Статья посвящена анализу гражданских и патриотических ценностей и ориентаций российского поколения бейби-бумеров (годы рождения — 1944-1963). Дана характеристика особенностям формирования гражданственности и патриотизма у представителей данной генерации. На основе анализа результатов эмпирических исследований сделан вывод о гражданской идентичности и патриотизме данной возрастной когорты на современном этапе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-33-00057-ОГН.
Ключевые слова: теория поколений, бейби-бумеры, гражданская идентичность, патриотизм.
Анализ гражданской идентичности и патриотизма у представителей различных поколений в России — актуальная тема, которой посвящены многие научные работы последних лет [1, 2, 3]. В фокусе, чаще всего, оказывается молодое поколение, которое, главным образом, рассматривается как объект гражданского и патриотического воспитания. Старшие поколения — активные участники общественных отношений, одни из главных акторов процесса межпоколенческой преемственности. Именно поэтому анализ их гражданских и патриотических ценностей и ориентаций представляется актуальным.
Теория поколений Н. Хоува и В Штрауса позволяет определить поколения как совокупность людей, социализация которых происходила под влиянием конкретных исторических событий, в результате чего были сформированы близкие для данной генерации ценности и ориентации [4]. Основные положения данной концепции послужили теоретико-методологической основой для исследования поколений в разных странах, анализа их ценностей, потребительских поколений, профессиональных ориентаций и других индикаторов [5, 6, 7, 8]. Е. Шамис, используя основные положения концепции американских ученых, в результате множества количественных и качественных исследований выделила основные современные российские поколения и охарактеризовала их черты.
В рамках данной статьи будет рассмотрено поколение бейби-бумеров (ВВ). Согласно выводам Е. Шамис, бейби-бумеры родились в период 1944-1963. Процесс их социализации совпал со следующими историческими событиями: окончание Великой Отечественной войны, советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции, создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах, гарантированность медицинского обслуживания, Карибский кризис [9].
В процессе формирования гражданских и патриотических ценностей молодых бейби-бумеров ведущая роль отводилась комсомолу. В качестве идейно-политического наставника, эта организация была проводником политики партии, идеологической основой которой был этатистский патриотизм. Главная функция — воспитание «советского человека» и контроль за процессом преемственности коммунистических идеалов и ценностей, без возможности плюрализма и поляризации политических мнений, с целью достижения духовного единства («советский народ») и стабильности политического режима.
Такой безальтернативный подход воспитания гражданственности и патриотизма был довольно результативным. Исследования, проведенные на рубеже 1980-1990-х годов, свидетельствуют о наличии такой идентичности как «советский человек». Такой тип самоотождествления имеет конкретные характеристики — как нормативные (эгалитаризм, государственно-патерналистская ориентация, представление о собственной и национальной исключительности), так и поведенческие (деиндивидуализированность, массовидность, противопоставление всему своеобразному и элитарному, примитивность по запросам (уровень выживания), легкая управляемость) [10]. Согласно результатам опросов 1993-1996 гг. 57 % поколения ВВ хотели бы возврата в СССР, 28 % не хотели бы, 15 % — не знают [11, с. 95.]. По данным ВЦИОМ, в 2005 году 14,55 % беби-бумеров на вопрос «Кто я такой?» ответили «советский человек» [12].
Согласно Переписи населения 2010 года, бейби-бумеры — второе по численности поколение в России (28 %). В 2018 году поколение ВВ — это люди в возрасте от 55 до 74 лет.
В данной статье будут представлены результаты социологического исследования, проведенного в Астраханской области. Основные показатели этого региона (гендерный, демографический, конфессиональный, этнический состав, социально-политические ориентации) схожи с общероссийскими.
На вопрос «Кем Вы ощущаете себя в первую очередь?» 54,1 % бейби-бумеров ответили «Я — россиянин», 17,4 % — «Я — астраханец», 15,8 % — «Я — представитель своего этноса». Доминирование общегражданского компонента в структуре гражданской идентичности — позитивный показатель в свете актуального вопроса консолидации населения страны и стабильного процесса трансляции ценностей, идеалов и норм между поколениями.
На вопрос «Что Вы считаете наиболее важным для сохранения стабильности в стране?» каждый третий бейби-бумер выбрал вариант «обеспечение порядка», 27,6 % — «сильная власть», 17,9 % — «демократические свободы», 15,9 % — «свобода личности». Им больше близки консервативные, просоветские ценности, чем либеральные.
Распределение на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» было следующим: «да» — 79,7 %, «нет» — 8,8 %, «затрудняюсь ответить» — 11,5 %. 84 % бейби-бумеров хотели бы жить в России, 4,6 % — в другой стране, 11,4 % — затруднились ответить. У 81,5 % представителей поколения ВВ патриотизм ассоциируется с Россией, у 10,1 % — с родным регионом, городом, у 8,4 % — с культурой, традициями и языком своего народа.
