Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, Н. И. Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается) / Н. И. Николаева, А. А. Николаев, А. С. Сопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37701/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена вопросу патриотического воспитания курсантов военного авиационного вуза на примере памятных дат Великой Отечественной войны (75-летие Битвы за Москву). Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому своей страны являются основой для формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности будущих офицеров-летчиков.

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война, военный авиационный вуз, военные летчики, курсанты, памятные даты, патриотическое воспитание

The article is devoted to the issue of the military aviation institute cadets’ patriotic education on the example of the memorable dates of the Great Patriotic war (the 75th anniversary of the Battle for Moscow). The recollection of people heroic deeds, respect for the glorious historical past of their country are the basis for the formation of civic and patriotic and moral qualities of the future officer-pilots’ personality.

Keywords: the Battle for Moscow, the Great Patriotic war, military aviation institute, military pilots, cadets, memorable dates, patriotic education

Более 70 лет отделяют нас от великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 30 сентября 2016 года страна отметила 75-ую годовщину начала Битвы под Москвой. 5 декабря ‒ День воинской славы России, установленный Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» [9]. Этот день ознаменовался началом контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. Все дальше и дальше вглубь истории уходят величайшие события, определившие само существование нашей великой Родины. К сожалению, тема войны порой утрачивает первостепенность своего значения в общественном сознании. Ментальный разрыв между поколениями, незнание многих важнейших событий истории, схватка идеологий, современных политтехнологий, пытающихся исказить правду о войне, вновь и вновь приводят к необходимости анализа и точного освещения событий, ставших культовыми и священными в судьбе России. На одной из конференций военно-научной секции (ВНС) курсантов на кафедре иностранных языков, посвящённой 70-летию Великой Победы (The 70th anniversary of the Great Patriotic War), будущие летчики РФ, опираясь на архивные данные, факты, приводимые научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также аутентичные источники на английском языке, в своих докладах, включающих в том числе освещение событий Битвы под Москвой, героические подвиги советских асов в боях за столицу нашей Родины, отвечали на животрепещущие вопросы современности. С каким уровнем осознания важности уроков прошлого мы идем в наше будущее? Из каких событий прошлого Россия черпает силы и воспитывает молодежь, будущих офицеров Российской армии, готовых на подвиг ради страны и Родины?

Ретроспективный взгляд современных молодых людей, связавших свою дальнейшую жизнь с профессией защитника Отечества, устремленный в героическое прошлое нашей страны, предоставляет им историческую возможность: понять и прочувствовать важность присутствия в настоящем времени несгибаемой воли народа-освободителя, непреходящую важность таких крайне необходимых человеку любой эпохи качеств, как мужество и героизм, стойкость и самоотверженность, боевой дух и смелость, решительность и самопожертвование, справедливость и духовность.

5 декабря 2016 года исполнилось 75 лет со дня начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в Битве под Москвой. На бескрайних полях Интернета идет спор о, казалось бы, таких бесспорных исторических фактах, как бессмертный подвиг 28 панфиловцев, героически отстоявших Москву. Писатели, режиссеры вновь и вновь возвращаются к теме Великой Отечественной войны и бессмертного подвига советского народа. Иными словами, передовые умы общества ищут точки, которые объединяют народ в единую, непобедимую и непоколебимую нацию, нацию, в которой до сих пор актуальны слова, произнесенные политруком Василием Клочковым, погибшим, бросившись под вражеский танк со связкой гранат: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» [8].

В ноябре 2016 года состоялась премьера фильма режиссера Андрея Шальопа «28 панфиловцев» о подвиге дивизии И. В. Панфилова в ходе Битвы за Москву. Очень показательным явился тот факт, что съемки фильма осуществлялись и при помощи народного финансирования — 35 миллионов рублей из 150, истраченных на создание фильма, было собрано от благодарных потомков на увековечивание памяти тех, кто совершил бессмертный подвиг в ходе Битвы за Москву. Создание таких монументальных военно-исторических фильмов является важным средством пропаганды патриотизма в современном российском обществе, приобщения молодежи к великому прошлому нашей страны. Такие произведения искусства знакомят аудиторию с историческими фактами, обобщёнными образами людей, которые вдохновляют, пробуждают веру в то, что и современные молодые люди при необходимости смогут совершить подобные подвиги за свое Отечество.

В 2015 году в интервью «Российской газете» продюсер Антон Юдинцев отметил: «Мы снимаем фильм о подвиге русского солдата. Ноябрь 1941 года ‒ это когда мы все еще отступаем, буквально еще чуть-чуть и будет перелом, фронт покатится на запад. Но пока невероятно тяжело... Если бы не Панфиловская дивизия, которая сдерживала наступление немцев, не бежала, а стратегически с боями отступала, заставляя немецкую армию продвигаться с опаской, Битва под Москвой вряд ли закончилась первым поражением фашистов во Второй мировой войне. Фильм про героизм, мужество, умение, разум и точный расчет. Это история подвига солдата, обобщенная. И "28 панфиловцев» ‒ это обобщенный образ» [1, с. 9].

