Сохраним ради будущего (из опыта Северо-Енисейского района Красноярского края по сохранению захоронений воинов-ветеранов и памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны в опустевших населенных пунктах) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Подсадняя, И. В. Сохраним ради будущего (из опыта Северо-Енисейского района Красноярского края по сохранению захоронений воинов-ветеранов и памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны в опустевших населенных пунктах) / И. В. Подсадняя, А. С. Николова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/114/ (дата обращения: 16.11.2024).

Тему своей работы считаю очень актуальной. История Великой Отечественной войны вызывала и продолжает вызывать огромный интерес общественности. Победа в ней по-прежнему рассматривается как судьбоносное предопределение не только существования народов нашей страны, но и возможности сохранения мировой цивилизации.

В год, когда российский народ готовится к празднованию 70-летия Победы над нацизмом, нельзя не затронуть тему судьбы памятников погибшим воинам в 1941–1945 годах, особенно в опустевших населённых пунктах страны, так как речь идёт о духовной памяти людей, которые, уничтожив фашизм, дали нам возможность строить независимое будущее. Огромная роль в сохранении для Будущего мемориалов, памятников, обелисков принадлежит организаторам и участникам туристических маршрутов, пролегающим по памятным местам.

Проблема исследования заключается в том, что многие политики и идеологи Западных стран пытаются «переписать» историю Великой Отечественной войны, принизив роль СССР в разгроме фашизма. Их цель- сделать все, чтобы для молодых россиян Великая Отечественная война, где погибли миллионы их предков и соотечественников, превратилась для них в «неизвестную войну». [5.] Новое поколение должно знать правду о войне.

В связи с ухудшением демографической ситуации в 90-е годы ХХ в. тысячи деревень и поселков перестали существовать, а памятники в некоторых из них остались.

Исследуемая проблема не разработана, известные факты я взяла из работ Кржижановского А. А., материалов интернета и воспоминаний современников.

Цель работы:

-          выявить на примере Северо-Енисейского района огромную роль администрации района, организаторов и участников туристических маршрутов в сохранении для Будущего захоронений воинов-ветеранов и памятника, посвящённых павшим в Великой Отечественной войне, даже если эти памятники оказались в обезлюдевших населённых пунктах;

-          восстановить биографию одного из имён, увековеченных на мемориальной доске памятника павшим воинам в Великой Отечественной войне в ныне опустевшем п. Пит-Городок Северо-Енисейского района, (на примере жизни Е. П. Безруких);

Основные задачи, которые я наметила для достижения цели:

-          собрать и проанализировать литературу, материалы о сохранении захоронений воинов-ветеранов войны и памятника, погибшим воинам Великой Отечественной войны в Северо-Енисейском районе;

-          воссоздать историю создания памятника в ныне опустевшем посёлке Пит-Городок Северо-Енисейского района;

-          собрать и проанализировать материалы об отношении администрации и населения Северо-Енисейского района к судьбе памятника погибшим воинам в ныне опустевшем посёлке Пит-Городок;

-          собрать и проанализировать материалы о роли администрации района, организаторов и участников туристических маршрутов в районе в сохранении памятников, посвящённых павшим в Великую Отечественную войну,

-          собрать материал о нашей землячке, Е. П. Безруких посредствам изучения:

·           данных районного военкомата;

·           работы клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории);

Методы и приемы, используемые в работе:

исследование документов, литературы, материалов о роли администрации района, организаторов и участников туристических маршрутов в Северо-Енисейском районе, в деле сохранения захоронений воинов-ветеранов войны и памятника, посвящённого павшим в Великой Отечественной войне; о Е. П. Безруких, участнице Великой Отечественной войны через экспонаты Музея Боевой Славы СОШ№ 1, данные архивов, военкоматов посредством: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, бесед с очевидцами событий 1941–1945 гг., живших в то время в районе.

Новизна исследования данной работы состоит в том, что я впервые представляю общественности важную роль администрации района, организаторов и участников туристического маршрута, существующего в Северо-Енисейском районе- в сохранении для Будущего захоронений воинов-ветеранов войны, памятника, посвящённого павшим в Великой Отечественной войне, даже если они оказались в опустевших населённых пунктах.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Невелика североенисейская земля, но в годы Великой Отечественной войны она породила пять Героев Советского Союза. Вот их имена: Иван Павлович Гореликов, Петр Иванович Марьясов, Ефим Семенович Белинский, Федор Петрович Тюменцев, Георгий Иосифович Туруханов. Всего, по данным военкомата, из района было призвано на фронт более 5 тысяч человек, из которых более 3 тысяч не вернулись. [2.] Наибольшее количество похоронок с начала войны пришло в наш район зимой 1941 года.