Согласно полученным результатам, патриотические идентичности превалируют над гражданскими. Если рассматривать патриотизм как структурный компонент гражданской идентичности, то роль патриотических ценностей и ориентаций становится ведущей в процессе самоотождествления населения с гражданской общностью.
Для 37,4 % респондентов быть патриотом значит любить свою страну, для 20,2 % — защищать ее от любых нападок и обвинений, 15,2 % — стремиться к изменению положения дел в своей стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее, 14,8 % — работать, действовать во благо, для процветания своей страны.
84,7 % бейби-бумеров считают, что Россия — великая держава. Под основными показателями этого статуса подразумеваются экономический и промышленный потенциал страны (18,3 %), высокое благосостояние граждан (17,3 %), военная мощь, наличие ракетно-ядерного оружия (16,7 %), великая культура, наука, искусство (15,7 %), уважение других стран и авторитет в мире (13,0 %).
По мнению представителей генерации ВВ патриотом не может быть человек, который старается избежать службы в армии (70,1 %), не знает историю своей страны (62,9 %), уезжает жить и работать за границу (62,5 %), не ходит на выборы (57 %).
На вопрос «Реализуете ли Вы свои гражданские права?» 79,4 % ответили «да, я участвую в голосовании на выборах». Другие варианты ответов: «нет» — 10,3 %, «да, я участвую в управлении домом» — 8,8 %, «да, я состою в политической партии» — 0,5 %. Деятельностный компонент гражданской идентичность для большинства представителей генерации ВВ проявляется в электоральном участии.
32,2 % бейби-бумеров участвуют в голосовании на выборах, так как считают, что это их гражданский долг. 26,5 % — потому что им небезразлично будущее страны. Следует отметить, что такое отождествление гражданского участия с электоральным поведением характерно для населения в целом.
Таким образом, формирование гражданственности и патриотизма бейби-бумеров проходило в условиях несуществующего на сегодняшний момент государства СССР, в рамках жесткой идеологической доктрины воспитания и контроля. Ценности «советского человека», интериоризированные представителями поколения ВВ еще в период первичной социализации, актуальны для них и сегодня. Патриотизм как структурный элемент гражданской идентичности, так высоко востребованный данной возрастной когортой, может стать стержневой основой для формирования и развития общегражданского элемента в структуре «Я-идентичностей» и «Мы-идентичностей». Следовательно, стать базой для стабильного процесса межпоколенного взаимодействия, транслирования гражданских ценностей, норм и идеалов, солидарности и консолидации населения страны.
Литература:
1. Магранов, А. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации / А. С. Магранов, Л. С. Деточенко // Социологические исследования. — 2018. — № 8. — С. 108-116.
2. Шиндряева, И. В. Динамика патриотических экспектаций в иерархии ценностей трех поколений россиян (опыт социологического исследования) / И. В. Шиндряева //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. -– 2015. — № . 2. — С. 62-67.
3. Дьякова, В. В. Ценностный компонент гражданской идентичности современных российских поколений (на примере Астраханской области) / В. В. Дьякова // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — № 1. — С. 139-141.
4. Howe, N. Generations: The History of Americas Future. 1584 to 2069. / N. Howe, W. Strauss– N.Y., 1991. — 544 p.
5. Egri, C. P. Generation cohorts and personal values: A comparison of China and the United States / C. P. Egri, D. A. Ralston // Organization Science. — 2004. — Т. 15. — № . 2. — P. 210-220.
6. McCrindle, M. The ABC of XYZ: Understanding the global generations / M. McCrindle, E. Wolfinger. — NSW.: UNSW Press, 2009. — 208 p.
7. Levickaite, R. Generations X, Y, Z: How social networks form the concept of the world without borders (the case of Lithuania) / R. Levickaite // LIMES: Cultural Regionalistics. — 2010. — Т. 3. — № . 2. — P. 170-183.
8. Guillot-Soulez, C. On the heterogeneity of Generation Y job preferences / C. Guillot-Soulez, S. Soulez // Employee Relations. — 2014. — Т. 36. — № . 4. — P. 319-332.
9. Шамис, Е. Теория поколений. Стратегия Бейби-Бумеров. / Е. Шамис, Е. Никонов. — М.: Изд-во «Университет Синергия», 2017. — 255 с.
10. Ковалева, А. И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. — М.: Институт молодежи, 1996. — 224 с.
11. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические исследования. — 1998. — № 5. — С. 90-98.
12. База данных «Архивариус» ВЦИОМ. Данные опроса 2005 года. — URL: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=43&q_id=3673&date=18.11.2005 (дата обращения: 14.12.2018).