Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Иващенко, А. А. Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти / А. А. Иващенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117139/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывается один из вариантов решения проблемы путём создания памятника, посвященного детям войны в г. Хабаровске.

Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, молодое поколение, дети войны, история.

Великая Отечественная война — эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны, но и всего мира. Это прошлое нашей страны и достояние народа, а сохранение его в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.

Именно поэтому тема на данный момент является актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память — это то, что человек может пронести через годы. Человек не может жить только сиюминутным, настоящим. Стремясь в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни.

Следует отметить, что в этой ужасной и кровопролитной войне страдали не только взрослые, но и дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, является состояние исторической памяти населения о Великой Отечественной войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях, подчеркивает многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. [2]

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей: «сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

Среди участников Великой Отечественной войны были дети-дальневосточники: Жаров Василий Андреевич (1926–2018 гг.), Ханенко Федор Корнеевич (1933–2004), Соболенко Леонид Ульянович (1925–2007 гг.), Владимир Владимирович Богаткин (1924–1944 гг.), Виктор Александрович Конев (1924–1998 гг.) и др. На тот момент им было по 15–17 лет. Они внесли огромный вклад в победу Советского Союза над фашисткой Германией. [6]

Сохранение исторической памяти подрастающего поколения — важная составляющая воспитательной работы в школе. Формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и понимания роли нашей страны в судьбах мира, развития чувства гордости за своё Отечество является одной из решаемых задач в школе.

Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что молодежь пренебрежительно относится к прошлому своей страны, не ценит героическую и трагическую историю Отечества, пренебрегает традициями. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств. Современные школьники прямо говорят о том, что их волнуют собственный материальный достаток, карьера, личное благополучие. [4, 5]

Работа по сохранению исторической памяти подрастающего поколения в нашей школе построена таким образом, что охватывает не только воспитательный, но и учебный процесс. Большую роль в процессе формирования исторической памяти школьников играют уроки литературы, истории. Не только знание исторических фактов, понимание исторических закономерностей, но и ощущение сопричастности и ответственности дают такие уроки, формируют уважительное отношение к нашим предкам, для которых вера, долг, служение Отечеству были смыслом жизни.

Важную роль в формировании исторической памяти и сохранении культурно-исторического наследия города играют внеурочные воспитательные мероприятия. Традиционными в нашей школе стали экскурсии по городу, сопровождающиеся рассказами об архитектурных памятниках Глазова, об их истории. При этом школьники являются не просто пассивными слушателями, каждая экскурсия сопровождается заботой об архитектурном памятнике, выражающейся в уборке прилегающей территории.

В ходе исследовательской работы был проведён опрос среди учеников 8–9 классов по теме Великой Отечественной войны, в котором приняло участие 25 человек из 8 класса и 27 из 9 класса. По итогам сбыл проведён его анализ мы пришли к выводу о том, что школьники в целом знакомы с событиями Великой Отечественной войны на уровне школьной программы, чтят память погибших и уважительно относятся к ветеранам. [1, 3]

Для того чтобы наше современное общество помнило о тех страшных моментах Великой Отечественной войны, было предложено установить в г. Хабаровске памятный знак детям-дальневосточникам — участникам Великой Отечественной войны, увековечив таким образом память о них, о подвигах, которые они совершили.

Сохранение исторической памяти подрастающего поколения сегодня является особенно важной составляющей всестороннего воспитания и развития личности. Формирование патриотических чувств, сознания и мировоззрения детей, молодежи, студентов и школьников на основе привития им понимания исторических ценностей и роли России в судьбе всего мира, развития чувства гордости за своё Отечество является одной из важнейших задач современного общества. Реализация данного проекта поможет усилить понимание нашего героического советского прошлого и еще на шаг приблизить достижение патриотических целей в воспитании подрастающего поколения и всех жителей нашего города Воинской славы, города Хабаровска.

Литература:

  1. Герои Советского Союза: краткий биографический словарь в двух томах. Т. 2. Любов — Ящук / пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — 863 с.
  2. Герои Советского Союза: краткий биографический словарь в двух томах. Т. 1. Абаев — Любичев. М.: Воениздат, 1987. — 909 с
  3. Колесник А. Хроника жизни семьи Сталина / А. Колесник. М., 1990. — 280 с.
  4. Подвиги их бессмертны: рассказ о Героях Советского Союза, получивших это звание за подвиги в Великой Отечественной войне, которые родились, работали или служили в Хабаровском крае. [Сборник / сост. к. П. Прохацкий, Ю. Л. Яхнин; предисл. В. Петрова]. — 2-е изд., испр. и доп. Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. — 224 с.
  5. Подвиги их бессмертны: хабаровчане — Герои Сов. Союза: сборник / сост. к. П. Прохацкий. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1975. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, историческая память, подрастающее поколение, современное общество, историческая память населения, развитие чувства гордости, ребенок войны, сохранение, хабаровск.


Похожие статьи

Задать вопрос