СМС как новый речевой жанр | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 3374 раза

Библиографическое описание:

Филиппова, А. К. СМС как новый речевой жанр / А. К. Филиппова, О. О. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.1 (27.1). — С. 4-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1642/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами. Во-первых, изучение SMS-языка необходимо, поскольку в XXI веке SMS-сообщения, бесспорно, — самый распространенный способ общения с помощью мобильной связи;во-вторых, лингвистические знания об особенностях современной SMS-коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения сегодня очень востребованы.

Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.

Объектом нашего исследования выступают SMS-сообщения как новый речевой жанр

Предметом исследования являются SMS-сообщения.

Гипотеза:SMS-сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее. От частого общения в чатах, в форумах и блогах, от повсеместного использования SMS-сообщений человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS-сообщений, то это, я считаю, приведёт и уже приводит к искажению норм как английского, так и русского языков.

Цель работы — выявление особенностей языка SMS как новой формы коммуникации, определение, по каким признакам SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру и влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.

Цели обусловили задачи исследования:

  1.               Проанализировать SMS-сообщения и выявить основные признаки, по которым SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру.
  2.               Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, авторефераты, учебники.
  3.               Провести социологический опрос и определить, влияют ли SMS-сообщения на грамотность школьника.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы и иностранного языка. Исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: теоретического исследования — изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов), SMS-сообщений;

эмпирического исследования: беседа с учителями и школьниками; опрос методом анкетирования школьников; анализ ученических SMS-сообщений; проведение разведывательного эксперимента для выявления исходного уровня знаний учащихся об SMS-сообщениях

SMS-сообщения — это очень короткие сообщения (SMS–smallmessageservice), состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей.

Свое исследование мы строили следующим образом:

–               Изучали литературу по данному вопросу.

–               Проводили анкетирование старшеклассников. Анализировали результаты опроса.

–               Собрали примеры СМС-сокращений среди подростков нашей школы.

–               Собрали и расшифровали образцы смайликов.

–               Проанализировали СМС-сообщения и выявили основные признаки, по которым их можно отнести к новому речевому жанру.

–               Провели социологический опрос и определили влияние СМС-сообщений на грамотность школьников.

В исследовательской работе наша гипотеза нашла подтверждение, и можно сделать следующие выводы:

  1.          SMS-сообщения — новый речевой жанр, т. к. они обладают признаками речевых жанров (коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, языковые особенности, информативность и монологичность, диалогичность, определенная ситуация общения).
  2.          Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации.
  3.          SMS влияют на понижение нашей грамотности, особенно, если она ещё не сформирована.
  4.          Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность — это ответственное отношение к языку.

 

Литература:

 

  1.          Википедия. SMS-сообщения. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
  2.          Википедия. Функциональные стили речи. — (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
  3.          «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…».
  4.          / М. Ю. Сидорова (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва). — (http:// marinadoma.narod.ru.).
  5.          Наши любимые СМСки;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. — (http:/www.molodoy.gorny. ru).
  6.          Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.
  7.          Ожегов. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): SMS, речевой жанр, исследовательская работа, социологический опрос, грамотность школьника.


Задать вопрос