SMS как современный эпистолярный жанр | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №6 (47) июнь 2021 г.

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 1278 раз

Библиографическое описание:

Иванова, С. П. SMS как современный эпистолярный жанр / С. П. Иванова, Е. А. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 6.1 (47.1). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/young/archive/47/2556/ (дата обращения: 19.12.2024).



Посмотрим вокруг. Мир, общество, люди, телефоны. Да, именно телефоны. Сейчас они есть у каждого. И каждый в них смотрит, что-то читает, печатает и лишь иногда звонит. Мы очень много пишем. Только задумайтесь, первая мысль, которая возникает в нашей голове при необходимости с кем-то связаться — написать этому человеку. Люди как будто разучились общаться при помощи голоса. Вокруг лишь сообщения, чаты, мессенджеры. Но так ли это плохо, как кажется? Откуда вообще появились сообщения? Какая роль отводится текстовым сообщениям в современном мире?

Развитие общества сегодня на прямую ассоциируется с прогрессом в области компьютерных технологий. С каждым годом скорость интернета растет, обновления на рынке мобильных устройств происходят так быстро, что пользователи не успевают к ним привыкнуть. В первую очередь прогресс направлен на сферу коммуникаций, где главным показателем выступает высокая скорость связи.

Вернёмся к истокам. Как только мир вступил в эру цивилизации и люди освоили грамоту, появился новый способ общения — письмо. Письма писались от руки и не в одно, два предложения, а составлялись целые тексты, что уже занимало достаточно много времени. После написания письма его необходимо было доставить адресату: конверты отправлялись гонцами, почтальонами. В то время скорость доставки письма и получения ответа напрямую зависели от расстояния между адресатом и адресантом. Ждать приходилось днями, а-то и неделями.

Письма писались согласно принятым правилам: особые обращения, стиль, манера написания текста, завершение письма.

Появления компьютеров упростили процедуру написания писем, теперь их не требовалось писать от руки, они стали электронными, из-за чего изменились и некоторые правила оформления, особенно для частных писем, но общий облик мало изменился, это всё ещё были полноценные тексты в 5–6 предложений. Скорость доставки увеличилась в несколько десятков раз.

В корне изменило представление о переписке и письмах появление пейджеров и радиотелеграфов. Так как посредством пейджинговой связи передавалась небольшая и сжатая информация, то само понятие «письмо» постепенно вытеснилось новым термином — сообщение. Ушел в прошлое и официальный тон, на первое место вышла краткость.

Позже телеоператоры презентуют новую опцию — SMS-сообщения. На первом этапе стоимость данной услуги была слишком высока, из-за чего сообщения не пользовались популярностью, но как только цена понизилась — спрос на данную услугу резко вырос. Именно так в нашу жизнь вошли сообщения.

На этом развитие технологий не остановилось. Интернет внёс свои коррективы. На смену мобильным телефонам пришли смартфоны и появились социальные сети, а позже и мессенджеры, которые дали возможность пользователям отправлять и получать сообщения. Общение между пользователями стало проходить с помощью Интернета, а не телеоператора.

Постепенно электронные письма начали отходить на второй план. По скорости и дальности отправки они не уступают сообщениям, но всё же писать короткие предложения на адаптированных под это сервисах гораздо удобнее. Сейчас электронной почтой пользуются лишь для деловых писем и отправки больших по объёму файлов.

Исходя из такой цепочки эволюции писем, я могу сделать предположение, что текстовые сообщения можно смело назвать приемниками традиционных писем, а это значит, что они, скорее всего, и являются современным эпистолярным жанром.

Однако стоит заметить, что эпистолярный жанр, как и любой другой литературный жанр, имеет свою структуру и деление на виды, сообщения же уступают в этом письмам. SMS, сообщения в чатах и мессенджерах не имеют особых точных правил написания и структуры. Всё что нужно для их составления — это лишь правила орфографии и Интернет-этикета. Сообщения редко пишутся в деловом формате. Так как для диалога с малознакомым человеком, люди всё же предпочитают телефонный звонок или очную встречу.

Для того, чтобы более наглядно рассмотреть сообщения в роли современного эпистолярного жанра, я решила взять за основу роман Дмитрия Алексеевича Глуховского «Текст», который был опубликован в июне 2017 года.

В романе поднимается сразу несколько проблем, от места человека в обществе до коррупции в стране. Но больше трети внимания уделяется проблеме связи между человеком и телефоном. Повествование ведётся от лица автора и рассказывается история одного молодого человека Ильи. В своей жизни ему пришлось столкнуться с несправедливостью и обстоятельства сложились так, что в его руках оказался телефон того, по чьей вине его жизнь была испорчена. Отомстив своему обидчику, Илья начинает жить двойной жизнью: свою жизнь он проживает в реальности, а при помощи телефона он начинает выдавать себя за другого человека, того кому он отомстил и кого уже нет в живых. При помощи сообщений Илья начинает общаться с родственниками, друзьями и коллегами хозяина телефона от его имени. И никто не догадывается о том, что с ними общается другой человек, ведь за телефонным номером человека не видно.

Но чтобы вести двойную жизнь и выдавать себя в переписке за другого человека, нужно сильно постараться. Для этого необходимо как минимум полностью проанализировать чужую переписку с разными людьми примерно за год, что уже довольно кропотливая работа. Также не будет лишним просмотреть все фото и видео в телефоне, дабы быть в свете последних событий человека. Ведь мы сами порой храним огромный массив информации о себе в телефонах, утешаясь мнимым ощущением безопасности.

Телефон. Маленькое чёрное зеркальце, вполне себе живой прототип человеческой души, того самого «я». Он видит и запоминает всю нашу жизнь, всё самое сокровенное, всю подноготную, что мы прячем в чатах, в снимках. Мы сами загружаем всё это в его память, зачастую нарочно избегаем очных встреч, стараясь решить всё написанием букв, обезличенных символов, которые после того, как мы выставим их в нужном порядке, обретают наше лицо. У каждого оно своё, потому что все мы пишем по-разному, и отличие не в том, что кто-то ставит странные смайлики, а кто-то нет, и даже не в правильности орфографии. Просто у каждого человека есть свой стиль, своя манера письма, потому что, набирая сообщения, мы становимся авторами, правда не романа-эпопеи и даже не рассказа, но всё же авторами. Потому сообщения можно назвать современным эпистолярным жанром, но лишь от части. Ведь если кто-то будет писать за нас, человек на другом конце заметит подмену, даже сквозь телефон, потому что слог не тот, мысли другие, чувства чужие. Нужно будет исхитряться, выкручиваться, копировать нужную манеру письма. Но на данный момент сообщения ещё не являются полноценным эпистолярным жанром, в них нет структуры, каких-то рамок и ограничений. Поэтому я ставлю перед собой новую цель: выявить структуру SMS-сообщений, чтобы они по праву назывались полноценным современным эпистолярным жанром.

Литература:

  1. Глуховский Д. А. Текст: (роман). Москва: Издательство ФСЕ, 2020. — 320с.
  2. История появления и развития СМС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trade59.ru/articles.html?id=2
  3. Кожеко А. В. Эпистолярные жанры: традиционные и современные формы //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–3.


Задать вопрос