Изучение вегетативного размножения на примере картофеля (Solanum tuberosum) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 3023 раза

Библиографическое описание:

Кишкин, К. А. Изучение вегетативного размножения на примере картофеля (Solanum tuberosum) / К. А. Кишкин, И. К. Куцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1306/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Картофелем называют травянистый многолетник семейства Паслёновые и его клубни. Плоды картофеля ядовиты, представляют собой небольшие круглые ягоды, напоминающие плоды физалиса или мелкие томаты. Клубни картофеля различаются по величине и форме, в зависимости от сорта встречаются круглые, продолговатые или месяцеподобные, размером с куриное яйцо и достигающие весом до полкилограмма. С биологической точки зрения клубень — это разросшийся стебель, который состоит из клеток, наполненных крахмалом, с тонкой кожурой. Цвет кожуры картофеля бывает практически белый, песочный, розовый и красно-фиолетовый, мякоть клубней — белая, кремовая или жёлтая.

Родина картофеля — Южная Америка, где питательный клубень использовали почти 10 тысяч лет назад. До сих пор в некоторых районах Боливии встречаются дикорастущие кусты картофеля. В Европе картофель появился в середине XVI века с испанскими конкистадорами, в Россию попал благодаря Петру I в конце XVII столетия, в первое время использовался только в знатных семьях. В настоящее время картофель выращивают как однолетнее растение, на второй год оставляют только для получения семян. Картофель занимает одно из лидирующих мест в списке привычных и часто употребляемых продуктов питания.

Вегетативное размножение — это размножение растений с помощью вегетативных органов. У картофеля с этой целью используется видоизмененный стебель — клубень.

Посадка клубней долями — один из самых спорных вопросов картофелеводства. В России, Голландии клубни не режут, зато в США и Канаде половинками высаживают 95 % картофеля.

При нарезке клубня на доли важно соблюдать технологию. Глазки на клубне расположены неравномерно. Основание (место, где был клубень присоединен к маточному растению) практически лишено глазков, зато их много на противоположном конце. Поэтому для того, чтобы обе половинки имели одинаковый потенциал клубень необходимо разрезать вдоль.

Кроме того, в верхушечной части клубня наблюдается высокая концентрация ауксинов (стимуляторов роста растения), а в противоположном конце ингибиторов (замедлителей роста). Это еще раз подтверждает, что только продольное деление клубня является биологически правильным.

Для эксперимента были взяты два одинаковых клубня, но один был посажен целиком, другой — двумя долями.

Цель: выяснить, повлияет ли на урожайность деление клубня картофеля.

14.06. 2018 г. для эксперимента был взят клубень картофеля 45×60, овальной формы (5 глазков сверху, 4 глазка снизу).

Толстые зеленые побеги появились 24.06.2018, 1 см ростки стали 02.07.2018. Всего 5 побегов.

Клубень картофеля — это видоизмененный побег, в утолщенном стебле — запасные вещества, на клубне — почки. Перед посадкой клубень был помещен в светлое место для пробуждения почек. Через 10 дней из почек появились побеги, когда они увеличились до 1 см (02.07.2018) клубень был посажен на глубину 8 см в почву.

Грядка была заранее подготовлена для посадки. Через 12 дней (14.07.2018) из почвы появились зеленые побеги картофеля.

01.08.2018 высота стеблей картофеля 65 см. Уход за молодым растением: полив, рыхление почвы, прополка сорняков.

Листья крупные, без признаков поражения вредителями.


Через 28 дней (17.08.2018 г.) на растении картофеля появились цветки. Цветок картофеля имеет форму, характерную для семейства Пасленовых

Цветки собраны в соцветия — завитки. Плод картофеля — ягода, которая остается зеленой. И, если клубень используется в пищу, то плоды картофеля ядовиты, так как содержат скополетин и соланин.

Дата сбора урожая 2.09.2018. Одно растение (из одного клубня) дало 6 новых клубней.