DSC03335

16 декабря 1944 года, выпускник школы № 1, командир взвода управления 133-го артиллерийского полка Ефим Семенович Белинский в решающую минуту боя в предместье г. Клайпеда (Литва) закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, повторив подвиг Александра Матросова. Похоронен в братской могиле в городе Клайпеда. Было ему 19 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года лейтенанту Ефиму Семеновичу Белинскому посмертно присвоено звание Героя [2.]

В Северо-Енисейском районе ведётся большая работа по сохранению шести памятников, посвященных участникам Великой Отечественной войны. Ежегодно, в памятные даты (9 мая, 22 июня, 23 февраля, 9 декабря) учащиеся школ, призывники, представители всех организаций района возлагают венки к подножиям обелисков, памятников района, проводят митинги или парады. За памятными сооружениями ведётся уход. Большую роль в этой работе осуществляют трудовые отряды школьников. По поводу памятника, находящегося в обезлюдевшем посёлке Пит-Городок, администрация района провела через районную газету опрос бывших питчан о судьбе памятника. Как вариант предлагался перенос его в районный центр. Бывшие питчане написали письмо главе района, где просили памятник оставить на старом месте.

Сплав по рекам Еруда, Чиримба и Большой Пит

Чиримба и Большой Пит относятся к большим рекам Северо-Енисейского района. Сплав по рекам является ежегодным мероприятием, проходит в рамках районной целевой программы «Лето» и существует 12-й год. Начало маршрута проходит по реке Еруде, далее река впадает в Чиримбу, а затем в Большой Пит.

cgkfds2

Руководит сплавом директор Детской юношеской спортивной школы Коровин Иван Макарович. Он рассказывает, что ежегодно организуются 3 экспедиции из 30 ребят, которые на 7 катамаранах могут посетить самые отдаленные уголки района.

В 2009 г.районный военкомат получил из г.Красноярска 23 памятника умершим ветеранам Великой Отечественной Войны. Редакция газеты «Северо-Енисейский вестник» обратилась к населению поселка с просьбой восстановить биографии умерших земляков — ветеранов войны. К сожалению, сведений о них было мало. С 23 июня 2009 года члены клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) выступили с проектом открытия в районной газете «Северо-Енисейский вестник» рубрики «Они уходили не в бой, они уходили в бессмертие», посвященную восстановлению биографий, мест захоронений и обстоятельств гибели земляков — участников Великой Отечественной войны.

Члены клуба «ЛиЗИ» собрали и напечатали материал о наших земляках, Героях Советского Союза — Е. С. Белинском, И. П. Гореликове, Г. И. Туруханове. П. И. Марьясове и Ф. П. Тюменцеве и многих других, на примере жизни которых воспитывается молодежь района. Опубликовано было 15 статей. Участники экспедиции установили памятники ветеранам войны на местных кладбищах, часто уже опустевших поселков. В день памяти 22 июня 2009 г. участники сплавов отреставрировали памятник участникам Великой Отечественной войны в п.Пит-Городок, побывали в посёлке Новоерудинский и на месте бывшего поселения Новодражный, где подростки также приняли участие в уборке могил ветеранов Великой Отечественной войны, возложили венки.

Так родилась традиция посещения памятника туристами в п.Пит-Городок и ухода за ним. У памятника почти всё лето лежат живые цветы. Их возлагают проезжающие мимо рыбаки, охотники, путешествующие на сплавах школьники и туристы. Составлен график посещения туристами памятника в Пит-Городке, где предусмотрен процесс возложения венков из местных цветов к подножию постамента. Участники сплавов летом ухаживают за памятником. Предлагаю другим районам, где сложилась схожая ситуация, опыт Северо-Енисейского района. Мне захотелось узнать историю создания памятника        в Пит-Городке.

