Цель: изучить свойства звука; проверить остроту слуха медицинских работников и вывести закономерность влияет ли возраст и пол участвующих в исследовании на уровень слуха.
Описание практической части:
Опыт № 1: Была использована пластиковая бутылка, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета, свеча. Зажгли свечу, направили горлышко бутылки на свечу и стукнули пальцем по пакету. Свеча погасла, потому что при щелчке по пакету был слышен звук и поток воздуха из бутылки загасил свечу.
Опыт № 2: Участвовали все члены семьи с завязанными глазами. Каждый из участников был посажен на стул и за его спиной, и в разных углах комнаты гремели банкой с фасолью. Когда гремели за спиной, люди путались откуда идет звук и показывали в разные стороны, а когда в углах комнаты, то четко угадывали в каком углу. Это объясняется тем, что когда банка находится за спиной, она на одинаковом расстоянии от обоих ушей и поэтому многие не могли дать точный ответ, откуда идет звук.
Опыт № 3: Два бумажных стакана и веревка. В двух стаканчиках проделали дырки в дне и просунули веревку. Вдвоем натянули веревку и шепотом говорили в стаканчик по очереди. Звук очень хорошо передается, когда веревка натянута и покороче. Когда один говорит в стаканчик происходят колебания воздуха, которые передаются из стаканчика идут по веревке и на другом конце из стаканчика слышится звук.
Опыт № 4: Были использованы пластиковая, деревянная и металлическая линейки. Рукой прижимали один край линейки к столу, другую отгибали вниз и отпускали. Так проделали со всеми линейками. Далее сдвинули линейки так, чтобы за край стола выступала меньшая ее часть. Звук и скорость изменились, увеличились. Разные линейки издавали разные звуки.
Опыт № 5: Были использованы три расчески с разной частотой зубьев. Повели зубьями по картону и услышали разные по частоте звуки. Самый высокий звук был у расчески с наименьшей частотой зубьев.
Опыт № 6: Были использованы ложки различного размера. Подвесив ложки, ударили по ним поочередно и услышали, что звук абсолютно разный. Чем меньше ложка, тем звук выше.
Опыт № 7: Были использованы разные стеклянные бокалы. Поставили бокалы на стол, слегка намочив чистой водой, пальцы начали водить по краю бокала. Через несколько секунд услышали мелодичный звук. Налили в бокалы воды и продолжили эксперимент. Продолжая круговые движения пальцем, посмотрели на поверхность воды и увидели маленькие волны. Звук от бокала без воды и с водой отличался, был намного выше. Самый высокий звук у пустого бокала
Исследование: В исследовании участвовали 5 мужчин и 11 женщин разных возрастов. Каждому было предложено пройти в тихую комнату и присесть за стол и закрыть глаза. К каждому уху испытуемых приближали часы средних размеров, и как только человек начинал слышать тиканье часов, то он начинал отбивать «ритм» тиканья. Как только это происходило, измерялось расстояние между часами и ухом. После чего к уху этого же человека подносились часы и постепенно отдалялись. Когда испытуемый переставал слышать звук, он стучал пальцем по столу. Снова измерялось расстояние и записывалось.
Таблица 1
Индивидуальные значения остроты слуха
№ |
Инициалы |
Пол |
Возраст |
Острота слуха (см) |
1 |
Е. А. Ю. |
муж |
42 |
11–13 |
2 |
Ш. С. С. |
муж |
34 |
12–15 |
3 |
Ш. Ю. М. |
жен |
37 |
11–15 |
4 |
Ч. Н. Ю. |
жен |
52 |
12–15 |
5 |
Г. Г. А. |
жен |
58 |
11–15 |
6 |
Г. М. З. |
муж |
62 |
10–11 |
7 |
Г. Н. Н. |
жен |
34 |
13–19 |
8 |
Я. Н. В. |
жен |
32 |
15–12 |
9 |
С. Е. Ю. |
жен |
36 |
14–14 |
10 |
П. М. А. |
жен |
26 |
11–13 |
11 |
З. В. А. |
жен |
24 |
12–15 |
12 |
Я. В. А. |
жен |
55 |
10–11 |
13 |
Н. В. В. |
муж |
39 |
10–13 |
14 |
С. Э. Е. |
муж |
35 |
12–16 |
15 |
Ч. А. Н. |
жен |
41 |
9–15 |
16 |
П. А. А. |
жен |
40 |
11–16 |
Таблица 2
Средние арифметические значения остроты слуха
Группа |
Количество испытуемых |
Среднее значение остроты слуха (см) |
1 |
Мужчины |
12 |
2 |
Женщины |
13 |
В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что показатель уровня слуха напрямую зависит от возраста и воздействия внешних негативных факторов на протяжении всей жизни. Как оказалось, люди, работающие в шумных условиях, таких например, как лаборатория, где оборудование очень громко работает, имеют сниженный уровень слуха.
Вывод: В ходе этого эксперимента мною был получен опыт по изучению звука, природы возникновения, характера звука и много другое. Самым интересным было проведение опытов, особенно понравился опыт с бокалами и бутылкой со свечой. Самым сложным было формирование отчета и обработка данных после проведения исследования по определению остроты слуха. Я научилась получать звуки из разных предметов и разными способами, поняла природу возникновения звуков.