Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия органов власти с населением. В статье автор обращается к методам устной истории при обработке и интерпретации аудиовизуальных документов. В результате исследования воссоздана повседневная жизнь семей информантов накануне и в годы войны.
Ключевые слова: наслежные советы, дети войны, воспоминания, семейные архив.
В наши дни значительно возрос интерес российских ученых к исследованию феномена памяти о Второй мировой и ее составляющей части – Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В преддверии празднования 70-летия Победы СССР над немецко-фашистской Германией необходимо изучить региональный персональный (личный) вклад жителей Республики Саха (Якутия) Российской Федерации на фронтах и в тылу. Изучение личных воспоминаний наиболее уязвимой категории «детей войны» являющихся основными трансляторами памяти о войне требует междисциплинарного подхода, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.
Устные свидетельства участников изначально субъективны. В этом состоит их особенность и главное достоинство, открывающие возможности для реконструкции военной повседневности, семейного быта и приблизиться к осмыслению людьми своей истории, выявлять особенности менталитета, общественно-политических взглядов, дает возможность прикоснуться к духовной культуре общества [2, с.39]. Воспоминания будут способствовать выявлению закономерностей восприятия войны в национальном регионе.
Автором исследования реализуется историко-мемориальный проект «Албан аат» (www.pobeda14.ru) посвященный воспоминаниям фронтовиков и тружеников тыла. На данный момент собрано 650 рукописных воспоминаний по категориям: фронтовики, ветераны тыла и дети войны. Формируется цифровой архив включающий 300 видеовоспоминаний и 187 аудивоспоминаний. По заявкам ветеранов и их детей осуществляется изучение, определение научной ценности, оцифрование и помощь в подготовке материалов на постоянное хранение в республиканский и улусные архивы. На сайте размещается только текстовая версия воспоминаний. Информационный инструментарий для проведения анализа воспоминаний скрыт от пользователей [1, с.237].
Новизна исследования заключается в использовании регионального комплекса неопубликованных воспоминаний детей войны как исторического первоисточника. Применение такого вида исторического источника, как воспоминания позволяет раскрыть историю повседневности, трансформацию взаимоотношений между людьми в военный период, апробацию методов выявления, обработки и формализации массовых источников [4, с.53]. В рамках исследования разработаны специальные опросники на русском и якутском языках.
В период с ноября 2014 г. по январь 2015 г. была произведена видеозапись воспоминаний 9 ветеранов (1925-1937 гг. рождения) проживающих на территории Соморсунского наслега Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. В настоящее время наслег– это низшая административная единица, соответствующая сельсовету или сельскому поселению. На основании собранного материала, мы можем сравнить картину войны в воспоминаниях мужчин и женщин. Как показало исследование все воспоминания связаны с местом проживания информантов и носят локальный характер, к примеру из 8 человек в годы войны проживали в сельской местности 7 человек. В г. Якутске проживало 2 человека.
В годы войны из Амгинского улуса было мобилизовано 1769 человек, из них погибло или пропали без вести 766 человек. В том числе в действующую армию было призвано 187 жителей Соморсунского наслега. На полях сражений и без вести пропали 88 человек. Всего населением Амгинского района ЯАССР в фонд обороны внесено деньгами - 649743 рубля, золотыми и серебряными ювелирными украшениями - 48 кг., собрано и сдано теплых вещей для воинов Красной Армии - 3325 шт.
В период с 20 по 22 ноября 2014 г. была произведена видеозапись интервью 8 ветеранов (1925-1937 гг. рождения) проживающих в Соморсунском наслеге Амгинского улуса. На основании собранного материала, мы можем сравнить картину войны в воспоминаниях мужчин и женщин.
Информанты встретили начало войны 22 июня 1941 г. по разному. Шесть информантов в разное время слушали по радио выступление В.М. Молотова объявившего о нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Информанты отметили что прозвучавшее 3 июля 1941 г. выступление И.В. Сталина рассеяло сомнения и оформило реакцию советского народа на факт начала войны с Германией в её конструктивном ключе.
Со слов Софронова Алексея Даниловича в 1941 г. была проведена большая мобилизация жителей Соморсунского наслега находившихся в это время в сенокосных угодьях и хозяйственных участках. В район для проведения мобилизации из г. Якутска прибыли лейтенанты и младшие командиры якутской национальности. Возможно это были выпускники и курсанты Якутский национальной военной школы.
Три информанта вспоминают что с началом войны партийные и советские органы власти проводили широкую пропагандистскую и разъяснительную работу среди населения. С разной периодичностью участки наслега посещали лекторы и партийные работники из районного центра с. Амга и г. Якутска. Два информанта Г.А. Неустроев и А.С. Софронов подчеркнули что для населения регулярно доводилась информация о боевых действиях и сводки о положении в советскому тылу.
Главным сюжетом у всех респондентов являются воспоминания о неурожае и засухе 1941-1942 гг. (сут-кураан дьыллар). В детских воспоминаниях всех информантов отчетливо запомнился голод связанный с неурожаем. Шесть информантов отметили что благодаря руководству колхозов случаев смерти от голода в Соморсунском наслеге не было.