История создания памятника воинам, павшим в Великую Отечественную войну, в поселке Пит-Городок Северо-Енисейского района

Поселок Пит-Городок от райцентра, р.п. Северо-Енисейского, находится почти за двести километров. Когда-то он был центром для окружавших его рудников и небольших поселений. Сегодня трудно в это поверить, так как Пит-Городок и все посёлки вокруг него заброшены, не слышно людских голосов, здания обветшали, огороды заросли молодым лесом, только в центре посёлка выделяется памятник, у которого почти всё лето лежат живые цветы. Все знают, что это особый памятник, посвящённый воинам-землякам, павшим в Великую Отечественную войну.

В 1930–1970 годы жизнь в этих посёлках била ключом.

Одним из инициаторов создания памятника был питчанин, краевед, учитель Александр Анатольевич Кржижановский.

За изготовление проекта взялся инженер-строитель Валентин Алексеевич Руденко. Самым сложным делом оказалось доставка конструкций стелы. До п. Брянка их пришлось везти на машине, а затем сплавлять на лодке до Пит-Городка.

Митинг, посвященный открытию памятника 15 июля 1979 года в Пит-Городке, собрал всех его жителей. На церемонию приехали многие из тех, кто давно покинул эти места Но на стеле не было фамилий погибших. [2.]

17 апреля 1993 года в газете «Красноярский рабочий» было помещено объявление краеведа А. А. Кржижановского о поиске воинов, которые призывались на фронт из таёжных посёлков Пит-Городок, Аяхта, Кондуяк, Южная Кадра. А. А. Кржижановский собирал сведения для установления мемориальной доски с фамилиями погибших воинах на памятнике п. Пит-Городок, бывшего Удерейского, ныне Северо-Енисейского района. [1.]

7 июля 1983 пришла телеграмма от героя Советского Союза Маресьева А. П., текст её гласил: «Советский комитет ветеранов войны поздравляет организаторов сооружения памятника погибшим воинам в Пит-городке. Желаем успехов в работе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи». [1.] Для создания фамильного обелиска А.А Кржижановским была проведена огромная поисковая работа. С 1983 по 1986гг. он работал в архивах Удерейского РВК, Красноярского краевого комитета государственной безопасности, беседовал с жителями района, с председателем краевого Совета ветеранов войны и труда Коньковым П.И

В 1979 году при открытии обелиска значилось 39 погибших, в 1983г. эта цифра возросла до 356 человек. [2.] На 31 марта 1990 в список занесено уже 388 воинов. [4.] А на фронт из этих мест ушло около 700 человек. На стеле в списке погибших на войне значится женская фамилия- Екатерина Павловна Безруких. Мне захотелось побольше о ней узнать.

Екатерина Павловна Безруких

Это единственная фотография Екатерины Павловны Безруких, которую мне удалось отыскать только в Интернете. [3.]

(Место и время фотографирования неизвестны. Поза сидящей, одежда позволяют мне предположить, что это фотоателье 1940–1942 гг. г.Томск) Родилась она в 1922 году, окончила Пит-Городскую среднюю школу Северо-Енисейского района. По воспоминаниям питчан всегда мечтала быть маркшейдером или геологом. В 1940 году поступила в Томский горный институт. Она училась на втором курсе, когда началась Великая Отечественная война. [4.]

В 1942 году Катя добровольцем ушла на фронт. Краеведу Кржижановскому А. А. удалось собрать 18 писем землячки с фронта, вот отрывки из некоторых. Они помогают нам лучше узнать характер Кати, познакомиться с военным бытом, внешним видом девушки-бойца, отношением к ней ее сослуживцев.

Письма с фронта

5 октября 1942 года.

Здравствуйте, мама, папа, Кеша! Третьего дня (это третьего октября) меня ранило в ногу. Сейчас наступать не могу, но долго болеть не думаю. Ваша Катя.

Проходит полмесяца лечения в полковом госпитале, Катя пишет 17 октября 1942 года: «Начинаю ходить и думаю, что дня через 3–4 заброшу совсем костыль. Ребята написали мне такое письмо: «Мы тебя считаем своей сестрой. Пожалуйста, не считай, что ты одна. Считай, что мать, отец, братья, сестры — мы все с тобой!» Я читала, смеялась и плакала…» [3.]

Наступил 1943 год. Катя была награждена медалью «За отвагу».

