Статья посвящена ключевым фактам из истории и жизни Минского государственного медицинского института, его сотрудников и учащихся. Вклад в приближение Победы этими людьми огромен. Их участие в боевых действиях, в медицинских госпиталях, помощь раненым и больным — неоценимы для народа. В статье рассказывается о судьбе МГМИ (Минского государственного медицинского института), приведены воспоминания людей о послеоккупационном Минске в военное время.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток в сердце белорусского народа. В ходе войны Беларусь потеряла около 3 млн. жителей [1, с. 195]. В первые дни войны удар на себя принял Минск. Трагедия первых дней войны не сломила Минск и его жителей. С началом оккупации фактически открылась новая страница в истории города, повествующая о мужественном антифашистском сопротивлении. Столица Беларуси внесла достойный вклад в подпольную борьбу и партизанское движение на оккупированных территориях Советского союза, за что в 1974 году была удостоена звания Город-герой. Героическим подвигам сотрудников и учащихся МГМИ, доблестно сражавшихся в рядах советской армии, посвящена данная работа.
22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. В этот же день Наркомздрав СССР по телефону передал распоряжение руководству МГМИ выдать студентам V курса дипломы врача независимо от успешности сдачи государственных экзаменов, а студентам IV курса — свидетельства зауряд-врача, разрешающее занимать врачебные должности до окончания войны. Институт произвел очередной выпуск (364 врача) и приостановил свою деятельность [2, с. 172].
Уже через 7 дней после начала войны Минск был оккупирован немецкими войсками. Когда он подвергся массированной вражеской бомбардировке, одна из бомб угодила прямо в корпус мединститута [3, с. 8]. В условиях критической обстановки не оказалось возможным провести эвакуацию МГМИ. В этой связи медицинское оборудование из учебных кабинетов было уничтожено в ходе боевых действий и разграблено фашистскими оккупантами. Также разрушены и разграблены были больницы и поликлиники, служившие клинической базой для подготовки студентов [3, с. 8].
Кровопролитная оборона страны сплотила многих минчан, активно сражавшихся против общего врага. Не остались в стороне сотрудники и воспитанники МГМИ: профессора, доценты, ассистенты и учащиеся института осваивали военное мастерство [2, с. 16]. Медицинские работники, занимаясь лечением раненых и больных, учились владеть оружием, изучали подрывное дело, приемы разведки. С оружием в руках они участвовали в боевых операциях партизан и выносили раненых с поля боя. Например, вместе с воинами медицинские работники госпиталя партизанской бригады им. Фрунзе участвовали в разгроме вражеских гарнизонов, спустили под откос вражеский эшелон с живой силой и техникой противника, героически осуществляли охрану госпиталя [4, с. 169].
Большую роль сыграли сотрудники МГМИ и его студенты, оставшиеся в Минске: лечили подпольщиков и партизан, а также участвовали в разведке. В их числе профессора: Е. И. Клумов, И. А. Ветохин, П. М. Буйко; доценты: С. М. Афонский, В. К. Анисимов, С. А. Прилуцкий; врачи: Н. Т. Макеев, В. А. Кузнецов, Б. К. Замброжицкий; студенты: Н. Моисеева, Л. Крипак, Г. Сасина, В. Толкачев и др. [2, с. 176] Студентка 3-го курса медицинского института, медицинская сестра, разведчица партизанского отряда «Буря» — Н. В. Троян — вместе с другими патриотами участвовала в выполнении приговора (22 сентября 1943 г.) над ставленником Гитлера в Беларуси В. Кубэ. За что ей было присвоено звание Героя Советского Союза [2, с. 177].
