Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Вафина, Р. И. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы) / Р. И. Вафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 400-401. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69633/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность.Кроме того, память о войне неотделима от памяти о тех, кто отдал Родине самое дорогое — жизнь.

Ключевые слова: боевой путь, Великая Отечественная война, подвиги, дети военной поры, военная служба, медаль.

Подарок предков — наша жизнь, сохранение доброй памяти о них — наша благодарность.

Г. Агацарский

Мы плохо знаем свои корни, и это наша беда. Нельзя жить, не зная родства, так же, как нельзя изучать историю России в отрыве от истории своего родного края, потому что история России и отдельного края тесно связана с судьбами многих людей

История семьи — это большая книга жизни, которую пишут целые поколения. Для того, чтобы хорошо знать себя и иметь крепкую связь со своей семьей необходимо изучать историю своего рода и понимать, кто жил и как жил.

Основной целью исследования стало закрепление интереса к истории своей фамилии и своей семьи, так как через историю родов в живую постигается история и современность.

Источниковой базой исследования стали воспоминания старших поколений: моих родителей, бабушек и дедушек; ближних и дальних родственников, дневники, сохраненные письма, вырезки из газет, собраны копии документов, свидетельств о рождении, месте жительства, фотографии из семейного архива. Кроме того, были задействованы интернет ресурсы (podvignaroda.ru., pamyat-naroda.ru).

Глубокий след в сознании, в памяти народа оставили суровые и героические военные годы. В нашей стране нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война.

Латыфуллин Шамсулла Латыфуллович (1898–1992) — ветеран Гражданской и Великой Отечественной войн. Во время Гражданской войны солдат Чапаевской дивизии. После начала Великой Отечественной войны был мобилизован в ноябре 1941 года. Службу проходил в мото-инженерном батальоне в должности сапера. Боевой путь: Северо-западный фронт, 1-й Белорусский фронт. Прошел всю войну: сначала попал под Москву, был под Ленинградом, участвовал в освобождении Белоруссии. Два раза был ранен [1].

Из истории подвига: «Товарищ Латыфуллин в ночное время с 27 по 30 августа под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника в районе Михаловка перед передним краем 172 гв. стрелкового полка 57 гв. дивизии лично установил 30 противотанковых мин и закрыл танкоопасное направление».

Был демобилизован в августе 1945 года. Вернувшись в родную деревню (с. Тойкино Азнакаевский район ТАССР), проработал в колхозе до выхода на заслуженный отдых.

Награды: медаль «За отвагу», орден «Великой Отечественной войны II степени, медаль «За освобождение Германии».

Шарафеев Гумар Мусинович (1925–1978) был разведчиком батареи 120 мм минометов. 7 января 1943 года призван в ряды Советской Армии. До 31 июля 1943 года обучался военному делу в городе Казань (школа МНС при Московском военном округе, 6-я учебная бригада 46 УПТП).

Боевой путь: 247 гвардейский стрелковый полк 84 гвардейская стрелковая дивизия 11 гвардейская армия 3-й Белорусский фронт.

В составе 247 полка 84 стрелковой дивизии на Орловско-Курской дуге получает приказ в наступление на Хотынецкий район в направлении города Карачев Орловской области. Там же был ранен (пулевое ранение правового бедра в мягкую ткань без повреждения кости).

Подвиг совершен в боях при прорыве обороны противника на подступах к Восточной Пруссии, также в боях на территории Восточной Пруссии. Стойко и умело вел наблюдения за противником, и обнаруживая важные цели быстро доносил о них командиру батареи [2].

24–25 апреля 1945 года в период боёв по прорыву внешнего пояса обороны города Пиллау и штурме города, под огнем противника, рискуя жизнью, выявляя огневые точки противника и его живую силу, обеспечил уничтожение 3 пулеметных точек противника с их расчетами.

Награды: Орден Славы III степени (15.11.1944 г.), медаль «За отвагу» (13.05.1945 г.), медаль «За взятие Кенигсберга», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг.».

Из дневника Гумара Мусиновича: «1945–9/V Мир = конец войны. Мирная дислокация 247 полк 84 стр. дивизия в городе Гумбини = ныне Гусев Калининградской области. 31/XII — 45 г. переход на службу 550 ПХП» [3].

17 лет своей жизни посвятил военной службе (служил и проживал в Калининградской области). Там же в 1950 году встретил свою будущую супругу Шарафееву (Беляеву) Анну Андреевну. «Остаюсь на сверхурочную службу, в лице Анны Андреевны нашел подругу жизни и женился…».

Во время войны она проходила службу в звании рядовой, в должности сапёра на Ленинградском фронте. Награждена Орденом Великой Отечественной войны II степени.

Также за военную службу Гумар Мусинович был награжден медалью «За боевые заслуги» (30.04.1954 г.).

