Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край»
Автор: Бачурина Юлия Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 677 раз
Библиографическое описание:
Бачурина, Ю. С. Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край» / Ю. С. Бачурина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8283/ (дата обращения: 19.12.2024).
Экологическое образование детей — важная составляющая всей системы образования, позволяющая человеку гармонично сосуществовать с миром природы. Одной из ведущих тенденций на современном этапе развития экологического образования дошкольников является реализация регионального компонента. Эта стратегия определяет пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе формирования культурно-образовательной среды региона.
Кроме того, в нормативно-правовых документах, связанных с системой образования, отмечается необходимость создания регионального компонента образования, отражающего природные, социальные, культурные, исторические условия, влияющие на развитие экологического воспитания детей. Поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в образовании детей. Реализация регионального компонента в системе экологического воспитания ДОУ предполагает учет местных природных условий, историко-культурных, национальных традиций региона, организацию реальной деятельности в пределах своей местности. Следовательно, региональный подход в образовании дошкольников осуществляется через построения экологического образования на ближайшем природном окружении и особенностях региона.
Наш детский сад «Рябинка» расположен рядом с уникальным археологическим заповедником «Барсова гора», который представляет собой «слоеный пирог», содержащий многообразную информацию по заселению среднего Приобья на протяжении семи тысячелетий. Также, урочище Барсова гора является одним из живописнейших мест нашего региона. Красивейшие места: заливные луга, пастбища, покрытые сплошным ковром ягеля, перемежаясь с зарослями малины, рябины, черемухи, чередуются с лесами, поросшими сосной, осиной, березой иногда даже кедром. Поражает многообразие, а в прошлом изобилие ягод. Наряду с брусникой, черникой, голубикой на Барсовой горе встречаются костяника, красная смородина, шиповник. Богат лес и грибами, в том числе такими ценными, как белые и подосиновики. Данные природные особенности местоположения ДОУ позволяют более эффективно вести работу экологической направленности по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем. Наряду с этим в Барсовской СОШ № 1 создан краеведческий музей, который позволяет знакомить детей с историей и культурой ханты. Большой интерес посетителей вызывают предметы быта (одежда, обувь, домашняя утварь, орудия труда) и украшения из бересты, костей, шкур и меха животных.
Таким образом, наше дошкольное учреждение имеет благоприятные условия для внедрения педагогической технологии по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем — «Мой северный край».
Педагогическая технология «Мой северный край» была составлена на основе «Региональной программы экологического образования дошкольников ХМАО» Е. В. Гончаровой и представляет собой целостную систему экологических знаний.
Целью реализации технологии является формирование экологической культуры на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать обобщенное представление о народах Севера.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера — ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства.
3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
4. Подготовка дошкольников к реализации деятельного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем.
5. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Севера, уважение к труду.
6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас, в процессе ознакомления с природой родного края.
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.
Педагогическая технология реализуется с учетом следующих принципов:
- краеведческий (региональный) принцип;
- принцип энциклопедичности;
- принцип интеграции;
- культурологический принцип — приобщение детей к истокам культуры;
- тематический принцип — деление материала на основные темы;
- принцип наглядности;
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Педагогическая технология «Мой северный край» осуществляется в рамках кружковой деятельности в течении учебного года с детьми подготовительных групп, 1 раз в неделю, длительностью 30 минут, в процессе разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной).
Для более успешного освоения материала в кружковой деятельности предусмотрены следующие формы работы:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- праздники, развлечения;
- участие в акциях, творческих конкурсах;
- участие в фотовыставках;
- проектная деятельность;
- просмотр видеофильмов, слайдов.
Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсии, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещение краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в кабинете эколога. Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают природный материал, позволяющий лучше изучить свою местность. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержаться в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.
Образовательный процесс с детьми по реализации педагогической технологии «Мой северный край» строится на использовании современных личностно — ориентированных технологиях, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога, ребенка и родителя: проектная деятельность, познавательно — исследовательская деятельность, экологические акции, экологические досуги, развлечения, экологический туризм, и т. д. Особый интерес родителей и детей вызывают совместное проведение мероприятий, посвященных традиционным праздникам ханты и манси: «Медвежий праздник» (как правило проводиться весной), 7 апреля «Вороний день», проводы лебедя (ритуал проводиться осенью).
Содержание педагогической технологии «Мой северный край» составлено с учетом комплексно — тематического планирования ДОУ, на основе познавательно — исследовательской деятельности. Тематический план позволяет организовать информацию оптимальными способом, легко вводить материал по краеведенью, учитывая специфику дошкольного учреждения (приложение1). Информация, предназначена для дошкольников подобрана таким образом, что являются научной и достоверной, она в то же время доступна для понимания детей. Образовательный процесс с детьми строиться на принципах интеграции образовательных областей (приложение 2).
