Вклад женщин в развитие сельского хозяйства Западного Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Ашимова, Д. Т. Вклад женщин в развитие сельского хозяйства Западного Казахстана / Д. Т. Ашимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82194/ (дата обращения: 17.12.2024).



В научной работе анализируются вопросы женского труда, активности в обществе за годы правления советской власти в Западном Казахстане. Роль женщин в обществе актуальна во все времена. В статье представлены ценные данные о труде женщин в агропромышленном комплексе с использованием архивных документов. Есть сведения о государственной политике и основных позициях того периода, актуальности подготовки кадров специалистов, разделения труда, активных женщинах, отлично выполнявших свою деятельность.

Ключевые слова: социально-экономические проблемы советского периода, развитие сельского хозяйства в Западно-Казахстанской области, женская активность, труженики.

Введение

По мере всестороннего совершенствования и развития исторической мысли она перерастает в историческое знание, формируется историческая наука. По мере развития человечества его творческие возможности и собственный опыт по-разному остаются в материальных образах. По мере появления новых данных изменяются их свойства и видовые структуры, актуальность [1, с. 5]. Это дифференцирует наше современное отношение к советской истории исследователей эпохи независимости. То есть показывает, что в случае смены формы правления, направления, государственности нашей страны необходимо не позволять вычеркивать прошлое (советский период) и допускать искажения истории. Напротив, использование новых возможностей порождает необходимость по-новому взглянуть на историю прошлого советского периода, по-новому осмыслить данные. К одной из актуальных проблем такой советской эпохи относится женская активность в обществе. Особенно сейчас растет интерес к женской активности в обществе, агропромышленности, которая занимает важное место в истории нашей страны. Ведь надо отметить, что опыт и роль женщин, которые в тот период успешно трудились, являются прекрасным примером для современного общества.

Материалы и методы исследования

Одной из главных задач государственных органов является подбор, расстановка и воспитание сельскохозяйственных кадров с высшим и средним образованием, а равно массовое повышение их квалификации. Всесторонне квалифицированный специалист должен достичь состояния, обеспечивающего выполнение качественной, продуктивной работы и способности умело решать сложные социально-экономические проблемы. В советский период закономерным явлением было рост потока новых специалистов для западных областей Казахстана. К середине 80-х годов 51,6 % специалистов сельского хозяйства работали непосредственно в аграрном секторе. Это были те, кто получил высшее образование. А средне-специальное образование имели 51,7 % специалистов. Часть инженеров-механиков, агрономов, зоотехников, ветеринаров работала в органах управления, других отраслях. Тем не менее, трудно считать целесообразным использование почти половины специалистов сельского хозяйства за пределами аграрного сектора [2, с. 151].

Видное место в подготовке сельскохозяйственных кадров занимала высшая школа. В 1985 году в 7 вузах и 2 их филиалах обучалось более 6,3 тыс. студентов по 21 специальности, а в 49 средних специальных учебных заведениях, то есть в техникумах и училищах-18,5 тыс. человек. Если институты и техникумы дали в сельское хозяйство Казахстана в 1960 году 5602 специалиста, то за последние двадцать пять лет их количество выросло на 33,8 %. К середине 80-х годов в республике было подготовлено 371 тыс. трактористов, машинистов, комбайнеров и водителей с высшим и средним образованием. На цивилизованное изменение труда в сельском хозяйстве, которое постепенно приобрело индустриальный характер, в первую очередь повлияла работа последовательной системы высших и средних специальных учебных заведений. В привлечении молодежи к обучению, привитии им квалификации, в воспитании профессии применялись различные подходы к действию. Многие колхозы и совхозы обучали молодежь за свой счет [2, с. 156].

Однако в аграрном секторе экономики сложилась сложная ситуация. В 1956 году (Казахстан выдал 1 млрд кубометров зерна) в уборочной кампании со всей страны приняли участие около 12 тыс. комбайнеров, 20 тыс. водителей со своей техникой, десятки тысяч студентов [3, с. 573]. Не следует забывать, что кадровый вопрос в период освоения целины осуществлялся в основном за счет привлечения рабочих фондов других республик. Так, в 1960–1965 годах рост населения Северного Казахстана на 61 % осуществлялся за счет Межреспубликанской миграции. Это граждане РСФСР, Украины, Молдавии, Белоруссии и др. стран [4, с. 575].