4 февраля 1943 года Катя пишет домой радостное и одновременно полное негодования к врагу письмо: «…идет наша Красная Армия вперед, поэтому о настроении говорить не приходится — прекрасное. Вчера перевязывала трех военнопленных, обмороженных. Но так было противно! Такое зло брало, что таких злодеев приходится лечить. Когда послушаешь от населения (мы идем по территории, ранее занятой фашистами) и посмотришь вокруг в доказательство, то, кажется, стреляла бы в каждого, какой злодей попадется первым». [3.]

1.10.43 г. Катя наградили орденом Красной звезды.

В мае 1943 года Катя пишет: «Хочется увидеть вас всех, поговорить. Ведь скоро три года, как я не видела вас. Уехала, когда мне было 17 лет, а теперь уже скоро 21 стукнет. А я все та же маленькая, тоненькая Катька. Только здесь меня бойцы и командиры называют Катюша. И хожу я в гимнастерке и в юбке защитного цвета. На голове меховая шапка, на ногах чулки и маленькие брезентовые сапожки. Вот мой портрет. Конечно, обязательно с ремнем и всеми застегнутыми пуговицами». [1.]

Последнее письмо Кати родителям было за месяц до её гибели, от 12.10.43 г.

Сообщение о гибели Е.Безруких

Командир части И. Н. Симоненко напишет её родителям тяжелое сообщение: «Уважаемая Акулина Петровна! От всей души благодарим Вас за вашу дочь! Правительство отметило ее подвиг наградами: медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды. Имеет она на своем счету вынесенных с поля 300 человек, которым лично оказала первую помощь. Представлялась к званию Героя Советского Союза. Ваша дочь получила тяжелое ранение.

Я, как командир, отправил ее в госпиталь».. [1.]

История поиска места захоронения героини

Официального похоронного извещения о гибели дочери Акулина Петровна Безруких так и не получила. Гораздо позднее пришло извещение, что Екатерина Безруких, старшина 14-й танковой бригады, пропала без вести. Где? При каких обстоятельствах? Ничего не известно. Отправленная в госпиталь Катя исчезла без следа.

Лишь в 1978 г., после многолетних поисков краеведа, ее одноклассника А. А. Кржижановского, пришло письмо из Киево-Святошинского объединенного военного комиссариата Киевской области: «Доношу, что старшина Безруких Е.П, 1922 года рождения, занесена в списки погибших воинов в годы Великой Отечественной войны по братской могиле хутора Шевченко». [3]

Почему Е. П. Безруких, представленная к званию Героя Советского Союза, не получила этой награды?

А. А. Кржижановский долго пытался узнать, почему землячка, представленная к званию Героя Советского Союза, (а у него были такие сведения), не получила этой награды?

Проанализировав материалы краеведа, побеседовав с работниками районного военкомата, с ветеранами войны, я пришла к выводу, что Безруких Е. П. не была представлена к высокому званию из-за того, что попала в списки пропавших без вести. Архив медицинских документов сообщил, что Е. П. Безруких осенью 1943 года в госпиталь не поступала. Из переписки А. Кржижановского с жителями хутора Шевченко можно предположить, что хоронили они части тел разных людей. Скорее всего, было прямое попадание снаряда в машину с ранеными. [5] Но данные какие-то сохранились, ведь в 1978 г. пришел ответ военного комиссариата Киевской области, хоть и с опозданием на десятки лет. Можно предположить, что Екатерина Безруких считалась пропавшей без вести и по той причине, что на обелиске братской могилы, где она захоронена, не правильно указанно ее имя. Там значится «старшина Безруких О. П. 1992 г.р». Фамилия «Безруких» может быть как мужской, так и женской. Поэтому ее родные так долго не получали извещения о смерти. Ошибка в имени могла произойти из-за поврежденных во время бомбежки документов.

К сожалению, лет 30 наши земляки мало что знали о военной судьбе Кати Безруких. Члены гражданско-патриотического клуба «ЛиЗИ» (любителей и знатоков истории) восстановили историческую справедливость. Уже несколько раз они выступали в школах района с рассказами об участнице Великой Отечественной войны Е. П. Безруких. Надо было видеть, с каким вниманием и интересом ребята слушали про юную героиню.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

70 лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны — справедливой, освободительной войны советского народа против нацистской Германии. На защиту Отечества встали миллионы, среди них были и наши земляки.

