«Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тихонов, С. А. «Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны / С. А. Тихонов, Н. А. Тихонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83602/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается вопрос об интересе современной молодежи к истории страны, малой родине, Дальнему Востоку, через обращение к литературе: беззаветному служению родине, народу, гражданскому долгу поэта, корреспондента П. С. Комарова, боровшегося в годы войны с ненавистным врагом «оружием стихотворного слова», с именем которого связано немало мест в Хабаровске.

Ключевые слова: самобытный поэт, литературная провинция, «Набат молодежи», «Окно» плаката и сатиры «Удар по врагу», бессмертные дела.

Хабаровск — город воинской славы. И заслужил он это почетное знание тем, что тысячи дальневосточников в первые дни мобилизации встали в ряды защитников Родины. А те, кто остался в тылу, дни и ночи, не покладая рук, работали в едином порыве со всей страной с одной священной мыслью: «Все для фронта, все для победы». Дальневосточники вносили весомый вклад в дело победы над врагом: возводили заводы, работали в поле, беззаветно помогали фронту.

Наш город живет своей необычной историей, неповторимой литературой. Что ни улица, то название, связанное с каким-то событием, что ни дом, то обязательно в нем жил кто-то из известных людей. Совершенно случайно, пересекая улицу Карла Маркса недалеко от детского парка, непроизвольно обратил внимание на мемориальную доску на доме 41. Оказывается, в нем в квартире 3 жил и писал замечательные стихи поэт П. С. Комаров, настоящий патриот-дальневосточник. Совсем недалеко расположена и улица, носящая имя Петра Комарова.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена многими факторами: интересом к тому, что сделал этот человек для города, бережно хранящего память о нем, предстоящим юбилеем — 110-летием со дня рождения поэта.

Цель рассматриваемой темы: раскрыть, как поэту П. С. Комарову, находящемуся за тысячи километров от линии фронта, удалось бороться с фашистами.

Выполнение задач требовало не только изученияисточников, связанных с творческой биографией поэта П. С. Комарова, но и особого знакомства с эпизодами его журналистской и корреспондентской биографии, чтобы ответить на вопрос, как советская поэзия сражалась с ненавистным врагом, поддерживая тем самым защитников Отечества. Поэтому назрела необходимость пройти по местам г. Хабаровска, связанным с именем П. Комарова, а затем познакомить однокурсников с важными эпизодами из жизни и творчества поэта в годы войны (сотрудничество в отделении ТАСС, в «Окне» плаката и сатиры «Удар по врагу») и проследить, как меняются настроение и чувства молодых людей.

Знакомство с разными источниками о жизни и творчестве П. С. Комарова привело к мысли: каждый из авторов, хорошо знавший поэта, смог найти то особенное и неповторимое в его творчестве, что сделало стихи поэта еще ближе к читателю. Так А. А. Гай, соратник по перу, проработавшийне один год вместе с поэтом, посвятил ему книгу с одноименным названием «Петр Комаров». В ней автор выразил искренние чувства к поэту: «Творческое горение — эти два слова как нельзя лучше определяют короткую, но яркую жизнь П. Комарова, как поэта и человека» [4; с. 166].

На пожелтевших страницах «Антологии поэзии Дальнего Востока» я нашел, пожалуй, самые главные слова о поэте, которые так необходимы молодым, моим современникам: «Углубляется историзм его поэтических раздумий. Благодаря этому патриотическая тема приобретает в стихах широкое и мощное звучание» [2; с.25]. А это значит, что стихи Петра Комарова воспитывают у читателей благородное чувство патриотизма, проникнутые гордостью за свою родину, за Дальний Восток.

В небольшой книге «Автограф» известный литературовед Валентина Катеринич дала высокую оценку творчеству поэта:«Среди поэтов Дальнего Востока двадцатого века Петру Комарову, бесспорно, принадлежит первое место» [1; с. 49].

Известная писательница Ю. А. Шестакова во вступительной статье к сборнику «Избранное» П. Комарова называет его «самобытным поэтом из литературной провинции» [5;с.5].