Переход к новому и лучшему на территории Западного Казахстана явно видно из социально-экономического развития региона. В 1965–1977 годах количество специалистов с высшим и средним образованием, работающих в сельском хозяйстве Гурьевской области, увеличилось с 865 до 1865, в результате чего к 1980 году в каждом хозяйстве в среднем было 7 специалистов с высшим и 12 со средним образованием. За этот период в Уральской области количество таких специалистов выросло в пять раз. В Актюбинской области в сельском хозяйстве работали 4600 специалистов, в том числе 578 агрономов, 780 зоотехников, 700 инженеров-механиков, 926 ветеринаров. Опыт этих областей показывает, что подготовка высококвалифицированных кадров с высшим и средним образованием способствует улучшению качества состава начальников и главных специалистов. Руководителям всех звеньев агропромышленного комплекса предъявлены жесткие требования, связанные с увеличением объемов производства, развитием научно-технической прогресса, возобновлением хозяйственных связей, интенсивным ведением хозяйства. Так, старшие руководители, которые были мало инициативны, вели работу устаревшими методами были заменены высококвалифицированными, грамотными молодыми специалистами. Директора совхозов «Пугачев», «Ащысай», «Фурманов» — Емченко, Крамаренко, Жумашев были сняты с должност. Главный зоотехник областного управления сельского хозяйства Мирошник И. А. был направлен в качестве старшего зоотехника опытно-испытательного хозяйства, главный зоотехник Жангалинского районного управления сельского хозяйства Тулешкалиев-в качестве главного зоотехника совхоза «Бирлик», лучшие агрономы колхоза Теректинского района Л. Никулин, Р. Утеулина-в качестве старших агрономов по выращиванию семян, кукурузы и травяных культур в совхоз «Шаган» [5, с. 12].

Особую роль в руководстве сельскохозяйственным производством сыграли кадры среднего звена. В основном это были женщины. Они самом сердце практического дела, кипящей жизни вместе с мужчинами руководили бригадами, фермами, звеньями. Эти женщины осознанно взяли на себя ответственность за тяжелую работу. В 1966–1980 годах по Актюбинской области 26 специалистов были направлены на совхозные фермы, 8 специалистов-на заведующих колхозными отделениями. 38 человек возглавили тракторно-посевную бригаду. Двадцать процентов этих трудящихся были женщины.

Однако, несмотря на обеспеченность кадрами среднего звена и такие положительные результаты, нерешенных проблем на селе было немало. Среди специалистов сельскохозяйственного производства по-прежнему был высокий удельный вес практиков. На 1 января 1978 года заведующими фермами и отделениями колхозов и совхозов работал 2991 человек, из которых 49,1 % были практиками, 7096 человек возглавляли тракторно-посевные бригады, из них 82 % составляли ряды практиков, в животноводческих бригадах работало 3497 человек, из них 76 % были практиками. Эти данные подтверждают значительный удельный вес практиков, хотя в качественном составе работников среднего звена наблюдаются положительные изменения.

Результаты исследования

В кадровой политике любой страны должны быть созданы условия для нахождения и отбора специалистов умеющих грамотно управлять производством в новых реалиях, добивающихся конечного высокого результата, и повышения их квалификации. В этом направлении в Казахстане накоплен некоторый опыт. В частности, по Западно-Казахстанской области в период с 1961 по 1971 годы на 3-х месячные курсы повышения квалификации директоров совхозов ежегодно направлялись 8 директоров [6, 97].

На 2-х месячных курсах при Алматинском сельскохозяйственном институте и Алматинском зоотехническо-ветеринарном институте прошли обучение 18 специалистов совхозов, в том числе 5 агрономов, 6 главных зоотехников, 3 главных ветеринаров, 4 главных инженера. Кроме того, при Западно-Казахстанском сельскохозяйственном техникуме и Западно-Казахстанском техникуме механизации сельского хозяйства курсы прошли председатели колхозов, бригадиры тракторно-полевых бригад совхозов. Так, в сельскохозяйственном техникуме ЗК в 1969–1970 гг. по специальностям агроном, ветеринар, зоотехник на очном отделении обучалось 7766 человек, на заочном-7896 человек. Из них 95 % составляли сельчане, 64,5 % — молодежь, 32 % — женщины. Организованы краткосрочные курсы в Каменском, Приуральском, Фурмановском районах Казахстана. Женщин, получивших там образование, было не мало, они составляли 32 процента от общего курса [7; дело 34, п 5).

