В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляется в нравственности, обогащается духовно, осмысливает культурно-исторический опыт народа. Основной материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине даёт краеведение.
Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.
Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Он вырабатывался веками. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и желание достойно служить родной стране. Во все времена гражданско-патриотическое воспитание рассматривалось как фактор объединения всего общества, как источник политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. [2]
Наше государство переживает сейчас не лучшие времена. Вот уже год наша страна живёт в условиях санкций, наложенных западными странами. Ухудшилась экономическая ситуация. На нашу страну обрушился шквал лжи, подтасовок, угроз, одёргиваний, освещения нашего прошлого в таких нелицеприятных красках, что становится очевидным — нашими недругами поставлена определённая цель — разделить нашу нацию на 2 группы. Внести сомнения в головы наших соотечественников и, особенно, молодёжи. Ведь единое понимание истории всеми гражданами государства — основа сильного государства. На разъединение нации и рассчитывают отдельные политологи. Наступил тот самый крутой поворот в истории, когда настала пора опять, как в годы Отечественных войн, нашествий орд, стихийных бедствий, объединиться, проникнуться благородными порывами и отстоять честь и достоинство, правду и величие нашей Родины. Доказать всему миру и самим себе любовь к России, к своей родной земле. Показать всем, что мы патриоты Отечества.
Я работаю преподавателем истории в одном учебном заведении 34 года. Возраст моих студентов — 15–17 лет. Причём, в основном это — девушки. Они пришли к нам из разных школ и разных местностей. Большинство из них равнодушно относятся к героическому опыту прошлых поколений, не интересуются русской историей. Проживая рядом с историческими местами, молодые люди не проявляют интереса к прошлому. И моя задача — разбудить этот интерес. Учебное заведение занимает огромное место в их жизни. Они проводят здесь большую часть своего времени на протяжении 2,5 лет. Возраст моих студенток является оптимальным для патриотического воспитания. Дети закончили основную среднюю школу, выбрали профессию. У большинства из них заметно стремление к самообразованию и самовоспитанию, к самостоятельности. Они прогнозирует собственную стратегию жизни, намечают свои жизненные ориентиры. Они пытаются доказать, что они совсем взрослыми и высказывают своё собственное мнение. Иногда их точка зрения уже заметно поражена ржавчиной СМИ. Для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей, резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. В этот период очень важно внимание педагогов, которые способны помочь, направить, подсказать и предостеречь. На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание воспитанию патриотизма. Всегда, и в советские времена, и в лихие 90-е, и, особенно сейчас, старалась следовать словам В. А. Сухомлинского: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя её блага и могущества». В советское время существовали «идеологические опоры», которые помогали и облегчали воспитание советского патриотизма. Сейчас — другие времена. И другие дети. Век информатизации изменил нашу жизнь, усложнил задачи педагога.
В настоящее время моя задача, как преподавателя и куратора группы — возродить интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого всем нам. Заинтересовать обучающихся, обсуждать вопросы спорные, представлять разные точки зрения. Основой для разговора должны быть объективность и честность. Поэтому актуальны, как никогда, слова Добролюбова Н. А.: «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас».
Воспитание патриотизма необходимо вести постоянно: и на уроках, и на внеурочных, внеклассных мероприятиях. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится историко-краеведческому направлению.
Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы студенты смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своих предках, о своей родной земле, надо постоянно включать этот материал в свою работу. И я не устаю это делать, хотя жестко ограничена во времени.
Одной из самых первых тем по истории родного края, которая связана с героизмом и беззаветной любовью калужан к своей стране, является тема «Монголо-татарское вторжение на Русь». Обязательно использую на уроке презентацию и даю студентке подготовить сообщение о Козельске. Этот маленький населённый пункт Калужской области в 1238 году семь недель оказывал сопротивление монголам. Он был сожжён дотла и назван Батыем «Злым городом». Жители города, не сдавшись врагу, проявили «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» [1]
Чувство гордости и огромный интерес вызывает материал, связанный с тем, что Калужская область тесно связана с династией Романовых. С огромным вниманием и уважением слушают материал о том, что Калужская земля является отчим домом 3-ёх цариц великой династии Романовых. Из города Мещовска Калужской области родом первая русская царица, мать всех детей первого царя из Дома Романовых Михаила Федоровича (родоначальница царского рода и бабушка Петра Великого) — Евдокия Лукьяновна Стрешнева и последняя русская царица — Евдокия Фёдоровна Лопухина (первая супруга Петра Великого). Тарусский район — родина второй супруги царя Алексея Михайловича (сына Евдокии Лукьяновны) — Натальи Кирилловны Романовой (урождённой Нарышкиной). Вот уже 2 года провожу классный час, посвящённый этой теме. Обязательно показываю материалы с международной конференции «У истоков Российской государственности. Роль женщины в истории России», на которой присутствовали и наши студенты.
Существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, к малой родине, её героическому прошлому нахожу в теме «Отечественная война 1812 г».. Целый урок посвящаю 2-м событиям: в Тарутино, где была одержана первая победа русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения, укрепившая дух русской армии, и сражению под Малоярославцем, который переходил 8 раз из рук в руки. Оба этих населенных пункта находятся в Калужской области. Сразу находятся студентки, которые живут поблизости от тех мест. Они и организовывают нам заочную экскурсию по музеям этих городков. Не остаются равнодушными девушки к сообщениям о том, как героически вели себя калужане в трудные годы войны, как сам Кутузов вёл переписку с городским главой города Калуги И. В. Торубаевым, который пожертвовал свой огромный двухэтажный дом под лазарет и был награждён в декабре 1812 года золотой медалью «За усердие». Причастность города и его жителей к таким значимым событиям нашей истории позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Разговор по теме «Отечественная война 1812 г». обязательно продолжаю и во внеурочной работе. Например, провожу внеклассное мероприятие «Вспомним, братцы, россов славу И пойдём врагов разить!…», викторину «Немного таких городов в Московском государстве…»
Уроки по теме Великая Отечественная война дают самый ценный материал для патриотического воспитания. Но этих уроков так мало! На что я обращаю внимание на уроках по теме «Великая Отечественная война»? Во-первых, Маршал Победы Г. К. Жуков — наш земляк. Во-вторых, на территории Калужской области прошли решающие сражения Великой Отечественной войны: Московская и Курская битвы, Смоленская наступательная операция «Суворов». Стараюсь рассказать о героизме Алексея Шумавцова, о подвиге скромной учительницы Веры Андриановой, о героизме Михаила Гурьянова — наших земляках. В этом учебном году провела также серию классных часов, посвящённых Великой Победе. Это следующие мероприятия: «Калужский край в годы Великой Отечественной войны», литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Поднимала война народная в битву юношей и отцов…», «Памятные места в г. Калуге, связанные с Великой Отечественной войной», «Улицы Героев Великой Отечественной войны в г. Калуге».
Эффективным методом решения проблемы патриотического воспитания является сбор материал о родословной своей семьи, сбор материала об участии родственников студенток в Великой Отечественной войне, изучение истории родного маленького городка или посёлка, нашего областного центра, истории установления памятников героям войн. Это работа способствует проявлению самостоятельности, активности, инициативы, творчества, ответственности студенток и более глубокому познанию истории.
Экскурсия — показ достопримечательных мест, памятников прошлого и культуры. Она является сильнейшим образовательным и воспитательным средством. Воспитательные возможности экскурсий определяются тематикой. [3] Я предпочитаю водить студентов на исторические и военно-исторические экскурсии. По плану воспитательной работы я планирую каждый год посещение наших городских музеев: Краеведческого, Художественного, Музея истории космонавтики. С огромным желанием посещаем Государственный музей Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, расположенный в городе Жуков Калужской области. Эти экскурсии знакомят студенток с историческими фактами и культурой родного края, развивают эстетические чувства, расширяют их кругозор, прививают любовь к Родине.
Мои уроки и внеклассные мероприятия по краеведению призваны прививать представителям молодого поколения базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальную солидарность, стремление к истине.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Закончится и этот трудный период. Главное не забывать, что своеобразным фундаментом величия нашей Родины является патриотизм и не забывать культивировать его.
Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.
Литература:
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
2. Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. Г.Волгоград, 129 -20 нояб. 1998г. — Волгоград: Перемена, 1999.
3. Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.