Срыв операции «Тайфун» по захвату Москвы, которая началась 2-го октября 1941 года, показал несостоятельность молниеносного блицкрига Вермахта. Гитлер полагал, что, если сердце России ‒ Москва будет отрезана от России, вся страна разрушится.

Для нападения у генерала-фельдмаршала Федора фон Бока, командующего группой армий «Центр», во время наступления на Москву осенью 1941 года в распоряжении были 1 миллион солдат, 1,700 танков, 19,500 артиллерийских орудий и 950 боевых самолетов ‒ 50 % всех немецких солдат в России, 75 % всех танков и 33 % всех самолетов. Чтобы защитить Москву, русские имели около 500,000 солдат, меньше чем 900 танков и чуть более 300 боевых самолетов. Гитлер объяснил своим генералам, что он хотел от них. Начальник Генерального штаба Сухопутных войск Вермахта Франц Гальдер написал в своем дневнике: «Это ‒ непоколебимое решение фюрера стереть с лица земли Москву и Ленинград, чтобы уничтожить население этих городов, которые мы должны были бы накормить в течение зимы. Задача разрушения городов возложена на самолеты» [4].

Катастрофическое поражение советских войск в ходе «Вяземской операции» привело к тому, что путь на Москву был открыт. Советское командование предприняло попытку по укреплению можайской линии обороны, к защите дороги на столицу были привлечены ополченцы и курсанты военных училищ. По мнению А. Исаева: «Командование Западного фронта, и в первую очередь Г. К. Жуков, эффективно использовали развитую дорожную сеть вокруг Москвы для рокировок соединений между разными участками фронта и парирования возникающих кризисов» [6, c. 387–388].

О положении под Москвой в те дни писал в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «Нужно было срочно создать прочную оборону на рубеже Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Калуга. Развить оборону в глубину, создать вторые эшелоны и резервы фронта, чтобы можно было ими маневрировать для укрепления уязвимых участков обороны. Необходимо было организовать наземную и воздушную разведки и твердое управление войсками фронта; наладить материально-техническое обеспечение войск. А главное — развернуть партийно-политическую работу, поднять моральное состояние воинов и укрепить их веру в свои силы, в неизбежность разгрома противника на подступах к Москве» [5, с. 16].

В ходе оборонительного периода — до 4 декабря 1941 года советские войска Западного, Брянского и Калининского фронтов в героических боях остановили наступление немецко-фашистских войск группы армий «Центр» на рубеже южнее Волжского водохранилища в 27 км от Москвы и обескровили противника. Во время контрнаступления 5–6 декабря 1941 года и общего наступления на всем фронте 7–10 января 1942 года, которое продлилось до апреля, войска Западного, Калининского, Брянского и Северо-западного фронтов нанесли поражение фашистам и отбросили их на 100–250 км от Москвы. Так была одержана первая крупная победа над немецко-фашистской армией и разрушен миф о её непобедимости, был окончательно сорван план блицкрига и достигнут решительный поворот событий в пользу Советского Союза, что оказало большое влияние на дальнейший ход войны, моральное состояние и боевой дух советских воинов.

В. В. Ликсо считает, что «первая крупная победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на весь ход Великой Отечественной войны и Второй мировой войны» [7, с. 66].

Первостепенность патриотического воспитания и морально-психологический настрой, направленный на достойное служение Отечеству и своему народу, безусловно, являются определяющим фактором в становлении будущих офицеров-летчиков. Важнейшим аспектом в просветительской деятельности педагогов по привитию курсантам подлинной гражданственности и чувства любви к Родине, способствующим бережному отношению к героическому прошлому страны, является следование традициям педагогики по воспитанию уважения к самоотверженным подвигам советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Советские летчики вместе с воинами всех родов войск самоотверженно, решительно, смело защищали столицу нашей Родины от массированных атак гитлеровцев с воздуха. Одним из ярчайших примеров для современных военных летчиков является подвиг Виктора Талалихина, который первым применил ночной таран вражеского самолета. Преданные Родине, ненавидящие врага всеми силами души, советские летчики проявили себя при защите Москвы воинами-патриотами, бесстрашными, умелыми, стойкими, преодолевающими все смертельные опасности и трудности на пути к поставленным целям. Советские авиаторы были движимы чувством беспредельной, горячей любви к Родине, не знали страха в боях с гитлеровскими захватчиками, показывали высокий профессионализм, проявляли массовый героизм. В боях под Москвой многие советские воины обрели бессмертие: «Особо отличившимся воинам, в том числе 28 воинам 8-й гвардейской стрелковой дивизии, летчикам Е. М. Горбатюку, В. А. Зайцеву, А. Н. Катричу, В. Е. Ковалеву, И. Н. Калабушкину, Н. Г. Лесоноженко, В. В. Талалихину, И. М. Холодову, танкисту В. А. Григорьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Москвы» было награждено более миллиона человек. Великий подвиг защитников Москвы и участников разгрома врага на подступах к столице золотыми буквами вписан в историю борьбы советского народа за свою свободу и независимость» [2, с. 169].