Интенсификация сельскохозяйственного производства невозможна без глубоких технических знаний трудящихся, высокой квалификации и культуры, всестороннего использования достижений науки и техники. Это процесс охватывает целый круг проблем, таких как общее образование, профессионально-техническая подготовка, повышение квалификации, внедрение передового опыта в производство, экономическое образование, идейно-теоретическое совершенствование, пробуждение трудовой и политической активности масс. Решение этих задач будет нести огромный груз на плечи сельских профессионально-технических училищ. Они проделали большую работу в этом плане. В Актюбинской области в 1980 году в 11 районах распахнули свои двери училища на 4,5 тыс. подростков. Их выпускники наряду с профессиональной специальностью будут получать среднее образование. В хозяйствах были организованы филиалы училищ, курсы по обучению механизаторских, животновод-ских кадров. В целом к 1980 году в училищах на территории Западного Казахстана было подготовлено 20 тыс. механизаторов, в том числе по Актюбинской области-6,2 тыс. по Западно-Казахстанской и Гурьевской областям-более 2 тыс. механизаторов. В Западно-Казахстанской области значителен труд коллективов училищ № 13 и № 167. К примеру, училище № 13 подготовило традиционных специалистов-трактористов-машинистов, механизаторов-скотоводов, поваров, бригадиров тракторных бригад, операторов-птицеводов, а также переподготовило механизаторов для работы на тракторе К-700 и комбайнах «Колос», «Нива» вместе с мужчинами и женщинами. В народном хозяйстве успешно трудятся 226 малых фельдшеров, 216 ветеринарных санитаров, 197 плодоовощных мастеров, десятки мастеров по выращиванию бахчевых культур, подготовленных училищем № 167. Среди этих выпускников немало активных женщин. [8, с. 110].

В 70-е годы механизатор совхоза «Харьковский» Костанайской области, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда Камшат Доненбаева, работавшая на мощном тракторе К-700, была одной из инициаторов движения женщин-механизаторов. Здесь, в Уральской области, было организовано 6 комсомольско-молодежных женских бригад. К концу 1980 года в Ак-Жайыкском регионе — 235, в Актюбинской области — более 900 девушек держали рули и штурвалы тракторов, комбайнов. Среди них — трактористы — Р. Жумагалиева, Б. Жангалиева, М. Махамбетова, автомобилисты -—З. Байтасова, Ж. Сагындыкова и другие. Девушки Западного Казахстана настолько бережно относились к приобретенной им технике, что экономили большое количество горюче-смазочных материалов. Сформированные из них бригады обеспечили высокое качество работы, организованный высокопроизводительный труд. Такие коллективы, созданные в совхозах «Уркачев», «Хлебодар» Актюбинской области, «Мәстексай», «Красногорск» Уральской области, славят себя высокими производственными показателями, образцовым трудом. В качестве примера можно привести бригаду девушек «Сауле» в Уральской области под руководством наставника К. Темиргазиевой. Члены бригады выполнили задания девятой пятилетки за 3,5 года и добились значительных успехов в заготовке общественных кормов [8, с. 143].

В 70-е годы в Казахстане началась попытка перевести животноводство на промышленную основу. Актуальной проблемой здесь стала подготовка кадров для овцеводства. Эта важная отрасль сельского хозяйства теперь нуждалась в всесторонне образованных, преданных делу людях, вооруженных зоотехническо-ветеринарной наукой, владеющих более современной техникой, чем обычные пастухи и скотоводы, чтобы овладеть наукой и передовым опытом. Хозяйственные органы республики тем временем остановились на комсомольско-молодежной овцеводческой бригаде. По их мнению, такая организация труда была перспективным делом. Инициативу подхватили ребята и девушки Чубартауского района Семипалатинской области, поддержанные Компартией Казахстана и Правительством Республики. Инициатива нашла свое продолжение в Западном Казахстане. В 1974 году было организовано 69 комсомольско-молодежных пастушьих бригад. Молодежным коллективам, побывавшим в овцеводстве, помогли штабы областного, районного уровней, развернулось новое движение в животноводстве. Бригады были оснащены музыкальными инструментами, книжными фондами, спортивными принадлежностями за счет колхозов, совхозов. В создании благоприятных условий труда и быта молодежи принимали участие партийные, комсомольские, профсоюзные и строительные организации. Для молодых чабанов возведено 98 общежитий, 73 жилых дома, 44 бани, 155 юрт, выделено 114 газовых плит, которые обеспечены электрическими двигателями, другие виды бытовой техники [9, с. 67–68]. Такая работа продолжилась и в других областях Западного Казахстана. Таким образом, место малочисленных «чабанских семей» заняли укрупненные комплексные молодежные бригады. Они трудились дружно, успешно разводили поголовье за счет собственного молодняка, и в те времена увеличивали продукцию овцеводства и оправдывали себя. Энергичная, здоровая, сознательная молодежь прислушивалась к советам своих братьев и сестер-наставников, прониклась знаниями, знаниями и любовью к овцеводству.

