Конспект внеурочного занятия о научно-исследовательской деятельности репрессированных врачей Печоржелдорлага
Автор: Землякова Татьяна Станиславовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 16.07.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Землякова, Т. С. Конспект внеурочного занятия о научно-исследовательской деятельности репрессированных врачей Печоржелдорлага / Т. С. Землякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9347/ (дата обращения: 23.12.2024).
Конспект внеурочного занятия составлен на основе источников, хранящихся в фондах историко-краеведческого музея г. Печоры. Цель занятия — знакомство с историческими событиями 40–50х годов прошлого века, а также размышление о судьбах и личностных качествах людей, оказавшихся принудительно в северных лагерях.
Занятие приурочено ко Дню Российской науки. Рекомендовано для ребят возрастной категории 9–11-х классов.
Ключевые слова: Печора, северная медицина, работа, врач, учитель.
Ход занятия
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте ребята. В начале нашей встречи я хочу прочитать 2 строчки Евгения Лазарева: «Твой город тих и неприметен», — столичный гость мне говорит.
— А вы разделяете эту точку зрения? Чем Печора может удивить заезжего гостя?
Предполагаемые ответы: памятник В. А. Русанову, Здание дома культуры железнодорожников (Театр КВО) — дом-памятник (музей) театра ГУЛАГа и др.
Учитель. Квашим ответам хочу добавить, что история нашего города удивительным образом связана с судьбами людей, которые во многом определили судьбу нашей страны. Давайте совершим экскурсионную прогулку. Вы увидите, что в нашем городе есть не только зримые, но и незримые памятники мирового значения.
Часть 2. Основная
Учитель. От вокзала маршрутный автобус № 1 проезжает остановку «Восьмая больница». И хотя старое здание давно заброшено и разрушается. В нашем городе — это историческое место. Здесь незримо присутствуют: Лев Александрович Зильбер, Зинаида Виссарионовна Ермольева, Петр Иванович Лукирский, Григорий Михайлович Данишевский, Борис Матвеевич Болтянский и многие, многие другие.
В 1940 году в наших краях был образован Северо-Печорский железнодорожный лагерь НКВД, перед которым ставилась задача строительства железнодорожной магистрали Котлас — Воркута. Эти работы велись ценой неисчислимых человеческих жертв. С 1940 по 1943 гг. до 80 % людей умирало от истощения и болезней. Их жизни пытались спасти врачи, отбывавшие свои сроки заключения. Это были настоящие медицинские светила, профессора, специалисты высокого класса. В тяжелейших условиях они стали заниматься исследовательской работой, преследуя гуманную цель — спасение людей в лагерях.
Лев Александрович Зильбер был натурой страстной, отдававшейся любому делу, идее, которая его захватывала целиком, с невероятной энергией и напором. Любимым выражением знаменитого ученого вирусолога и иммунолога было: «Как следует быть». Почему? Наверное потому, что в его жизни не было ничего, что он делал бы наполовину, кое-как.
Давайте послушаем рассказ о печорском этапе жизни выдающегося ученого.
Рис. 1. Л. А. Зильбер (1894–1966)
Сообщение учащегося
В 1937г. Лев Зильбер был руководителем дальневосточной экспедиции по клещевому энцефалиту. Он установил, что переносчик болезни не человек и не комар, как полагали местные врачи, а клещ. На свой страх и риск он предложил всю армию поголовно после отбоя, в чем мать родила осматривать на предмет контакта с клещами.
За открытие вируса клещевого энцефалита и победу над ним эпидемиологи удостоились Сталинской премии первой степени. Но в списке награжденных, имя первооткрывателя не стояло. Потому что в это время он сидел на Лубянке. Получил срок за «опыты над людьми с целью массового отравления Дальневосточной армии». «Когда-нибудь лошади будут смеяться над вашим приговором», — сострил осужденный, уходя на десять лет в лагеря [4].