В результате включения данной технологии в образовательный процесс ДОУ, дети имеют представления о том, какие народы живут на территории Сургутского района, как они приспособились к жизни на Севере, во что одеваются, каких условиях живут, каким промыслами занимаются, какие культурные традиции соблюдают. Дети занимаются, также, с основными хантыйскими узорами, сказками, подвижными играми, произведениями национальных писателей, поэтов, художников. А изучение всего многообразия растительного и животного мира нашего региона дает возможность расширить знания детей о природе родного края и соответственно, сформировать экологическое представление и бережное отношение к ней.
Таким образом, краеведческий подход, играет важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, так как он предполагает комплексное изучение природного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри её, а также между природой и обществом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц |
1-ая неделя |
2-ая неделя |
3-я неделя |
4-ая неделя |
Сентябрь |
Беседа «Загадки северной земли» Подвижная игра «Перетягивание каната» |
Выставка грибов в свежем виде и изделий из грибов |
«Грибы на опушке» — рисование грибов по памяти |
Экскурсия в осенний лес |
Октябрь |
Климат и природа Севера |
Беседа «Самая красивая улица поселка Барсово» |
Мини-проект «Сколько улиц в Барсово?» (фотовыставка) |
Экскурсия в музей Барсовской СОШ |
Ноябрь |
Беседа «Хвойные деревья Югры» Подвижная игра «Солнце» |
«Осенний ковер» — аппликация из засушенных листьев |
Чтение хантыйской сказки «Младшая дочь Солнца» |
Мини-проект «Красная книга животных Югры» |
Декабрь |
Выставка фотографий ко дню рождения округа «Югорская семья» |
Беседа «Какие животные обитают в тайге?» |
Изготовление дидактической игры «От какого дерева шишка?» |
Театрализация хантыйской сказки «Хочу –не хочу» |
Январь |
Беседа о северном олене, его роли в жизни народов ханты и манси Подвижная игра «Тройной прыжок» |
«Что означает этот узор?» — рисование национальных узоров |
Знакомство с творчеством Г. Лазарева, Т. Чучелиной. |
|
Февраль |
Беседа «Люди разных национальностей должны жить дружно» Подвижная игра «Ловкий оленевод» |
«Птицы волшебного леса» — аппликация |
Чтение произведения Н. Шамсутдинова «Зимний праздник» |
Проект «Сказки Югры» (создание альбома сказок, сочиненных детьми совместно с родителями) |
Март |
«Беседа о труде и быте народов ханты». Подвижная игра «Охота на куропаток» |
«Елочки и сосенки» — аппликация |
Чтение хантыйской сказки «Старик Луна» |
«День оленевода» — просмотр видеофильма |
Апрель |
Беседа о народно-прикладном искусстве народов ханты и манси. Подвижная игра «Успей поймать» |
«Мое самое любимое животное югорской земли» |
Чтение произведения М. Вагатовой «Хлебушко» |
«Цветочная поляна рада весне» — рисование |
Май |
Викторина «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда» |
«Обитатели наших водоемов» — рисование |
Мини-проект «Моя семья бережет природу» (создание фотоальбома как участие в акции «Спасти и сохранить») |
Участие в празднике дня поселка Барсово |
Перспективный план работы с родителями
Название мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Сроки проведения |
«Моя семья в истории Югры» |
Реализация проекта, фотовыставка |
В течение года |
«Проводы лебедя» |
Имитация ритуального прощания |
Сентябрь — октябрь |
«Вороний день» |
Традиционный мансийский праздник |
Апрель |
«Мой дом — Югра» |
Конкурс рисунков среди родителей |
Май |
Работа с родителями осуществляется с использованием разнообразных форм:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Участие в праздниках, викторинах.
4. Участие в фотовыставках.
5. Участие в проектной деятельности.
6. Участие в создании предметно-развивающей среды.
7. Участие в походах, экскурсиях.
Перспективный план работы с педагогами
Месяц |
форма проведения мероприятия |
Октябрь |
Анкетирование педагогов. Консультация «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком». |
Ноябрь |
Памятка «Народный календарь». Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор». |
Декабрь |
Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей». |
Январь |
Мастер-класс «Организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями». |
Февраль |
Просмотр организованной образовательной деятельности детей. |
Март |
Консультация «Как знакомить детей с искусством народов севера?». |
Апрель |
Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
Работа с педагогами предполагает:
1. Консультации.
2. Посещение занятий.
3. Открытые просмотры.
4. Обмен опытом.
5. Организация уголков краеведения в группах.
6. Накопление теоретического, практического материала.
Литература:
1. Атаманенко П. Посёлок на Барсовой горе. — Сургут, 2001.
2. Атлас Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, том 2 природа-экология. — Ханты — Мансийск — Москва, 2004.
3. Бударин М. Е. Прошлое и настоящее народов северо-западной Сибири. — Омск, 1952.
4. Гончарова Е. В. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников ХМАО. / Под ред. Г. Н. Гребенюк, — Тюмень, 2000.
5. Ромбандеева Е. И. история народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). — Сургут: АИИК «Северный дом» и «Северо — Сибирское региональное книжное издательство, 1993.
6. Сокровище Барсово горы. Буклет. — Сургут, 1998.