Однако в процессе изучения страниц жизни и творчества поэта привело к убеждению о том, что самобытность его зарождалась постепенно. Судьбе было угодно, чтобы, родившись за тысячи километров от Дальнего Востока, П. Комаров по праву стал известным дальневосточником. Трудности вначале жизненного пути: участие в возведении дома, ранняя помощь матери, когда не станет отца — только закалили мальчишку,

В 1925 году, едва дождавшись четырнадцати лет, Петр Комаров вступил в комсомол. Затем была школа крестьянской молодежи в г. Свободный. Жажда знаний, ощущение своей причастности к большой жизни привели его в сельскохозяйственный техникум в Благовещенске. Учился хорошо, но агрономом не стал — увлекла журналистика, литература, поэзия. В это время он печатается в газете «Молодая Гвардия» в Благовещенске, в «Набате молодежи» в Хабаровске и продолжает искать себя в журналистике, литературе, поэзии. Неслучайно он агрономом так и не стал. Далькрайком ВЛКСМ отозвал его из техникума и направил на работу в редакцию краевой молодежной газеты «Набат молодежи».

С этого момента и началась настоящая журналистская деятельность П. Комарова.

Поездки по городам и селам давали возможность П. Комарову видеть, как преобразовывается край, как проходит становление народного хозяйства, массовая коллективизация и индустриализация страны, как укрепляется обороноспособность Дальнего Востока, как растут города Благовещенск и Хабаровск, какой вклад вносят в дело социалистического строительства комсомольцы [4; с. 13].

Нередко в редакции «Набата молодежи» сотрудники обсуждали уже вышедшие или готовящиеся к печати сборники стихов. Поэты, среди которых был и Петр Комаров, выступали на городских литературных вечерах, в армейских подразделениях, на погранзаставах, перед студентамигорода [5; с.11–12].

Осень 1933 года оказалась памятной для Петра Комарова: в октябре он получил повестку из военкомата и через несколько дней был призван в армию. Служить Комарову пришлось в Приморье. «Однако не стрельбища, не учебные занятия на полигоне его ожидали, а привычный труд газетчика» [5;с.15]. Все было так же, как и в «Набате молодежи», только теперь была военная тема.

Поэт бывает на погранзаставах, ездит к морякам амурской флотилии.Под впечатлением этих встреч рождались новые стихи.

Значительным в творчестве поэта этого времени является стихотворение «Раздумье» (1934). Нетрудно понять, о чем оно…. Поэт пишет о том, что его волновало в то время: он определяет свое место в строю молодых строителей новой жизни. Это стихотворение-исповедь, стихотворение-призыв к собратьям по перу, молодым поэтам, которых он хорошо знает.

Из страниц биографии известно, что Петр Комаров при всем его энтузиазме и неиссякаемой трудоспособности, страдал от недуга. Однако для поэта в самом начале войны не могло быть иного пути, как быть полезным людям. Прервав лечение и преодолевая трудности военного времени,поэт, находящийся на лечении в «Шафраново» (Казахстан) возвращается в Хабаровск: он тоже хотел попасть в действующую армию, добивался этого упорно, послал в военкомат заявление, обосновал свою просьбу тем, что может быть полезным в редакции фронтовой газеты. Но получил отказ: «Кому-то надо работать в тылу». Он нужен был здесь. Петр Комаров создает стихотворение, отражающее тревожную обстановку, «Родина».

В разных источниках о жизни и творчестве П. Комарова находим общее мнение авторов о том, что талант поэта проявился в большей степени именно в военные годы.

Зима 1942 года. Хотя Дальний Восток находился за тысячи километров от линии фронта, но напряженность ощущалась во всем: сигналы тревоги, грохот воинских эшелонов, ночи без сна. В Комсомольске-на-Амуре развернулась ударная стройка государственного значения — завод «Амурсталь». Нужен металл для оборонной промышленности. На «Амурстали» обстановка напоминала участок боя. Об этом он скажет в стихотворениях «Ночной цех» 1942.

