Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

LXXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Созонова, А. О. Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова / А. О. Созонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18607/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-исторические события, но каждый из них смог достучаться до своего читателя сквозь темы, которые волнуют, сквозь годы, которое проходят, сквозь тонкое поэтическое слово.

Ключевые слова: поэзия, поэтическая манера, поэт-песенник, Андрей Дементьев, Николай Добронравов.

Поэзия — это сложно организованный творческий мир, в котором слова преображаются в звуки и образы, а чувства расцветают в неповторимых стихотворных композициях. Специфика поэтической манеры живёт в нюансах рифмы и ритма, в изящности подобранных метафор и созданных образов, в глубине искренних переживаний, проникающих сквозь строки.

Оба поэта, и А. Дементьев, и Н. Добронравов, застали практически весь XX век, полный и радостных, и трагических событий, и побед, и поражений. Для классической советской песни характерными темами были Родина, любовь, доброта и война.

Теме Родины посвящены многие стихотворения Н. Добронравова: например, «Русский вальс», «Моя Родина», «На перевале», «Вставай на борьбу, Россия!», «1825 год», «Земля — Родина любви», «Много знали мы бед и слёз», «Нас нельзя победить», «Погуляем по России», «Покуда слышен голос мой», «Родина наша земная», «Смоленская дорога», «Царь-мастеровой». Поэт видит в России и свой отчий дом ( «Горькая моя Родина, / Ты — и боль моя, и судьба. / Вновь кружит непогодина, / Только мы одни у тебя» [3]), и источник вдохновения ( «Нету музы без лица, / Есть открытые сердца. / Не предмет для дележа / Муза, Родина, душа!» [3]).

Характерной особенностью поэтики Н. Добронравова является активное использование так называемых спортивных метафор: «Первый тайм мы уже отыграли…» [3], «Ленточка моя финишная…» [5, с. 84], «Богатырская наша сила» [5, с. 178], « Есть другое, что нам доставалось и кровью / и потом… / А футбол? Что футбол!.. / Мы борьбу за свободу и совесть / проиграли с разгромным счётом» [5, с. 197]. Спортивные метафоры позволяют поэту передать определённые эмоции, идеи и образы, используя язык спорта и сопутствующие ему концепции, перенося их на события обыденной жизни.

В отличие от Н. Добронравова, А. Дементьев в своём творчестве намного реже обращался к теме Родины, хотя и не обходил её стороной. Для А. Дементьева Родина — это, прежде всего, источник былой радости ( «Под парусами наших яблонь белых / Россия уплывала в синеву» [2, с. 27]), памяти ( «Всё помнит Русь — / И звоны стрел калёных, / И отсветы пожаров на снегу… / Мы входим в жизнь / Открыто и влюблённо. / Уйдём — / Оставшись перед ней в долгу» [2, с. 36]) и бесконечной боли ( «Я ничего и никому не должен. / Не должен клясться в верности стране / За то, что с ней до нищеты я дожил, / За то, что треть земли моей в огне» [2, с. 251]).

Тема любви присутствует в творчестве Н. Добронравова в меньшей степени, чем гражданская лирика, однако и ей посвящено несколько прекрасных стихотворений: «Мелодия», «Я не могу иначе», «Почитай мне стихи…», «Влюблённая весна», «Имя твоё», «Я земной календарь поправлю» и другие. Образ возлюбленной в лирике Н. Добронравова размытый, едва уловимый, а его единственным вечным спутником является свет: «Дни, что нами пройдены, / Помнят свет нежности твоей» [4, с. 47], «Я растоплю кусочки льда / Сердцем своим горячим» [4, с. 86], «Почитай мне стихи — / буду слушать твой голос негромкий…» [5, с. 67]. И лишь одна деталь указывает нам на то, что большинство стихотворений его любовной лирики посвящено его жене, А. Пахмутовой: «Ты играешь гаммы. / И ноты в сердце просятся к тебе» .

Стихотворения любовной лирики А. Дементьева проникнуты типичными мотивами радостного восприятия жизни, интимными чувствами человека: радостью любви, женского очарования, красоты природы. Лирический герой часто обращается к своей возлюбленной: «Под тихий шелест падавшей листвы / Мы шли вдвоём / Сквозь опустевший город. / Ещё с тобою были мы на «вы». / И наша речь / Как отдалённый говор / Реки, / Что тосковала вдалеке» [3, с. 32]. Как видно из отрывка, лирический герой, повествуя о времени, проведённом вместе, обобщает себя с возлюбленной. На языковом уровне это выражается личным местоимением множественного числа «мы».