Около этого времени последующая волна молодежи была привлечена к товарно-молочным фермам. Так из выпускников школы совхоза «Красный маяк» Уральской области выступила комсомольско-молодежная товарно-молочная бригада «Чайка». Коллектив, состоящий из 4 доярок, 5 скотоводов, 2 слесарей, 1 повара, получил 224 головы крупного рогатого скота, в том числе 185 коров. Успешно проведя зимовочную кампанию 1974–1975 года, девушки, товарищи женщины, которые вместе с мужчинами проделали нелегкий труд, не только сохранили поголовье скота, но и перевыполнили свои обязанности по сдаче молока. Такая же бригада была создана и в других местах. С уважением можно назвать комсомольско-молодежную бригаду «Искра» в Гурьевской области. В эти годы десятки молодых людей из таких коллективов направлялись в институты и техникумы, получали высшее и среднее специальное образование. Большую роль в животноводстве, в том числе в овцеводстве, сыграли школы передового опыта, созданные на основе опыта известных пастушьих стад. В 1966–1980 годы работали школы передового опыта Героев Социалистического Труда К. Галанова, Б. Галимова, С. Даулеткалиева, Е. Есимова [6, с. 328]. У них учились молодые чабаны, целые овцеводческие бригады «секретам» преодоления трудных проблем в хозяйстве, уходу за овцами, видению в них источника продукции, закалялись в жаре и холоде сельской жизни. Эта мера также послужила причиной текучести кадров в сельском хозяйстве. В целом на территории Западного Казахстана в 60–70-е годы вопрос по кадровому укреплению сельского хозяйства решался комплексно. Конечно, не обошлось и без трудностей, с которыми пришлось столкнуться при этом, и недостатков, имевших место в работе.

Как показали исследования, для сельского хозяйства республики за рассматриваемое период характерной чертой стала механизация труда, рост степени общественного производства, дальнейшее развитие и многообразие форм коллективного труда, материальное и моральное стимулирование работников, улучшение условий жизни сельского населения, рост их образовательного и профессионально-технического, культурного уровня. Эти изменения, несомненно, потребовали улучшения социального положения и повышения творческой активности работников отрасли. Это положительно отразилось бы на конечном результате в производстве. Как отмечают ученые-аграрии в сельском хозяйстве, существует пять степеней социальной и трудовой активности работников: внутрихозяйственная организация, районная, областная, республиканская и всесоюзная организация.

Хозяйства Западного Казахстана, проводившие работу в сельском хозяйстве во всех передовых формах, в 1966–1980 годах выполняли планы и обязательства по производству и передаче продукции государству, добиваясь значительных результатов. Повышение эффективности и качества было особенно тесно связано с повышением культуры земледелия. В 1966 году коллектив зернового совхоза «Пермский» Уральской области, обязавшись получить 100 пудов зерна с гектара, обратился к сельским труженикам «о развертывании социалистического соревнования для улучшения культуры земледелия и увеличения урожая зерна». Его поддержали многие коллеги. Хлеборобы Уральской области, присоединившиеся к соревнованиям, в 1966 году — первый год восьмой пятилетки высыпали в склад государства 44 миллиона пудов зерна, то есть сверх плана 11 миллионов пудов зерна [10; 240 дел, пп.171–174]. В это же время в Уральском регионе совхозы имени газеты «Правда», «Березовский», «Енбек», колхозы имени Калинина, «Путь к коммунизму» получили награду «Высокая культура земледелия» и известность за счет значительных успехов в производстве и быту.