На Печору Зильбер прибыл этапом, в 1941 году и был определен на работу в лазарет Маруши. Люди находились там без всякой помощи и умирали. В палатке на 100–120 мест находилось до 650 заключенных. На всю палатку одна печь из железной бочки, на полу вода, хлеба 400 гр., медикаментов нет. От всех лекарств одна марганцовка. Зильбер обслуживал до 600 больных. Здесь он узнал, что олений мох — ягель, содержит много углеводов, и организовал производство дрожжей, используя ягель как среду для их размножения. При подкожном введении они оказывали весьма благоприятное действие на тяжелые авитаминозы (пеллагру), таким образом, спасая многие жизни.
Большой проблемой стали обычные пробки для закупорки бутылок, в которых бродили дрожжи. Вместе с профессором Лукирским П. И. научились обрабатывать кору некоторых деревьев так, что она сохраняла эластичность несколько недель. Этого оказалось достаточно, чтобы посылать дрожжи в другие лазареты. Работой ученых заинтересовалось лагерное начальство, был устроен съезд лагерных врачей и даже обсуждался вопрос о подкожном лечении дрожжами. Препарат получил название антипелларгин. На бланке НКВД автору было выдано авторское свидетельство на изобретение. Лев Александрович пробыл на Печоре до 1944 года и был «помилован» Сталиным «за особые заслуги перед наукой» благодаря хлопотам бывшей жены Зинаиды Ермольевой, микробиолога, создавшей первый советский образец пенициллина, и младшего брата, знаменитого писателя, Вениамина Каверина.
Учитель.
Ребята, кто из вас читал роман В. Каверина «Два капитана»? Может вы помните девиз главного героя Сани Григорьева?
Предполагаемый ответ. «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Учитель. Хочу, чтобы вы знали, что эти слова были девизом выдающихся людей, ученых: братьев Зильбер и Зинаиды Ермольевой.
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение«Ангелы», его написал бывший заключенный Печорлага И.Михайлов [1].
Кто утверждает, будто в наши дни
Нет ангелов? Есть ангелы. Но чаще
Не в райской куще, а в дремучей чаще,
В аду кромешном водятся они.
Я знал их за Печорой, в лагерях,
В обители пропащих и увечных.
Легки, светлы, крылаты, человечны –
Отбрасывали все: брезгливость, страх…
И у воскресших воскресала вера
В людей и в жизнь: казалось — близок дом…
Кто говорил, что ангелы — химера?
Я сам их видел.
Лично был знаком!
Учитель. Это стихотворение посвящено Борису Матвеевичу Болтянскому. В далеком 1941 году в одном этапе с Зильбером и Лукирским был и профессор Болтянский. Давайте познакомимся с биографией этого врача.
Сообщение учащегося
Борис Матвеевич Болотянский — врач по глазным болезням. На Печорском севере о нем ходили легенды. Однажды из Нарьян- Мара к нему приехал коми старик лет 60. Лучший оленевод в прошлом Иван Тимофеев уже 20 лет как ничего не видел. Назначили день операции. Как только Борис Матвеевич прошел роговицу копьевидным скальпелем и столкнул с места хрусталик, больной сильно закричал, подумали, что ему очень больно, добавили анестезирующих веществ.
Операцию закончили удачно. Завязали глаза и перенесли больного к себе в корпус. Тут и узнали причину крика Тимофеева. Оказывается, он заорал когда ощутил свет. Прошло несколько дней и вот настало время снять повязку. Реакция больного была неожиданной, он бросился на пол, что-то бормоча, стал целовать ноги доктора, плакать и смеяться. Оказывается, все это время Тимофеев не спал ночами, боялся «как бы шайтан не украл солнце». К весне его отправили домой на попутных нартах. Молва о враче-исцелителе, дающем солнце, быстро облетела всю округу.
