломника» (для подаяния) как не сообразующихся с воинским статусом. Плащ тамплиера – порядок у тамплиеров был во всём? в том числе в воинском облачении. Главным отличительным атрибутом рыцарей части ордена был белый плащ, который больше не дозволялось носить никому. На плаще нашивался красный крест, и именно он остался в истории как главный символ тамплиеров.

Белый плащ рыцари носили всегда, потому что он, в том числе, позволял им получать исключительные льготы и привилегии, данные папами. При этом накидка была не просто отличительным знаком, а чем-то большим. Одним из страшных наказаний для рыцаря была именно потеря плаща, который с него могли снять за провинность. Плащ тамплиера был белым, потому что именно этот цвет лучше всего изображал святость. Если говорить о красном кресте, то наиболее распространенная версия его появления говорит о том, что перед одним из походов Папа Римский Урбан Второй для поднятия духа воинства разорвал свою багряную накидку на полосы и раздал рыцарям. Те стали нашивать себе на плащи полосы в виде крестов, и этот красивый жест позже перерос в традицию.

В 1199 году Папа римский утвердил устав Тевтонского ордена, но только с 1221 года тевтонцы смогли пользоваться всеми привилегиями доступными рыцарям двух других орденов. Рыцари давали те же обеты. В этом ордене были только немецкие рыцари. Символом ордена был белый плащ и обычный черный крест. Тевтонцы охраняли паломников, лечили раненых. Затем они огнем и мечом несли слово Христово в восточные земли. Рыцари завоевывали себе земли и становились их владельцами при верховной власти ордена. У рыцарей Тевтонского ордена за плечами развевался чёрный плащ, [1]на левой стороне которого резко выделялся широкий красный и белый крест, прошитый серебром, — хорошо известная эмблема рыцарей тевтонского ордена. (рис. 2)

http://lendol.ru/28257/63445948.jpg

Рис. 2. Плащ рыцаря Ордена Тамплиеров (слева) и Тевтонского ордена (справа)

 

Кольчуга. [18] — Кольчуга плохо защищала от стрел и болтов, пущенных с короткой дистанции. Выяснилось, что от стрел лучше защищают даже простые кожаные доспехи, распространенные на востоке. В конце XIII века начался период экспериментаторства. Для изготовления доспехов пытались использовать самые разнообразные материалы, включая китовый ус, рога, жесткую кожу, латунь и сталь. Встречались и так называемые «мягкие доспехи», пошитые из ткани и кожи. Жесткость коже придавалась с помощью специальной обработки. Сначала кожу размягчали с помощью масла и вымачивали в холодной воде. Затем размягченную кожу натягивали на форму и сушили при повышенной температуре. (рис.3). Что же касается рыцарейТевтонского ордена, то они использовали чешуйчатую броню [1] это чешуйки, пришитые на основу (кожаную или суконную). Это — наиболее известный и популярный тип чешуи. Он наиболее прост в изготовлении и широко применялся с древнейших времён.

Что носили тамплиеры постоянно. [18] — единым источником информации о вооружении и доспехах XII века служит «Закон Тамплиеров». Там упоминаются кольчуга, железные шоссы, шлем или шишак, оплечье-эспальер, ботинки-солереты, и стеганый жюпо-дармер, надеваемый на кольчугу. Оружие — щит, копье, меч, турецкая булава и кинжал. При себе рыцари имели еще два ножа. Нижнее белье состояло из двух рубах, двух пар штанов, носков и пояса. В двух мешках хранились стеганые доспехи и ночная сорочка. В кожаном мешке хранились кольчуга, шапка и чепец.

кольчуга тамплиерачешуйчатый панцирь

Рис. 3. Кольчуга рыцаря ордена Тамплиеров и чешуйчатая броня рыцаря Тевтонского ордена

 

Оплечье. [18] — Этот клавен надевали на кольчугу. Экипировку завершали поясной ремень, меч, кинжал-мезерикорд, копье и щит. В то же время кольчужный подшлемник составлял одно целое с кольчугой и имел кожаную или стеганую подкладку. Созданная примерно в то же время поэма Beatrix открывает новые детали. В поэме говорится о щитах с накладками, шлемами, изготовленными из четвертин, чулках-шосс со шнуровкой куафе, стеганом и отделанном дорогой тканью. Известны седла с украшением из слоновой кости и войлочным потником. Для рыцаря было важным, чтобы ноги прочно фиксировались в стременах. Кольчуги того времени весили до 25 кг. Опыты с кольчугами позволили заключить, что они почти не мешали движениям и почти не накалялись под лучами солнца. В конце XII века доспехи стали дополнять различными декоративными элементами, надеваемыми на тело или голову. (рис.4)

оплечьенаплечники

Рис. 4. Оплечье рыцаря Ордена Тамплиеров и наплечники рыцарей Тевтонского ордена

 

Наплечники[1] часть доспеха, имела полукруглую или изогнутую форму, защищала плечо и шею носителя, а также идентифицировала человека. Делалась целиком из металла, очень редко содержала в себе кожу. Возникли в XV веке. Гербовые наплечники-погоны носились рыцарями до появления настоящих металлических наплечников. В связи с тем что они, как и щиты того времени, были сделаны из дерева и кожи, они носились в основном на турнирах и парадах, и в отличие от настоящих погон служили лишь для ношения гербов.