Социально-трудовая активность пришла к сельским людям с новым содержанием в своем развитии. Участники этого движения обменялись мнениями о тонкостях и секретах мастерства, о ценных и эффективных методах использования техники. Примеры совхозов «Илек», «Первомайский», колхоз «Красный колос» (Актюбинская область), совхозы «Березовский», «Ащысай» и колхозы имени Тельмана и Ленина (Уральская область) — тому подтверждение. Комбайнеры И. Н. Усенко, М. И. Богатырев, из последнего из перечисленных колхозов, в 1968 и 1970 годах молотили в среднем по 15–17 пудов зерна с гектара. В списках представленных для награждения из этих бригад присутствуют немало женщин [11; пп.65].

Освоение техники в сельском хозяйстве, изучение цивилизованных методов труда способствовало активизации соревнования по совершенствованию профессионального мастерства, обогащению его новым осмысленным содержанием. В Западном Казахстане ежегодно обсуждались и утверждались правила и условия присвоения званий «Лучший механизатор», «Лучший Чабан области», «Лучший дойщик области». Одним из первых это звание завоевали И.Богатырев, Ю. В. Труба, М. В. Щелон, К.Миханова, скотоводы К.Жанованов, Н.Босмагамбетов, Е.Есимов, С.Даулеткалиев и другие. Позже они были удостоены звания Герой Социалистического Труда. Чингирлауские женщины в девятой пятилетке ежегодно получали по 152 ягненка от каждой сотни и по 5,2 килограмма шерсти от каждой овцы, они вне плана вырастили 1800 ягнят и завершили пятилетку с прибылью в 84 тысячи рублей [12; пп.34–35.]. В деле воспитания трудовой активности населения большое значение имеет соревнование трудовых династий. В Западном Казахстане известны имена лучших механизаторов, скотоводов, объединивших своих родственников. Например, можно назвать семейные звенья М. Хусаинова и С. Нургалиева, Н.Сковородько и В. Зинченко. Семья Зинченко (отец,жена, двое детей) из совхоза «Междуреченский» (Актюбинская область), участвовавшая в уборке урожая 1973 года, произвела качественную уборку 700 гектаров пшеницы. Житель поселка Чингирлау (Уральская область) Максот Хусаинов с двумя детьми отправился в совхоз «Кызылколь», где отремонтировал три комбайна, где сел за штурвал комбайна и добился перевыполнения суточных заданий в полтора раза. Активное участие семейных династий в сельскохозяйственном производстве, пример для детей отцов, матерей не только способствовали повышению профессиональной квалификации, повышению производительности труда, но и нравственному воспитанию последующих поколений. Повсеместно проходили вечера, встречи, имеющие большое воспитательное значение. На такие мероприятия, организованные в клубах, домах культуры и дворцах, приходили славные передовики труда, представители общественности, руководители партийных, советских, комсомольских, профсоюзных органов, которые перед следующей волной молодежи рассказали о своем жизненном пути и делились мнениями о успехах трудовых коллективов. В честь новых отличников труда был поднят флаг Трудовой Славы [9, с. 219].

В 70–80-е годы соревнования между передовыми трудовыми коллективами развернулись не только на территории Западного Казахстана, но и среди коллег из соседних республик. Например, Актюбинская область соревновались с Оренбургской областью, Гурьевская область- с Астраханской областью, Уральская область-с Саратовской и Оренбургской областями по итогам трудового соревнования, производства [6, с. 107]. Так, коллективы из Илекского района Оренбургской области и из Бурлинского района Уральской области 15 лет соревновались в труде. Такое тесное взаимодействие открыло путь к умелому овладению техникой, овладению передовым методом производства, обмену опытом, помогло совместно устранить имеющиеся недостатки в работе.

С 1970 года многие хозяйства Западного Казахстана были награждены орденами и медалями СССР. Ордена Трудового Красного Знамени удостоены совхоз «Оймаутский» (Актюбинская область), совхоз имени газеты «Правда» (Уральская область), совхоз «Суюндык» (Гурьевская область), государственный животноводческий завод «Анкаты» получил орден Ленина, совхоз «Березовский» — орден Дружбы народов. Ряд хозяйств из трех областей по итогам девятой пятилетки завоевали Памятные знаки ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ЦК ВЛКСМ за высокие показатели в производстве и переходящее Красное Знамя названных органов. Таких примеров можно привести множество.