Доктора Болтянского знала вся стройка, его любили все заключенные и вольнонаемные. Но и сам Борис Матвеевич не был застрахован от болезней. Однажды у него ущемилась грыжа. Операцию поручили делать вольнонаемному врачу из Киева Подсадному. Ночь прошла тревожно. Только Борис Матвеевич не унывал. Он даже на операционном столе рассказывал анекдоты. Но, как говорят, беда не приходит одна. В результате несчастного случая осколки стекла попали шоферу в лицо, причем он потерял зрение на один глаз. Пострадавшего доставили в больницу, хирурги обработали лицо, а вот с глазами ничего не смогли сделать. Роговица правого глаза сожжена горячим стеклом, которое прикипело к радужке и слизистой глаза. Прибежали за советом к Борису Матвеевичу, тот попросил доставить к нему пострадавшего (прошло два часа после того как его самого сняли с операционного стола). Подвели пострадавшего к постели Болтянского, он посмотрел и приказал срочно готовить инструмент для операции. Тяжело больной профессор сделал искусную операцию, снял с глаза пострадавшего прикипевшее стекло, не повредив роговицы. Делал операцию Борис Матвеевич полулежа. Врач-хирург ассистировала ему. Через 6 дней пострадавшего выписали из больницы здоровым.
Доктора Болтянского знала вся стройка, его вызывали часто на консультации не только на стройку, но и в Сыктывкар. Но не было даже никакого пособия по глазным болезням, особенно по борьбе с трахомой и заболеваниями в связи с ослепительным освещением в условиях Заполярья. Тогда у профессора возникла мысль издать небольшой справочник по лечению органов зрения в условиях Заполярья. И это удалось. Пособие очень помогло практикующим врачам. Кстати, это был первый печатный труд по медицине в условиях лагеря.
Родом Болтянский был из Волгограда. Туда же и вернулся после освобождения.
Учитель. Вернемся в наше время. Через дорогу от восьмой больницы по улице А. Н. Островского стоит неприметный дом № 50. Его называли домом врачей. На стене мемориальная доска с лаконичной надписью. Прочтите эту надпись:
Рис. 2. В этом здании жил с 1953 по 1995гг. Г. М. Данишевский проф. Медицины, основатель института курортологии. Отбывал срок в Печорлаге в 1943–1948 гг. РЕАБИЛИТИРОВАН
Учитель. Как вы думаете, возможно ли в нашем северном городе организовать санаторно-курортное лечение?
Григорий Михайлович Данишевский считал, что северные территории располагают местами с ценными лечебными факторами и здесь возможно развития санаторно-курортной базы. Преимуществами нашего климата называл чистый воздух и целительную силу лучей северного солнца. На фотографии вы видите аэросолярии, организованные для больных в 1947–48 гг. Солнечные ванны принимали на площадке, защищенной от ветра рядами елей при температуре воздуха не ниже +18+20°С.
Рис. 3. Солнечные ванны в аэросолярии при клинике на Печоре [2]
В 1953 году в нашем городе был построен первый медицинский комплекс. Сейчас это разрушающееся, заброшенное здание. Старожилы помнят, что в больнице были созданы условия для грязе- и водолечения, и тем самым выполнен своеобразный заказ профессора курортологии Г. М. Данишевского, находившегося в Печоре в заключении. Кстати, грязь привозили из Сольвычегодска, а между Кожимом и Косью, было обнаружено незамерзающее озеро, на дне которого расположены выходы термальных вод.
С именем Г. М. Данишевского связано появление НИБ в Печоре. Теперь это жилая окраина города, а в 1944–48 годах здесь зарождалась северная медицина под руководством этого человека. Давайте послушаем сообщение о его заслугах.
Сообщение учащегося
Григорий Михайлович Данишевский, крупный ученый, основатель и первый директор центрального института курортологии.