Поножи [1]  часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.

Набедренник [1]  это один из элементов доспеха, который надевали рыцари на бедро, чтобы защитить ногу. Набедренник часто использовался в боях и турнирах. Металлическая, слегка согнутая пластина. Кузнецы крепили к ней кожаные шнурки, чтобы закрепить набедренник на ноге. Средняя масса набедренника около 400 г.

Поручи, нарукавники[1]  в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукаво вподризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.Поручи патриарха Никона, XVII век. Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением крестапосередине. Охватывая руки в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне рук. Так какархиерей и священник во время богослужении изображают Христа, то поручи имеюталлегорическое значение тех уз, которыми был связан Иисус Христос. Русское название облачения — поручи означает, что священник во время богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу. (рис.5)

поручинабредренники

Рис. 5. Поножи и поручи, нарукавники рыцаря Тевтонского ордена

 

Шлем[18] — его использовали для защиты головы. Никакая инновация не возникает без мотивации, и таким образом возникает вопрос, что могло бы стать отправным моментом для развития формы горшкового шлема? Наверное, осознание того, что эффективность существующего защитного оружия более не соответствовала появившемуся наступательному оружию и требованиям наступательных тактик, а случайные или вновь созданные конструкции не имели больших шансов на существование. В Центральной Европе до завершения XII века почти повсеместно использовался норманнский шлем с наносником, носимый поверх капюшона из кольчуги, который, очевидно, обеспечивал небольшую защиту головы ниже линии бровей. Однако какое изменение на наступательной стороне делало инновацию необходимо? Понятной становится мысль создать независимую защиту передней части головы, которая оставляет еще достаточную свободу действия всаднику — развитие могло бы начаться. Однако, этот вариант объяснения не удовлетворяет полностью — если бы был, все же, горшковый шлем, который выдержал бы огромную пробивную способность копья при прямом попадании, вес его был бы огромен. Не каждая сшибка приводила к точному поражению цели, углы встречи и относительная скорость столкновения острия копья со стенкой шлема были далеко не всегда благоприятны, что существенно влияло на вероятность пробития. Как и у любого защитного вооружения, это было решение, обусловленное несколькими факторами. (рис.6)

шлем тамплиера шлем2

Рис. 6. Шлем рыцаря ордена Тамплиеров и рыцаря Тевтонского ордена

 

Обувь. [18] — Латинским уставом так же строго запрещались ботинки с длинными шнурками, а так же ботинки с длинными носами, вроде позднейших пуленов, как раз вошедшие в моду примерно в 20-е годы XII века. Видимо, связано это было с монашеским запретом на всякого рода «модничанье» идущее еще со времен Клюнийской реформы, а так же, скорее всего, чисто практическими соображениями — ускорением процесса обувания в случае тревоги и облегчением пешего передвижения и бега. Эти положения были сохранены и во французской редакции.(рис.7)

обувь

Рис. 7. Обувь рыцаря

 

Щит. [18] — (рис.) Модель боевого щита тамплиеров — «рыцарей-храмовников». Именно такая форма в сочетании массивным золотым или пурпурным крестом на светлом фоне щита отличала рыцарей тампля от прочих.(рис.8)

щитщит тевтонцев

Рис. 8. Модели боевого щита тамплиеров и рыцаря тевтонского ордена

 

Меч. [18] — Рыцарский меч. Сколько легенд, сказаний, да и историй, похожих на правду рассказано об этом замечательном оружии. Меч в те времена был очень дорогим оружием. Его даже передавали по наследству.

Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч» — так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения. Так продолжалось до тех пор, пока не появились пушки и пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Тяжелый, закованный в латы неповоротливый конник был прекрасной мишенью. А меч постепенно «выродился» в изящную шпагу, которую мужчины знатного сословия носили ещё много лет (даже веков) спустя. (рис.9)

12вмеч2

Рис. 9. Модели меча тамплиеров и рыцаря тевтонского ордена

 

Снаряжение боевого коня [1] Рыцарских коней не набирали из крестьянских лошадей. Их разводили в конюшнях в замках или около них в особых усадьбах. Заведовали этими конюшнями маршалы. Это был придворный чин, а лишь позднее — воинское звание.

Коневоды тех дней старались вывести сильных, тяжелых лошадей, которые могли бы нести на спине рыцаря в полном вооружении. Сколько весил такой всадник, узнаем чуть позже.

Однако во время крестовых походов эти массивные рыцарские кони, неповоротливые и нерезвые, оказались менее пригодными для конных боев, чем быстрые и легкие восточные лошади. И хотя рыцари были закованы в более прочную броню, чем их противники, они несли большие потери в конных сражениях тех дней.