Евгений Владимирович Клумов (профессор МГМИ) работал в годы оккупации в 1-й (ныне 3-й) клинической больнице г. Минска. С первых дней оккупации включился в подпольную борьбу, взяв псевдоним Самарин. В сентябре 1941 г. через сотрудницу больницы Викторию Рубец ученому удалось связаться с Минским подпольным горкомом КП(б)Б. Вскоре он создал и возглавил в больнице подпольную группу. Она распространяла сводки «Совинформбюро», оказывала помощь партизанам медикаментами, перевязочным материалом и инструментами. Под видом больных госпитализировались те, кто попал в списки «остербайтеров» для отправки в Германию. Две тысячи человек, которые официально были внесены в списки «умерших», были переправлены к партизанам. Сам профессор Клумов оказывал помощь подпольщикам и партизанам на конспиративных квартирах, а также тайно выезжал в партизанские отряды. Выполняя поручение Минского подпольного горкома, он организовал 5 партизанских лазаретов, оснастив их медицинским оборудованием. О деятельности подполья стало известно гестапо. 8 марта 1944 г. профессор Клумов был арестован прямо у операционного стола. Шантажом и уговорами гестапо пыталось завербовать его в качестве своего агента. На предложение следователей 67 летний профессор ответил: «Нет! Я умру как человек!» В марте 1944 г. его вместе с женой отправили в машине-душегубке в лагерь смерти «Тростенец» под Минском. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно [5, с. 57]. Именем Е. В. Клумова кроме улицы названы переулок в г. Минске, школа № 57 и 3-я городская клиническая больница г.Минска, на здании которой установлена мемориальная доска.
Иван Андреевич Ветохин в 1936 г. возглавил кафедру нормальной физиологии Минского медицинского института и кафедру физиологии Белорусского университета. Во время Великой Отечественной войны Ветохин, находясь в оккупации в Минске, работал заведующим ЭКГ кабинетом, оказывал помощь партизанам медикаментами, перевязочными материалами, лечением. За это И. А. Ветохин был награжден медалью «Партизану Отечественной войны». В июне 1943 г. вместе с семьей ушел к партизанам и был переправлен через линию фронта в Москву. В том же году Иван Андреевич Ветохин вновь возглавил кафедру нормальной физиологии Минского медицинского института, возрожденного в Ярославле. В 1944 г. И. А. Ветохин вместе с институтом вернулся в освобожденный Минск. Большой его заслугой перед кафедрой стало спасение во время войны ряда ценных приборов, которые были им закопаны в землю. Эти приборы выручали кафедру на первых этапах ее работы после войны. После освобождения Минска И. А. Ветохин продолжал руководить кафедрой нормальной физиологии медицинского института [6].
Профессор Петр Михайлович Буйко (1895–1943) в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, был ранен, попал в плен, затем бежал, работал в больнице, спасал жизнь раненым бойцам и командирам Красной Армии. С 1943 г. находился в партизанском отряде, но был схвачен фашистами и после жестоких пыток казнен. Звание Героя Советского союза присвоено посмертно в 1944 г [5, с. 58].
Прилуцкий Сергей Алексеевич в годы Великой Отечественной войны, когда кафедра вместе с институтом переезжает в Ярославль, остается в оккупированном Минске и работает в инфекционной больнице врачом, принимая участие в подпольном и партизанском движении [7].
Студентка 1-го курса Минского медицинского института Надежда Моисеева, оставшись в оккупированном Минске, устроилась на работу горничной у заместителя генерального комиссара Беларуси Ф. Фрайтага. В сентябре 1943 г. она вошла в состав специальной партизанской группы «Юрий», в задачу которой входила ликвидация наместника В. Кубе на посту генерального комиссара К. Готберга и его заместителя Ф. Фрайтага. Но взрывчатка, установленная ею в печи гостиной была обнаружена немецкой службой безопасности (СД). После полуторамесячного расследования в застенках гестапо она была повешена в Лошицком парке [5, с. 59].
Важную роль в поддержке Красной армии оказывали медики. Еще в первые годы Отечественной войны правительство приняло решение возобновить деятельности медицинских учебных заведений Беларуси. 22 мая 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял решение восстановить в Ярославле Белорусский медицинский институт [4, с. 22]. Больницы и госпитали Ярославля были превращены в клиники Белорусского медицинского института. Занятия на всех пяти курсах начались 1 октября 1943 года, а в июле 1944 года институт произвел выпуск — 47 врачей [2, с. 17]. Большинство молодых специалистов изъявили желание работать в госпиталях и медучреждениях действующей Красной армии, некоторые уехали в освобожденные от немецко-фашистских захватчиков районы Беларуси, чтобы восстанавливать здравоохранение. Вклад в великую Победу воинов-медиков трудно переоценить. Их поистине героические усилия, постоянная самоотверженная забота о раненых и больных на фронтах и в тылу приближали победу над врагом, способствовали успехам нашей армии.