Рис. 4. Г. М. Данишевский (1890–1971)
В 1938 году он предстал перед судом по делу «врачей-отравителей», в Печорлаг попал в 1941. Репрессированный врач А. И. Аскользин вспоминал, — «Это был сильно истощенный пожилой человек, его определили на общие работы. Он попросился на работу в лазарет. Его взяли санитаром. Однажды он соорудил отличную печку из жести, и все подумали, что он хороший токарь. Только потом узнали правду: ведь по учебникам Данишевского врачей обучали в институтах», а главный хирург Красной Армии Н. Н. Бурденко был другом ссыльного доктора. В лазарете на Печорской пересылке профессор Данишевский работал простым врачом-терапевтом. На этапах он должен был комиссовать больных, отправлять их в лазареты. Основными болезнями, которые буквально косили людей, были: цинга, авитаминоз, дистрофия и как следствие — пеллагра, страшный диагноз для доходяги.
Советское здравоохранение вопросам северной медицины почти не уделяло внимания. Первыми этой проблемой серьезно начали заниматься отдельные ученые, узники северных лагерей. Григорий Мсихайловия стал одним из организаторов научно-исследовательского бюро на Печоре (НИБ). Задача бюро: организация квалифицированной помощи населению Заполярья.
В состав НИБ входило 3 отделения: клиническое, медицинской климатологии, ботаническая станция с витаминно-пищевой лабораторией. Кроме того, музей Северной медицины и научная библиотека. Для вольнонаемных в клинике имелась грязелечебница (грязь привозили из Сольвычегодска), кабинет физиотерапии, рентген-кабинет, клинико-диагностическая и биохимическая лаборатории, небольшой аэросолярий. Сейчас в нашей больнице есть только клиническое отделение. А тогда, в годы войны и репрессий заключенные врачи из ботанической станции в радиусе 10 км от Печоры выявили 85 видов витаминоносов и лекарственных растений. Зачем? Смертность на строительстве была очень большой. О лекарствах не только говорить, думать не приходилось! Все успешные изыскания внедрялись в лечебную практику. Организовывались курсы витаминоваров, медработники с лагерных колонн получали инструкции использования лекарственных трав. Появились первые результаты. Григорий Михайлович Данишевский подготовил материал для книги «Авитаминоз на Крайнем Севере». После долгих мытарств по инстанциям книгу разрешили напечатать, но «Только для служебного пользования в Печорстрое»
Начиная с 1944 года, НИБ является инициатором Объединенных конференций врачей северных строек. Материалы этих конференций позже издавались, становились практическими пособиями для врачей. Был утвержден совет научно-исследовательского бюро и определено его место на Печоре. К нему относились с особым уважением. Консультации проводили профессора Беляев, Болтянский, Данишевский и другие.
В 1948 году на базе НИБ была построена Печорская клиническая больница Печорстроя с терапевтическим, хирургическим, детским корпусами, лабораториями, введена в строй метеорологическая станция для НИБ. Научным руководителем ПКБ назначен Данишевский Г. М.
В 1950 году у Данишевского закончился срок заключения. Он переходит на работу в железнодорожную больницу и разворачивает новое дело — строительство медицинского комплекса в г. Печоре. После многих реорганизаций НИБ стала филиалом больницы № 8. Данишевский учил новый коллектив заниматься наукой. Помогали ему коллеги по НИБу.
В 1955 году он уехал в Москву, вернулся в большую науку. Стал ответственным редактором БСЭ, автором более 150 научных работ. До конца жизни Григорий Михайлович поддерживал связь с коллективом отделенческой больницы ст. Печора и ежегодно приезжал в Печору. Научно-исследовательская работа, традиции которой заложил Данишевский, продолжалась в Печоре в 60–70 годы.
Часть 3. Заключение
Учитель. Сегодня вы узнали о научных исследованиях репрессированных врачей Печорлага. Их работы были привязаны к местным условиям и получили высокую оценку в медицинской прессе, потому что иногда в корне меняли представление о проблеме, были новаторскими, становились необходимыми в практической медицине. Как тут не вспомнить любимое выражение Л. Зильбера «Как следует быть!»
Казалось бы, что наука в нашем городе должна была развиваться и дальше. Ведь проблем со здоровьем не стало меньше.