Иной случай обобщения мы видим в стихотворении «Всего лишь день»: «Что снова всё со мной сейчас: / Твоя улыбка. / Голос… / Тревожный свет / Счастливых глаз / И тихая весёлость» [1, с. 211]. Образ возлюбленной как бы собирается по отдельным кадрам, которые акцентируют сам факт принадлежности «улыбки» и «голоса» именно ей. Далее появляются определения: «тревожный, счастливый, тихая весёлость». Все эти слова передают эмоциональное наполнение создаваемой картины и при этом никак не характеризуют конкретные черты (например, цвет глаз, волос, манеры). «Раскадрованность» описания передаёт сам процесс воспоминания, когда, цепляясь друг за друга, на память приходят один образ за другим и образ возлюбленной практически сливается с переживаниями и чувствами лирического героя.

События XX века не могли не обратить внимание деятелей культуры к воспитанию гуманности в обществе. Людям нужно было снова научиться жить в мире без войны, научиться доверять друг другу, воспитать в будущих поколениях миролюбие, сострадание и желание творить добро. Именно этому посвящено большинство стихотворений А. Дементьева: «Жизнь нуждается в милосердии», «Доброта», «Добро должно быть с кулаками», «В мире стало меньше доброты…», «В нас состраданье началось с Христа», «Пока мы боль чужую чувствуем…», «Добрый порыв не бывает некстати…», «Как важно вовремя успеть…» и другие.

Н. Добронравов придерживался несколько иного направления в творчестве, поэтому стихотворений о доброте и милосердии у него сравнительно немного: «Маленький принц», «Старое доброе время», «Человек — человеку» и ещё пара-тройка других. Его лирический герой не столько призывает к доброте, сколько тоскует о прошлом «старом добром времени» [5, с. 188], констатирует, что из настоящего «навек ушли мелодии родные. / Мы с грохотом металлика на «ты». / В иные дни, в галактики иные / ушёл экспресс тепла и доброты» [5, с. 282].

Не теряет своей актуальности тема войны в лирике. А. Дементьев и Н. Добронравов в равной степени уделяли внимание и войне как общественно-политическому явлению вообще, и Великой Отечественной войне в частности. Так, А. Дементьев в своём стихотворении «Баллада о матери» поёт гимн матери, женщине, которая вынуждена пережить своего сына, погибшего, сражаясь за неё, за правое дело, за Родину [1, с. 356].

В других стихотворениях, таких как «Память о войне», «Война», «Бессмертный полк», «Зоя Космодемьянская», «Отец, расскажи мне о прошлой войне», «Военное детство. Простуженный класс», «Утро победы в Калинине», «Памятник солдату» и многих других, А. Дементьев вспоминает фамилии героев ( «Зоя Космодемьянская» [1, с. 102]), сочувствует отцу ( «Отец, раздели со мной память и грусть, / Как тихие радости с нами ты делишь» [1, с. 146]), а также выражает беспокойство за незыблемость памяти о Великой Отечественной войне: «Русский мальчишка жалеет немецких солдат… / Но мальчишку того я судить не берусь. / Видно, от предков ума ему недостало. / И тревожусь в душе за любимую Русь, / Когда чувствую в ком-то преступную жалость» [1, с. 55]).

Главным своим достижением в области военной лирики Н. Добронравов считает стихотворение «Хлеб»: «Ели, будто молясь, доедали до крошки. / Всю войну я не помню даже корки засохшей… / Мы остались в живых. Стала легче дорога. / Мы черствеем, как хлеб, которого много» [3]. Хлеб был символом жизни в период войны, он никогда не черствел, потому что его ценили, им не разбрасывались попусту, и души не черствели, потому что люди в военные годы делили друг с другом и еду, и кров, и боль, и радость — всё.

Таким образом, все вышеперечисленные особенности поэтической манеры А. Дементьева служат главной цели его творчества — воспитанию человека, проблеме, волновавшей любой народ во все времена. В поэтике Н. Добронравова средства художественной выразительности и создаваемые образы помогают достигать ключевой цели его творчества — воспитанию гражданина. Интересен тот факт, что обе эти цели всегда были основой народных песен в любой их модификации (обрядовые (религиозные), революционные, романсы (и романтизированные вариации песен народов России), эстрадные песни), то есть через всю историю песенного жанра в нашей стране красной нитью проходят две константы развития личности человека: нравственность и гражданственность.

Литература:

  1. Дементьев, А. Д. Жизнь — одна. Любовь — одна / А. Д. Дементьев. — Москва: Эксмо, 2020. — 448 с. — Текст: непосредственный.
  2. Дементьев, А. Д. Лирика / А. Д. Дементьев. — Москва: Э, 2017. — 448 с. — Текст: непосредственный.
  3. Добронравов, Н. Н. Стихи. — Текст: электронный // А. Н. Пахмутова в интернете: официальный сайт. — URL: http://pakhmutova.ru/songs/dobronra.shtml (дата обращения: 19.06.2024).
  4. Добронравов, Н. Н. Надежда — мой компас земной. — Москва: АСТ, 2021. — 224 с. — Текст: непосредственный.
  5. Добронравов, Н. Н. Птица счастья. — Москва: АСТ, 2020. — 320 с. — Текст: непосредственный.