Одним из известных зарубежных документальных исследований исторического значения Битвы за Москву является труд бывшего посла Великобритании в России Родрика Брейтвейта «Moscow 1941: A City and Its People at War» (2006) [10]. Р. Брейтвейт, опираясь на архивные и литературные источники, предпринимает попытку анализа событий в столице по мере приближения немецких войск. Автор описывает судьбы разных людей, процесс создания отрядов гражданской обороны, старается показать отчаянную борьбу русских людей за свою землю, силу национального характера.

По случаю 75 годовщины Битвы за Москву, кроме исторических реставраций, были проведены некоторые другие мероприятия и акции, например, акция «Посади рощу ста слов».

«Московские экологи в ходе акции «Посади рощу ста слов», начатой в честь годовщины победы в Великой Отечественной войне, высадили 75 деревьев в столичных парках в память 75-летия Битвы за Москву, сообщил РИА Новости главный редактор столичного журнала «ЭкоГрад» Игорь Панарин» [3].

Исторические уроки Битвы за Москву продемонстрировали миру, что общество, в котором сильны традиции патриотизма и национального самосознания, а также преобладают высшие ценности и нравственные начала, способно преодолеть любые трудности и победить не только военной силой и техническим превосходством, но и своей сплоченностью, волевыми и нравственно-моральными качествами, стремлением и верой в победу.

Литература:

  1. «28 панфиловцев» ‒ кино будет / текст Е. Новоселова // Российская газета — Федеральный выпуск. ‒ 2015. ‒ 27 июля. ‒ № 6731 (160). ‒ С. 9.
  2. Василевский А. М. Дело всей жизни / А. М. Василевский. — М.: Вече, 2015. — 608 с.
  3. В лесопарках Москвы высадили 75 деревьев в память о Битве за Москву [Электронный ресурс]. Москва, 28 окт. 2016. ‒ РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/moscow/20161028/1480196469.html (дата обращения 28.10.2016).
  4. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939–1942 гг. [Электронный ресурс] ‒ Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968–1971: Том III. От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.06.1941–24.09.1942) / Пер. с нем. И. Глаголева, коммент. полк. К. Черемухина— М.: Воениздат, 1971. Режим доступа: http://militera.lib.ru/db/halder/index.html (дата обращения 3.12.2016.).
  5. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. В 2 т. Т. 2. — М.: Вече, 2015. ‒ 480 с.
  6. Исаев А. В. Котлы 41-го: История ВОВ, которую мы не знали / А. В. Исаев. ‒ М.: Эксмо, 2005. ‒ 400 с.
  7. Ликсо В. В. Великая Oтечественная война / В. В. Ликсо, А. Г. Мерников, А. А. Спектор. — Москва: АСТ, 2014. — 256 с.
  8. Судьба Героя Клочкова из легендарных панфиловцев тесно связана с Пензенской областью [Электронный ресурс]. Вести-Пенза. Выпуск от 2 марта 2015 г. Режим доступа: http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=298823 (дата обращения 27.12.2016.).
  9. Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».
  10. Braithwaite R. Moscow 1941: A City and Its People At War. ‒ London: Profile Books Ltd., 2006. ‒ 399 р.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Великая Отечественная война, Россия, подвиг, советский народ, Советский Союз, боевой дух, военный авиационный вуз, крупная победа, мировая война.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву, военный авиационный вуз, военные летчики, памятные даты

Похожие статьи

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои Сталинградской битвы

В статье дается краткий обзор жизненного пути известных летчиков-истребителей Лидии Литвяк и Алексея Соломатина. Авторы статьи рассматривают их участие в Сталинградской битве и боевые подвиги. Литвяк и Соломатин явили собой пример высокого мужества и...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования на примере национального праздника — Дня народного единства

Патриотическое и морально-нравственное воспитание будущих специалистов важная часть среднего профессионального образования. Будущие молодые специалисты должны знать и важные даты своей страны, которые могут быть морально-нравственные ориентиры их жиз...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической п...

Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы политико-правовых аспектов формирования и развития всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». В данной работе автором раскрывается понятие «Юнармия», определяются главные задачи данно...

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Похожие статьи

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои Сталинградской битвы

В статье дается краткий обзор жизненного пути известных летчиков-истребителей Лидии Литвяк и Алексея Соломатина. Авторы статьи рассматривают их участие в Сталинградской битве и боевые подвиги. Литвяк и Соломатин явили собой пример высокого мужества и...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования на примере национального праздника — Дня народного единства

Патриотическое и морально-нравственное воспитание будущих специалистов важная часть среднего профессионального образования. Будущие молодые специалисты должны знать и важные даты своей страны, которые могут быть морально-нравственные ориентиры их жиз...

Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова

В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Формирование у молодежи патриотического сознания, исторической памяти через изучение истории Великой Отечественной войны

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической п...

Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы политико-правовых аспектов формирования и развития всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». В данной работе автором раскрывается понятие «Юнармия», определяются главные задачи данно...

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Задать вопрос