Здоровье — это не всё, но без здоровья всё — ничто!
Сократ
Как приятно услышать пение птиц летним утром. Но кроме завораживающего пения птиц вокруг нас множество других звуков, и эти звуки не всегда приятны для человеческого слуха. Неприятным и раздражающим для нашего слуха является шум. Шум становится помехой в повседневной жизни. Изо дня в день школа подвергается шумовому воздействию, как на перемене, так и на уроке. Я задумалась, а сказывается ли шумовое воздействие на усвоение учебного материала учениками.
Цели исследования:
Выявить степень шума в школе, как он влияет на усвоение учебного материала и здоровье учащихся.
Гипотеза проекта: Если понизить степень шумового воздействия во время учебного процесса, то успеваемость учащихся может повыситься и их здоровье будет сохранено.
Что же такое шум? Шум — это беспорядочный звук различной силы, мешающий восприятию окружающей информации, который оказывает вредное воздействие на физическое и психологическое здоровье человека.
В школу каждый ребенок приходит учиться. Для того чтобы учеба была успешной, дети должны на уроках быть внимательными, хорошо воспринимать информацию, иметь хорошую память и мышление. А чтобы учебный процесс был плодотворным нужна тишина.
В нашей школе очень шумно на переменах. Ежедневно каждый из нас ощущает на себе вред шумового воздействия. Исследователи давно говорят о том, что при ежедневном шумовом воздействии, у учеников начинаются головные боли, им тяжело сразу включиться в работу, понять смысл задания.
Громкие звуки очень опасны для человека. Если при ярком свете, мы можем закрыть глаза, или при опасности ожога можем быстро убрать руку от огня, то от шумового воздействия человек совсем не защищен. Только маленькие дети закрывают уши руками при резких, неприятных звуках, но взрослый человек этого не делает практически никогда. Поэтому с шумовыми воздействиями нужно бороться. [3]
Изучив различные источники информации, я узнала, что децибел — это единица измерения силы звука. Если перевести с английского языка, то «bell» будет означать «колокольчик», а «deci» переводится как десяток. Значит, сила звука в 1 децибел равна звучанию 10 колокольчиков. Так же я узнала, что благодаря шотландскому ученому-изобретателю Александру Беллу, который был основоположником телефонии, человечество научилось передавать звук на дальнее расстояние. В дальнейшем единица измерения силы звука стала называться в честь ученого Александра Белла. [1]
Полную тишину можно обозначить за 0 дБ, то тихое дуновение ветерка в саду можно приравнять к 8 дБ, а тихий разговор — 25 дБ. Спор одноклассников– 55 дБ, движущие автомобиля от 65 дБ до 80 дБ, звук телевизора — 70 дБ, уличный гул — 80 дБ, шум автострады — 100–110 дБ, игра на музыкальных инструментах в оркестре — 110–120 дБ. [2]
Всю исследовательскую часть работы я провела с помощью модульной системы экспериментов PROLOG.
Используя систему экспериментов PROLOG, я измерила степень шумового воздействия на учащихся школы во время перемен и на уроках. Степень «шумового загрязнения» я измеряла на перемене — в холле, и в рекреациях 1 и 2 этажа, а также в столовой и на уроках. Я измерила степень шумового воздействия на уроках в начальных классах, оказалась, что она составляет от 38 до 49 дБ. Больше всего степень шума на переменах, почти 80дБ, это можно приравнять уровню шума на оживленно улице в час пик. Степень «шумового загрязнения» в холле и рекреациях на 1 и 2 этажах — 82 -90 дБ. Учащиеся нашей школы шумели и в столовой, во время обеда и степень шума составила 70–85 дБ, что можно приравнять к уровню шума движущегося автомобиля. Поэтому в конце рабочего дня многие ученики и учителя уходят домой с головной болью и раздраженные. [4]
Для того, чтобы узнать мнение учащихся и педагогов нашей школы о вреде шума я задала им несколько вопросов:
- Влияет ли шум на усвоение учебного материала?
- Мешает ли шум на уроке и перемене?
- Какое у вас самочувствие в конце учебного дня?
- Как можно уменьшить шумовое воздействие на учащихся?
Я опросила 12 учителей начальной школы и 290 обучающихся начальных классов.
Сбор информации показал, что большинству школьников шум мешает отдыху после уроков. Многие учащиеся стали задумываться о том, как уменьшить влияние шумового воздействия и предложили: разработать буклеты о вреде шума, где прописать правила поведения в школе и раздать ученикам. Организовать перемены детей, заняв их спокойными и интеллектуальными играми. Мы организовали турниры по шашкам и шахматам на больших переменах, также многим учащимся понравилась идея литературных боев, где дети сначала читали книги, а потом рассказывали их одноклассникам.
Интервью с учителями показало, что если дети шумят на уроках, то это мешает не только учителям, но и детям сосредоточится при выполнении заданий.
Из результатов мониторинга можно сделать вывод, что шумовое воздействие влияет на весь учебный процесс в целом. Чтобы подтвердить мои выводы я предложила ученикам моего класса поучаствовать в эксперименте. Я предложила одноклассникам читать текст в течение 10 минут на уроке и во время перемены, при этом двери в коридор были открыты. При проведении эксперимента прибор модульной системы замерял степень шумового воздействия на одноклассников. При жужжащем чтении на уроке — степень шумового воздействия составила от 45 до 55 дБ. При этом пересказать точно текст смогли 12 человек из 20, остальные сделали незначительные ошибки. Читая на перемене — степень шумового воздействия, согласно показаниям прибора, составила от 65 до 80 дБ. В результате точно пересказать смогли только 7 человек, 10 человек сделали ошибки при пересказе, 3 человека не смогли пересказать смысл прочитанного.
Результаты исследования показали, что наибольшую степень шумового воздействия учащиеся нашей школы испытывают на переменах, но, к сожалению, и на уроках учащиеся не защищены о негативного шумового воздействия. По результатам исследовательской работы мы с одноклассниками провели мастер-класс на тему «Влияние шума на здоровье школьников», где рассказали и показали, как защитить себя от вредного шумового воздействия и сохранить свое физическое и психическое здоровье.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша школа страдает от «шумового загрязнения», который вредит здоровью школьников и снижает успеваемость. Но снизить степень шумового воздействия на уроках и переменах можем только мы, ученики, и это в наших силах. Важно, чтобы сами школьники осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Если раньше актуальна была поговорка «Чистота — залог здоровья», то теперь не менее насущна другая истина: «Тишина — залог здоровья!». [4]
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебное пособие.- М: Вента-Граф, 2017 год. — с.96.
- Клюкин, И. И. Удивительный мир звука. — Л.: Домоводство, 1996. — с.43.
- Кузнецов В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. — М.: «Дрофа», 2002г. — с.124.
- https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-58679726.html