На примере Северо-Енисейского района мне удалось выявить:

важную роль администрации района, организаторов и участников туристического маршрута, существующего в районе, в деле сохранения для Будущего памятников, обелисков, посвящённых живым и павшим в Великой Отечественной войне, даже если эти памятники оказались в обезлюдевших населённых пунктах;

детали биографии одного из имён, увековеченного на мемориальной доске памятника воинам Великой Отечественной войны в ныне опустевшем п. Пит-Городок Северо-Енисейского района, (на примере жизни Е. П. Безруких).

Восстановленная биография нашей землячки, одной из сотен, кому посвящён памятник в обезлюдевшем посёлке Пит-Городок, помогла нам прочитать ещё одну неизвестную страницу о роли женщин — сибирячек в большой книге о Великой Отечественной войне.

Практическое применение

Обобщение и распространение работы через:

-          участие в Краевой научно — практической конференции «Первые шаги в науку» на школьном, муниципальном и региональном уровнях; участие во Всероссийском конкурсе «Юность.Наука.культура» (Лауреат II степени)

-          написание и опубликование в 2015г. статьи «Маршрут памяти»

-          в местных СМИ; выступление на классных часах в школах района (уже выступила в 6–11 классах СОШ № 1.

 

Литература:

 

1.         Кржижановский А. А. Реквием у обелиска, Красноярск: издательство «Типография электрохимического завода», 1995г.-206с.

2.         Спожакина Т. В. Золотое сердце Сибири. Красноярск: издательство ООО «Горница», 2002. — 350 с.

3.         Красноярск-Берлин 941–1945: Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне/ Под редакцией Т. Н. Есинской — Красноярск: издательство «Поликор», 2010г.– 448 с.

4.         Попов К. А. Уходили добровольцы/ Попов К. А. /Красноярский рабочий. 1984.17.04. Красноярский рабочий/Золотое сердце Сибири /2 февраля 2001г./ http://www.krasrab.com/archive 2001/02/02/33/view_article

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Северо-Енисейский район, Советский Союз, памятник, звание Героя, пит-городок Северо-Енисейского района, ветеран войны, история создания памятника, роль администрации района, воин.


Похожие статьи

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики Северо-Енисейского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся)

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

О связи поколений на примере патриотизма казака по зову души — подъесаула Широчанского хуторского казачьего общества Рычкова Александра Николаевича

В статье автор делится опытом работы по воспитанию у дошкольников патриотизма на примере сотрудничества учреждения с казаками-наставниками.

Сценарий праздничного утренника для детей подготовительной группы, посвящённый 75-летию победы в Великой Отечественной войне «Отстояли наши деды мир и счастье на Земле!»

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Сын солнечного Узбекистана — Хакимов Абдумалик Хакимович

В этой статье вкратце описана жизнь ветерана, участника обороны Брестской крепости Хакимова Абдумалика Хакимовича — защитника своей Родины, доблестного солдата в годы Великой Отечественной войны.

Положение и значение Минского государственного медицинского института в ходе Великой Отечественной войны

Статья посвящена ключевым фактам из истории и жизни Минского государственного медицинского института, его сотрудников и учащихся. Вклад в приближение Победы этими людьми огромен. Их участие в боевых действиях, в медицинских госпиталях, помощь раненым...

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край»

Похожие статьи

Сегодня — дети, завтра — народ (из позитивной практики Северо-Енисейского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся)

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

О связи поколений на примере патриотизма казака по зову души — подъесаула Широчанского хуторского казачьего общества Рычкова Александра Николаевича

В статье автор делится опытом работы по воспитанию у дошкольников патриотизма на примере сотрудничества учреждения с казаками-наставниками.

Сценарий праздничного утренника для детей подготовительной группы, посвящённый 75-летию победы в Великой Отечественной войне «Отстояли наши деды мир и счастье на Земле!»

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Сын солнечного Узбекистана — Хакимов Абдумалик Хакимович

В этой статье вкратце описана жизнь ветерана, участника обороны Брестской крепости Хакимова Абдумалика Хакимовича — защитника своей Родины, доблестного солдата в годы Великой Отечественной войны.

Положение и значение Минского государственного медицинского института в ходе Великой Отечественной войны

Статья посвящена ключевым фактам из истории и жизни Минского государственного медицинского института, его сотрудников и учащихся. Вклад в приближение Победы этими людьми огромен. Их участие в боевых действиях, в медицинских госпиталях, помощь раненым...

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край»

Задать вопрос