В особо тяжелые зимние и весенние периоды 1941-1942 гг. были рассказаны практики употребления в пищу кусков кожи, сосновой заболони, кореньев. В то же время общей сюжетной линией воспоминаний являются сведения о простудных заболеваниях среди населения. В трех воспоминаниях зарегистрированы сведения о том, что истощенные от непомерного труда, голода и болезней женщины и старики в зимнее время не имели возможности хоронить умерших. В воспоминании В.П. Неустроева упоминается случай: «Мой отец умер от болезни в холодное время года, доярки работавшие на участке не имели возможности похоронить его, мама брала меня за руки и мы выходили к гробу отца. Мама долго плакала.».
Одной из общих сюжетных линий являются воспоминания о судьбах колхозников приближавших победу в тылу. В годы военного лихолетья наравне с взрослыми в колхозах трудились 6 информантов. В основном они были задействованы в зимнее время на заготовке льда, рыбы, дров и ухаживали за скотом в колхозных фермах. В летнее время дети привлекались к заготовке сена, посевным работам и жатве. Несмотря на детский и подростковый возраст информанты рассказывают о военном заеме. Информанты подчеркивают, что с уходом на фронт трудоспособной части мужского населения в колхозах остались старики, женщины и небольшое количество мужчин не признанных годными к призыву. С 1942 г. в колхозы стали возвращаться инвалиды войны.
Одним из важных моментов межличностных отношений является воспоминание о якутской традиционной практике взаимовыручки и совместного проживания семей в одном доме «дьукаах» в сельской местности. Традиционная практика выживания «дьукаах» подразумевает равномерное распределение пищи, совместный уход за детьми, труд по домашнему хозяйству и уход за скотом. Все информанты отметили отсутствие безпризорных детей в сельской местности. Во время войны с 1941 по 1945 гг. 3 информанта рассказали о заготовке озерной рыбы и охоте на водоплавающую и лесную дичь вместе с стариками 70-90 летнего возраста приходящимся им дедушками, родственниками или соседями.
Несмотря на нужду и бытовые заботы 8 информантов посещали занятия в начальных и средних школах. В интернатах в годы учебы проживало 3 человека, 5 человек посещали школу из дома или проживали у родственников. Важным сюжетом является воспоминания о военной подготовке и сдаче нормативов ГТО для девушек и парней. Согласно воспоминаниям школьная программа преподавалась в полном объеме.
В воспоминаниях Т.И. Терентьевой и Д.В. Скрябиной приведены интересные сведения о городской повседневности в годы войны. К концу войны по свидетельствам информантов ситуация с продовольствием и товарами массового потребления стала лучше. Одним из ярких воспоминаний всех информантов обучавшихся в школе и педагогическом училище г. Якутска является объявление о Победе над фашисткой Германией 9 мая во время учебных занятий.
Согласно воспоминаниям Ф.И. Жирковой сбор воспоминаний участников войны и ветеранов тыла в Соморсунском наслеге осуществляли школа, комсомольские и пионерские организации, музей и отдельные краеведы в разные годы. В целом по Республике Саха (Якутия) собранные материалы обычно передавались в школьные, ведомственные и краеведческие музеи, которые не всегда могли создать необходимые условия для их сохранения. В 1990-х годах часть созданных трудом энтузиастов коллекций оказалась безвозвратно утрачена. Более благоприятная судьба ожидала источники, переданные в государственные архивы и музеи. В настоящее время одна из самых крупных коллекций фронтовых писем и воспоминаний участников войны хранится в Национальном архиве Республики Саха (Якутия).
Предварительный контент-анализ выявил наиболее упоминанием слова такие как: Победа, Сталин, засуха, колхозные работы, военное время, голод, сирота, болезнь, инвалид, дьукаах, фронтовик, засуха.
Проведение интервьюирования среди детей войны связано с тем что они являются последним поколением свидетелей войны. Основные сюжетные линии воспоминаний имеют локальный характер и привязаны к ежедневой бытовой практике. Устные воспоминания детей войны предоставляет возможность произвести реконструкцию повседневной жизни информанта, его семьи в годы войны [3, с.113]. В то же время необходимо подчеркнуть что воспоминания содержат разные описания указывающие на различные модели восприятия истории войны.
Литература:
- Винокуров А.Д., Кириллина М.А. Обзор рукописей и личных документов краеведа М.К. Кириллина о Великой Отечественной войне. / Сибирские архивы в научном и информационном пространстве современного общества: Материалы межрегиональной научно-практической конферен-ции (Новосибирск, 11 марта 2015 г). – Новосибирск: …, 2015. – С.237-241.
- Кринко Е.Ф. Воспоминания детей военного времени (1941-1945): источники изучения // Сумський історико-архівний журнал. №XХІІ. 2014 – С. 34-41
- Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. 2013. Выпуск 2 (22) История. – С. 108-116
- Хлынина Т.П. Рассказы о войне: детские воспоминания людей взрослого возраста // Былые годы. 2014. № 31 (1) – С. 49-55