15 февраля 1942 года наступил день первой плавки на заводе «Амурсталь». В мартеновском цеху собрались строители завода, и гости, и сотрудники газеты. Кто-то из сталеваров, когда пошла первая сталь, сказал: «Стало быть, сварили!». А другой подхватил: «Эх, хороша кухня!». Петру Комарову эти возгласы пришлись по нраву. Слова, услышанные поэтом, переросли в образ, который лег в основу стихотворения «Обед для незваных гостей». Незатейливый разговор и факт производства стали для фронтаперерос в юмористическую сказку-быль. Так был подготовлен «Обед» для фашистских захватчиков».

Однако, пожалуй, самым действенным оружием в тяжелые годы испытаний в поддержку тех, кто сражался на фронтах и в тылу, была сатира. В книге А. Гая о П. Комарове есть на такой факт: с первых дней войны против гитлеровских захватчиков советские поэты взяли на вооружение традицию В. Маяковского — основателя знаменитых сатирических «окон РОСТА» [2; с.41].

И в Хабаровске появилось «Окно» плаката и сатиры «Удар по врагу». Инициаторами его создания были писатели Н. Рогаль, П. Комаров, Д. Нагишкин и художники В. Высоцкий, И. Горбунов, В. Павчинский. Сменные плакаты «Окон», над выпуском которых коллектив энтузиастов работал в основном по ночам, били по врагу без промаха. Меткие, порой остроумные и разящие подписи к рисункам и карикатурам делал в стихах Пётр Комаров. Он и стал одним из самых деятельных организаторов выпуска плакатов.

Плакаты вывешивались в витринах книжного магазина Когиза по улице Калинина. Сотни горожан ждали очередного выпуска плаката и останавливались у «Окон», чтобы прочесть и увидеть очередные новости, служившие действенной поддержкой трудовому народу. В них(плакатах) сообщалось о положении на фронте, едкой карикатурой отзывалосьнепримиримое отношение советских людей к гитлеровским захватчикам.Острый меч сатиры обрушил Петр Комаров на фашистских вояк, битых советскими войсками. Поэт создает сборник «Как пруссак попал впросак», стихи из которого печатались и в плакатах.

О том, как работал П. С. Комаров в «Окнах» плаката «Удар по врагу» сообщала газета «Тихоокеанская звезда». Об одном свидетельствует и статья из сборника документов Государственного архива Хабаровского края.

В первые годы войны вышел сборник его стихов «Время бесстрашных», ключевым стихотворением которого является «Кедр». Аралия и кедр — таковы символичные образы стихотворения. Словно два типа людей: одни умеют приспособиться и долго прожить, и другие — живут недолго и ярко, с полной отдачей.

Исследование на тему, какой вклад в великую победу во время войны 1941- 1945 годов внес П. Комаров, было бы неполным, если не сказать об участии поэта в маньчжурских событиях августа 1945 года. В воспоминаниях Ю. А. Шестаковой «О Комарове» невольно обращаешь внимание на стойкость, терпение и необыкновенное желание поэта быть полезным и тогда, когда здоровье совсем не позволяло выезжать в командировки. Он добился в августе 1945 года в качестве корреспондента Хабаровского краевого отделения ТАСС назначения в действующую армию. Вместе с писателем Н. Задорновым они проделали большой путь вместе с войсками 1-го Дальневосточного фронта в освобождаемые районы Маньчжурии. Более месяца продолжалась командировка. И за это время пришлось побывать в разных городах и селах Китая. Поэтвоочию убедился в том, какие трудности пришлось преодолеть нашим солдатам, освобождавшим северо-восточные районы Китая и Кореи от японских милитаристов [5; с. 30]. Результатом этой небезопасной командировки были сообщения о проведении военной операции Советской Армии. Появились стихи, посвященные героизму наших воинов, которые преодолевали сопротивления Квантунской армии.