Были найдены воспоминания людей о послеоккупационном Минске и МГМИ в газете «Медицинский вестник».
«Мне пришлось пройти с медсанбатом многие километры по родной земле, изуродованной отступающими фашистами, но, то, что я увидела в Минске, превзошло все виданное до этого. Я не узнавала знакомых лиц, не узнавала родной институт. И город, и институт напоминали искалеченного, истекающего кровью бойца. Хотелось плакать и кричать от боли…», — писала аспирантка МГМИ Г. Л. Таранович, с первых дней войны ушедшая в действующую армию, где работала врачом медсанбата [3, с. 8].
Значение медицинского ВУЗа было очень важным для БССР, поэтому после коренного перелома в войне советское правительство восстановило работу МГМИ в Ярославле. А после освобождения Минска он вернулся в Беларусь.
«Возвратившись из Ярославля в освобожденный Минск, мы застали груду развалин на месте института. В полуразрушенном, не отапливаемом корпусе, без оборудования и учебников, мы приступили к занятиям. Вместе со студентами ходили на свалки, разгребая кучи мусора, находили выброшенное оборудование, ремонтировали, красили его и использовали в учебном процессе», — вспоминал в своих записях доцент В. А. Бондарин, отозванный с фронта в Ярославль для работы в МГМИ [3, с. 8].
В газете «Советская Белоруссия» в одном из изданий 1944 года была опубликована статья о вечере, посвященном возобновлению деятельности института. Вечер открыл директор МГМИ тов. Могилёвчик [8]. Занятия на всех курсах начались 1 ноября 1944 г.
После освобождения Минска началось восстановление разрушенных и возведение новых зданий. Активное участие в строительстве и ремонте мединститута, больниц, фабрик и других объектов города принимали работники и студенты МГМИ. Минск постепенно восстанавливался из руин.
Таким образом, деятельность МГМИ имела большое значение как в годы Великой отечественной войны, так и в послевоенное время. Благодаря работе института до 1941 года были подготовлены медицинские кадры, которые оказались востребованы на фронтах и в партизанских отрядах. Патриотическое воспитание в стенах Минского медицинского института содействовало активной жизненной позиции белорусских медиков, которые гордо участвовали в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, оказывая неоценимую поддержку Красной армии.
Литература:
1. Арбузов, А. Т. Великая отечественная война советского народа (в контексте второй мировой войны) / А. Т. Арбузов, К. И. Баландин, А. В. Беляев. — Минск, 2011. — С. 195–198
2. Шишко, Е. И. Минский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт / Е. И. Шишко, А. А. Ключарев, А. И. Кубарко. –– Минск «Вышэйшая школа», 1991. — С. 16–17, 172–183
3. Вахрушев, В. Лечили раны войны… / В. Вахрушев // Медицинский вестник -1994. — 17 марта — С. 8
4. Шишко, Е. И. Развитие и деятельность минского государственного медицинского института(1921–1971 гг.) / Е. И. Шишко; под редакцией Д. П. Беляцкого. — Минск, 1971. — С. 22–24, 161–175
5. Эльяшевич, Е. Г. Краткая история медицины беларуси: лекции / Е. Г. Эльяшевич, М. А. Попов. — Минск, БГМУ, 2011. — С. 52–62.
6. Иван Андреевич Ветохин // Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://csl.bas-net.by/anews1.asp?id=45348. — Дата доступа: 03.07.2015.
7. История кафедры судебной медицины // Белорусский государственный медицинский университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bsmu.by/page/3/903/. — Дата доступа: 03.07.2015.
8. Вечер посвященный возобновлению деятельности медицинского института в Минске // Советская Белоруссия — 1944. — Ноябрь.