Мухтаров (Мухтаруллин) Салих (Салихзян) Мухтарович (1908–1981) родился в селе Тойкино. Мобилизован в 1941 году, демобилизован в 1943 году. После войны работал кузнецом в колхозе имени Сталина (Тойкино) [4].

Война не обошла стороной и детей войны, которым пришлось быстро повзрослеть. Наравне со взрослыми они работали в колхозе, выполняя самую разную и тяжелую работу. Нередко приходилось голодать. Многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались в основном одни старики, женщины и дети. На их плечи легла вся тяжесть того времени. Но испытания не сломили их дух, они выстояли, верили в победу в этой страшной войне.

Латифуллин Миннулла Шамсуллинович (1928–2002) родился в селе Тойкино Азнакаевского района ТАССР. По национальности татарин. Окончил 7 классов в 1944 году. С мая 1949 по октябрь 1952 года проходил службу в армии (Калининградская область) в звании рядового, специалист колесных машин. В 1952–1953 годах проживал с семьей в Калиниградской области г. Гусев. В разное время работал разнорабочим, шофером, слесарем, скотником, пастухом.

Шарафеева Сария Мусиновна (1929–2000) родилась в селе Тойкино Азнакаевского района ТАССР. По национальности татарка. Образование 7 классов. В 1950–1953 годах проживала с семьей в Калиниградской области г. Гусев. В разное время работала разнорабочей, птичницей, сторожем, животноводом. Звание: «Ветеран труда».

Воробьев Евгений Алексеевич (1943–1997) родился в городе Казань ТАССР. До поступления в институт отслужил 3 года в армии, службу проходил в Германии. После службы поступил на очное обучение в КАИ им. Туполева на факультет, связанный с двигателями и самолетами. Во время учебы возглавлял строительные отряды [5].

Халиуллин Зифир Шайхуллович (1938–2015) родился и вырос в деревне Маняус Азнакаевского района ТАССР. По профессии был строителем, строил дома. Это было его призванием. За годы работы он получил различные награды. Первой его наградой является значок «Ударник коммунистического труда». Неоднократно становился победителем социалистического соревнования (1970, 1973,1979), «Ударник девятой пятилетки» (1975) и «Ветеран труда» (1998) [6].

И как завершение хотелось бы вспомнить слова писателя Василия Пескова: «Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Литература:

  1. Латыфуллин Ш. Текст: электронный // pamyat-naroda.ru: [сайт]. — URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie36072532/ (дата обращения: 01.05.2020).
  2. Шарафеев Г. Текст: электронный // pamyat-naroda.ru: [сайт]. — URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1108225793/ (дата обращения: 01.05.2020).
  3. Личный архив // Кутель Л. Г.
  4. Мухтаров С. М. Текст: электронный // pamyat-naroda.ru: [сайт]. — URL:https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp1988091957/(дата обращения: 01.05.2020).
  5. Личный архив // Воробьевой Р. М.
  6. Личный архив // Вафиной Р. И.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Азнакаевский район, боевой путь, военная служба, гусев, Калининградская область, III, Восточная Пруссия, история России, Казань.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, военная служба, боевой путь, подвиги, дети военной поры, медаль

Похожие статьи

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается)

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания курсантов военного авиационного вуза на примере памятных дат Великой Отечественной войны (75-летие Битвы за Москву). Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому ...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

«Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается вопрос об интересе современной молодежи к истории страны, малой родине, Дальнему Востоку, через обращение к литературе: беззаветному служению родине, народу, гражданскому долгу поэта, корреспондента П. С. Комарова, боровшегос...

«Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой

В год 75-летия Великой победы особенное внимание привлекают произведения, хранящие память о Великой Отечественной войне, о годах мужества и страданий. А в стихах Е.Благининой передаются восприятие, чувства и мысли разных героев, что делает их ближе ч...

Мы разные — мы вместе

Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации. В данной статье сделан краткий экскурс по истории и формам межнациональных конфликтов. Подчеркивается зна...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Похожие статьи

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается)

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания курсантов военного авиационного вуза на примере памятных дат Великой Отечественной войны (75-летие Битвы за Москву). Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому ...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

«Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается вопрос об интересе современной молодежи к истории страны, малой родине, Дальнему Востоку, через обращение к литературе: беззаветному служению родине, народу, гражданскому долгу поэта, корреспондента П. С. Комарова, боровшегос...

«Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой

В год 75-летия Великой победы особенное внимание привлекают произведения, хранящие память о Великой Отечественной войне, о годах мужества и страданий. А в стихах Е.Благининой передаются восприятие, чувства и мысли разных героев, что делает их ближе ч...

Мы разные — мы вместе

Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации. В данной статье сделан краткий экскурс по истории и формам межнациональных конфликтов. Подчеркивается зна...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Задать вопрос