Советский солдат-освободитель — такой основной мотив циклов стихов «Маньчжурская тетрадь»,«Монгольские стихи», «Корейские мотивы». В 1945 г. сразу вышли его четыре сборника в разных издательствах, в том числе и в Москве. Среди них был и «Хинганский родник». В одном из последних стихов Петр Комаров напишет: «И лучшей награды поэту не надо во веки веков» («Сторонка родная», 1949г.).

Работа с литературой привели к пониманию того, почему Петр Степанович Комаров, родившийся за тысячи километров от дальних рубежей России, по праву считается дальневосточником, а в литературном сообществе его называют «певцом Дальнего Востока». Он без остатка отдал жизнь служению людям, родине, краю, в котором пришлось жить и писать заметки, стихи. Он стал бы известен всем, если бы он написал только одно стихотворение — «Приамурье». Поэт и журналист, П. Комаров занимался еще и активной общественной деятельностью. В 1943–1946 годах руководил сектором поэзии Хабаровского Отделения Союза писателей СССР. С момента возобновления выпуска журнала «Дальний Восток» был бессменным членом редакционной коллегии. А в 1950 годуза циклы стихов «Маньчжурский дневник», «Зеленый пояс», «Новый перегон» стал лауреатом Сталинской премии III степени посмертно.

За беззаветное служение Родине, писательскому и журналистскому долгу в годы Великой Отечественной войны родина отметила П. С Комарова двумя медалями «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг”..

Полученные сведения о жизни и творчестве Петра Комарова, посещение разных мест Хабаровска, связанные с именем поэта, позволили авторам провести в преддверии Дня Победы интерактивную экскурсию, связанную с именем Петра Комарова для студентов-первокурсников техникума.

Во время экскурсии студенты познакомились с фрагментами биографии поэта, услышали стихи автора патриотической направленности, побывали у дома 41 (ранее назывался домом специалистов) по ул. Карла Маркса, посмотрели мемориальную доску, свидетельствующую о пребывании в 1949 году в этом доме Петра Комарова, а также на улице, с 1951 года, носящей имя поэта.

Проведенная обратная связь (анкета) на месте события позволяют сделать вывод о том, что нынешние студенты интересуются историей Хабаровска, Дальнего Востока и готовы в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях,тем самым вселяя надежду, что исследование оказалось полезным и может быть продолжено. Дальневосточная земля богата событиями истории и литературы, страницы которых следует открывать молодым дальневосточникам.

Литература:

  1. Автограф. До востребования. Сборник стихов. — Хабаровск, 2015. — 200 с.
  2. Пузырев В., Иванов Ю., Хомутова К. Антология поэзии Дальнего Востока. — Хабаровск, 1967. — 180 с.
  3. Бытовой С. М. От снега к снегу / Л.О., 1974. — 328 с.
  4. Гай А. Петр Комаров. — Хабаровск, 1956. — 130 с.
  5. Шестакова Ю. Комаров П. С. — Хабаровск, 1992. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Хабаровск, поэт, Комар, стих, творчество поэта, Благовещенск, том, беззаветное служение, Великая Отечественная война.


Ключевые слова

самобытный поэт, литературная провинция, «Набат молодежи», «Окно» плаката и сатиры «Удар по врагу», бессмертные дела

Похожие статьи

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

«Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой

В год 75-летия Великой победы особенное внимание привлекают произведения, хранящие память о Великой Отечественной войне, о годах мужества и страданий. А в стихах Е.Благининой передаются восприятие, чувства и мысли разных героев, что делает их ближе ч...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Похожие статьи

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

«Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой

В год 75-летия Великой победы особенное внимание привлекают произведения, хранящие память о Великой Отечественной войне, о годах мужества и страданий. А в стихах Е.Благининой передаются восприятие, чувства и мысли разных героев, что делает их ближе ч...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

Поэтика контраста в поэзии А. Фета (на примере анализа стихотворений «Печальная береза» и «Кот поет, глаза прищуря»)

В статье выявляется мастерство А. Фета как художника-импрессиониста, сумевшего с помощью приема контраста отразить идеи Красоты и гармонии в мире.

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Задать вопрос