Но все случилось иначе. Многое ушло в прошлое. Закрыты некоторые учреждения здравоохранения, в том числе и больница № 8. А что осталось? Память… Об этом свидетельствует мемориальная доска на доме Г. М. Данишевского, памятный знак «Жертвам Печорлага», поставленный силами общественности на кладбище рядом с бывшим лазаретом № 1 Печоржелдорлага. А еще воспоминания медработников печорского ГУЛАГа, научная документация, журналы наблюдений и измерений, сборник «Работа НИБ за 1946–47 годы в цифрах и фактах» и другие документы, бережно хранимые сотрудниками историко-краеведческого музея г. Печоры. Читайте их, знакомьтесь, узнаете много интересного.
Часть 4. Рефлексия
Учитель. Заканчивая наш рассказ, хочу сказать. В лагере ученые оставались невостребованными, но, наперекор всему, они находили применение своим незаурядным способностям. В нечеловеческих условиях их отличала интеллигентная сдержанность и абсолютная порядочность во всем. Вспоминаются пронзительные строчки стихотворения Е. Лазарева:
Мы многое в стране своей имеем.
Дарами не привыкли дорожить.
Никто на свете жить так не умеет,
Как мы в России не умеем жить.
Как вы думаете, почему эти слова стали итогом нашего разговора?
Учитель. Обидно, что в нашем городе нет продолжения научной работы, начатой врачами Печорлага. Мы утратили все, чем могли бы с успехом заниматься.
В начале занятия я задала вопрос: Считаете ли вы наш город тихим и неприметным?»
Сегодня многие стремятся покинуть Печору, считая город неинтересным, неперспективным. Но нам надо понимать и другое. Город сам по себе — это лишь географическое обозначение места, где живут люди. Начинали наш город люди настоящие, созданные из тепла и света. Светом их подневольного труда мы согреты и сегодня. Печору зовут душой республики, может быть по этой причине. Куда бы мы не поехали и не пошли, мы невольно возьмем с собой тот нравственный багаж, который накопили здесь. Он будет мерилом нашей жизни в любом месте. И если наш город сегодня тих, неприметен и малопривлекателен, то в этом виноваты мы сами.
Подумайте об этом на досуге.
Литература:
- Вглядываясь в прошлое. — Печора, Изд. «Печорское время, 2009.232 с.: ил.
- Данишевский Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере / Г. М. Данишевский — Москва: Медицина, 1968 –213, 236,319, 320, 367 с.
- Историко-краеведческая страница «Поиск».//Ленинец-,2003,-19 апр.,1991,-№ 178,179.; 1990,- 6 авг.
- Колодный Л. Зильбер в фаворе и опале.//Московский комсомолец,-2008,- 3 сент.
Похожие статьи
От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»
Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...
Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди»
В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов и...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»
Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...
Соморсунский наслег Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны
Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия...
Особенности гражданской идентичности и патриотизма российского поколения бейби-бумеров
Статья посвящена анализу гражданских и патриотических ценностей и ориентаций российского поколения бейби-бумеров (годы рождения — 1944-1963). Дана характеристика особенностям формирования гражданственности и патриотизма у представителей данной генера...
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
По улицам родного города Хабаровска сквозь время
В научной статье исследуется одна из злободневных тем культуры и истории Хабаровска – сохранение памяти о зданиях, которые имеют культурное и историческое значения для облика города. Предлагается создание экскурсионного маршрута, в котором будет дана...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Похожие статьи
От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»
Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...
Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди»
В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов и...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»
Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...
Соморсунский наслег Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны
Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия...
Особенности гражданской идентичности и патриотизма российского поколения бейби-бумеров
Статья посвящена анализу гражданских и патриотических ценностей и ориентаций российского поколения бейби-бумеров (годы рождения — 1944-1963). Дана характеристика особенностям формирования гражданственности и патриотизма у представителей данной генера...
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
По улицам родного города Хабаровска сквозь время
В научной статье исследуется одна из злободневных тем культуры и истории Хабаровска – сохранение памяти о зданиях, которые имеют культурное и историческое значения для облика города. Предлагается создание экскурсионного маршрута, в котором будет дана...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...