У богатых рыцарей и владетельных князей лошади сияли блеском своей сбруи: драгоценными камнями, которыми украшались уздечки и шитые золотом чепраки. Два таких чепрака (подарок турецкого султана царю Николаю I) хранятся у нас в Эрмитаже, они буквально сплошь усыпаны крупными бриллиантами.

В ходе работы были рассмотрены два ордена Тамплиеры и Тевтонцы. Мы рассматривали снаряжение рыцарей в 12 веке.

Плащ главным отличительным атрибутом рыцарей части ордена был белый плащ, который больше не дозволялось носить никому. На плаще нашивался красный крест, и именно он остался в истории как главный символ тамплиеров. Это Тамплиеры, а у Тевтонцев за плечами развевался чёрный плащ, на левой стороне которого резко выделялся широкий красный и белый крест, прошитый серебром, — хорошо известная эмблема рыцарей тевтонского ордена.

То есть у них была различие в том что разный цвет у тамплиеров белый, а у тевтонцев чёрный.

Щит. У тамплиеров был железный щит по краям обведён чёрным цветов, сам щит белый только ещё золотой крест. А у тевтонцев чисто белый щит с чёрным крестом по середине.

Шлем. У тамплиеров шлем был в виде горшка, у самых богатых по середине был сделан золотой крест с прорезами около 1см для глаз. А у тевтонцев шлем был в виде овала со штыком по середине шлема с прорезами для глаз около 2см. И ещё шлем был почти как горшок только защита лица была как холм с дырками что бы дышать и с прорезами для глаз около 2см.

Меч. У тамплиеров меч был из железа, и рукоять тоже, а украшение внизу поля рукояти было из серебра или золота. А у тевтонца всё из железа.

Исследуя литературу и проведя сравнительный анализ, мы сделали следующие выводы, что у тамплиеров меч был длиннее, так как они были гордые, сильные и богатые рыцари, но уже, а у тевтонце короче, но по шире ведь они не настолько горды, сильны и богаты. А в современных турнирах используется меч средний длиной как у тевтонцев, а шириной как у тамплиера, и у тевтонцев и тамплиеров меч из железа, а в современных гораздо слабее. И остриё в современных не используется конец гладок, что бы не ранить и случайно не убить соперника.

 

Литература:

 

  1. Акунов В. Облачение членов тевтонского ордена. [Электронныйресурс]: сайт. — URL: http://www.proza.ru/2008/07/24/451 (дата обращения 12. 08.2015).
  2. Аддисон Ч. Дж. История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, эсквайром из Внутреннего Темпла / Пер. с англ. Е. Бергер. — Алетейа, 2005. — 384 с.
  3. Бордонов Ж. (англ.)русск. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Пер. В. Д. Балакин. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 243 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  4. Доманин А. А. / Крестовые походы. Под сенью креста. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. -- 431 с.
  5. Демурже А. (англ.)русск. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120–1314 = Vie et mort de l'ordre du Temple, 1120–1314 / Пер. с фр. А. Н. Саниной. — СПб.: Евразия, 2008. — 400 с. — (Историческая библиотека).
  6. Демурже А. (англ.)русск. Рыцари Христа = ChevaliersduChrist, lesordresreligieuxmilitairesauMoyen Âge / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова, науч. ред. канд. ист. наук А. Ю. Карачинский. — СПб.: Евразия, 2008. — 542 с. — (Историческая библиотека).
  7. Демурже А. (англ.)русск. Жак де Моле — великий магистр ордена тамплиеров = Jacques de Molay: le crépuscule des templiers. — СПб.: Евразия, 2009. — (Историческая библиотека).
  8. Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. — М., СПб.: Вече, Евразия, 2007.
  9. Мелвиль М. / История Ордена Тамплиеров. Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. Науч. редактор М. Ю. Медведев. — СПб: “Евразия”, 2007. — 368с.
  10. Мулен, ЛеоПовседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.). —М.: Молодая гвардия, 2002
  11. Росланд. Современный рыцарский турнир // Клинок. — 2007.- № 4 (№ 20).
  12. Носов К. С. Рыцарские турниры; СПб.: «Полигон», 2004
  13. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987 г
  14. Крестоносцы,Энциклопедия, Росмэн, М., 2000
  15. Рыцари, Энциклопедия, Росмэн, М., 2000
  16. Ришар Ж. / Латино-Иерусалимское королевство. Пер. с франц. Карачинского А. Ю.; Вступительная статья Близнюк С. В. -- СПб: Издательская группа «Евразия», 2002. -- 448 с.
  17. Рид П. Р. Тамплиеры. — М., Мн.: АСТ, Харвест, 2006. — 432 с. — (Историческая библиотека). — 3000 экз.
  18. Часовитин Д. В. Вооружение и снаряжение братьев ордена тамплиеров во второй половине XIII века.[Электронный ресурс]: сайт. Орден Тамплиеров. — URL: http://deusvult.ru/80-vooruzhenie-i-snaryazhenie-tamplierov.html (дата обращения 14. 07.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): тевтонский орден, рыцарь, меч, белый плащ, тамплиер, красный крест, время, кольчуга, шлем, щит.


Задать вопрос