Заключение

Вообще, в документах советской эпохи сведения, относящиеся к женской половине, ограничены. Чаще всего женщины встречаются на трибунах социалистических соревнований в единичных протоколах.

Тем не менее, наряду с такими достижениями, на повестке дня было достаточно вопросов женской активности, которые ждали решения. Очевидно, что вопрос женщины в обществе не рассматривался через научно обоснованную, глубоко продуманную позицию со стороны руководителей хозяйств согласно жизненным требованиям.

Литература:

  1. Мухатова О. Х. Становление и развитие отечественной исторической мысли: учебное пособие.. –Алматы, Казахское университет, 2017. — 224 с.
  2. Савосько В. К., Шамшатов И. Ш. Колхозное строительство в Казахстане (1946–1970). –Алма-Ата, 1974. -279 с
  3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. 4 том.-Алматы:Атамура, 2010. -752 б. -573.- 575 с.
  4. ЗКО ГА, Фонд 761, перечень 19, дело 2833.
  5. Народное хозяйство Казахстана в 1972 г. Статистический сборник// Ответственный по выпуску Г. Т. Данаев. –Алма-Ата, Казахстан, 1973. -430 с.
  6. ЗКО ГА, Фонд 761, перечень 19, дело 240.
  7. Депутаты Верховного Совета Казахской ССР седьмого созыва. — Алма-Ата, 1968. -278 с
  8. Абжанов X. Сельская интеллигенция Казахстана в условия совершенствования социализма. — А.,1988;
  9. ЗКО ГА, Фонд 761, перечень 19, дело 240
  10. ЗКО ГА, Фонд 761, перечень 19, дело 384
  11. ЗКО ГА, Фонд 761, перечень 19, дело 384
  12. Кундакбаева Ж. Женские нарративы эпохи сталинизма: воспоминания женщин-активистов Казахстана// Вестник КНУ им.Аль-Фараби. Серия истории. № 2 (85). — Алматы, Казахский университет, 2017. С. 18–26.
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Западный Казахстан, Уральская область, Актюбинская область, бригада, Гурьевская область, женская активность, женщина, Казахстан, сельскохозяйственное производство.


Ключевые слова

социально-экономические проблемы советского периода, развитие сельского хозяйства в Западно-Казахстанской области, женская активность, труженики

Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

Научная статья посвящена вопросу совершенствования деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, представляя актуальную проблему для устойчивого развития региона. В работе проведен анализ текущего состояния сельского хозяйств...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса

В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Особенности современного российского рынка труда (на примере Нижегородской области)

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда. В ней описаны характерные черты модели рынка труда, которая сложилась в настоящее время. Авторы статьи особое внимание уделяют проблеме занятости и выявлению направлений, уменьш...

Молодежная занятость в Волгоградской области: современное состояние и перспективы

Статья посвящена анализу проблем молодежной занятости и позиции молодёжи на рынке труда. Проблема занятости молодежи в последние несколько лет была и остается актуальной. Необходимость анализа положения выпускники вузов на региональном рынке труда о...

О состоянии сельскохозяйственного производства Курской области и перспективах его инновационного развития

В статье проанализировано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, рассмотрены его проблемы на современном этапе, определены перспективы инновационного развития, а также выделены направления совершенствования механизма управления...

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)

В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...

Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

Научная статья посвящена вопросу совершенствования деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, представляя актуальную проблему для устойчивого развития региона. В работе проведен анализ текущего состояния сельского хозяйств...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса

В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Особенности современного российского рынка труда (на примере Нижегородской области)

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда. В ней описаны характерные черты модели рынка труда, которая сложилась в настоящее время. Авторы статьи особое внимание уделяют проблеме занятости и выявлению направлений, уменьш...

Молодежная занятость в Волгоградской области: современное состояние и перспективы

Статья посвящена анализу проблем молодежной занятости и позиции молодёжи на рынке труда. Проблема занятости молодежи в последние несколько лет была и остается актуальной. Необходимость анализа положения выпускники вузов на региональном рынке труда о...

О состоянии сельскохозяйственного производства Курской области и перспективах его инновационного развития

В статье проанализировано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, рассмотрены его проблемы на современном этапе, определены перспективы инновационного развития, а также выделены направления совершенствования механизма управления...

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)

В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...

Задать вопрос