C:\Users\NTP-KishkinaSV\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180902_123521.jpg

Рис. 1. Урожай 6 клубней (2.09.2018)

 

В качестве эксперимента был посажен второй клубень с 8 глазками — почками. Половинки клубня были помещены в посадочную ямку глазками вверх. Проснулись и дали побеги все почки. Из каждой половинки образовалось 8 новых клубней, то есть урожай в этом случае больше. Половинки клубня достаточно для пробуждения почек и развития из них полноценных растений картофеля.

При таком способе происходит экономия посадочного материала. При этом урожайность увеличивается.

Все описанное сведено в таблицу.

 

Таблица 1

этапы

Посадка клубня

Появление побегов

цветение

Сбор урожая

даты

02.07.18

14.07.18

17.08.18

02.09.18

 

Выводы

  1.                Вегетационный период (от посадки клубней в почву до сбора урожая) длится у картофеля 60 дней.
  2.                Из 9 почек на клубне побеги дали 5 верхних почек.
  3.                Деление клубней пополам приводит к пробуждению всех почек, и, следовательно, к большему урожаю.
  4.                Целый клубень дал 6 новых, а разрезанный на 2 части 16 новых клубней.

 

Литература:

 

  1.                Все о картофеле. — М.: Олма-Пресс, 2001
  2.                Куцева И. К. Методические рекомендации к выполнению летних учебно-исследовательских заданий по ботанике для учащихся 5–6 классов университета Наяновой. — Ульяновск: Издательство Вектор — С, 2007.
  3.                Фатьянов В. И. картофель. — М.: Олма-Пресс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): клубень, клубень картофеля, плод картофеля, сбор урожая, картофель, Россия, посадка клубней, пробуждение почек, глазок, побег.


Похожие статьи

Изучение биохимического состава семян моринги олиферы moringa oleifera (на примере сырья из Вьетнама)

Воздействие инвазивных видов растений на природную среду и человека на примере вида борщевик Сосновского (Heraclеum sosnоwskyi)

Изучение антагонистической активности бактерий рода Bacillus subtilis по отношению к бактериальным заболеваниям семян гороха овощного

Биоэкологические особенности трутовых грибов (на примере вида Fomitopsis pinicola)

Применение лишайника Parmelia vagans как источника органического удобрения

Наблюдение за развитием растений-двулетников на примере моркови посевной

Изучение активности микроорганизмов рода Azotobacter в почвах ризосферы естественных экосистем и их влияние на прорастание семян растений

Изучение биологической активности амаранта трехцветного amaranthus tricolor (на основе сырья Вьетнама)

Изучение антимикробной активности зерна амаранта amaranthus spinosus

Диагностика потребности тысячелистника обыкновенного (Achillea millefolium L.) в цинке на основе полевого опыта с удобрениями на лугово-черноземной почве Западной Сибири

Похожие статьи

Изучение биохимического состава семян моринги олиферы moringa oleifera (на примере сырья из Вьетнама)

Воздействие инвазивных видов растений на природную среду и человека на примере вида борщевик Сосновского (Heraclеum sosnоwskyi)

Изучение антагонистической активности бактерий рода Bacillus subtilis по отношению к бактериальным заболеваниям семян гороха овощного

Биоэкологические особенности трутовых грибов (на примере вида Fomitopsis pinicola)

Применение лишайника Parmelia vagans как источника органического удобрения

Наблюдение за развитием растений-двулетников на примере моркови посевной

Изучение активности микроорганизмов рода Azotobacter в почвах ризосферы естественных экосистем и их влияние на прорастание семян растений

Изучение биологической активности амаранта трехцветного amaranthus tricolor (на основе сырья Вьетнама)

Изучение антимикробной активности зерна амаранта amaranthus spinosus

Диагностика потребности тысячелистника обыкновенного (Achillea millefolium L.) в цинке на основе полевого опыта с удобрениями на лугово-черноземной почве Западной Сибири

Задать вопрос