Опыт создания ментальных карт на уроках литературы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 21.02.2018

Статья просмотрена: 3024 раза

Библиографическое описание:

Пахтусова, А. А. Опыт создания ментальных карт на уроках литературы / А. А. Пахтусова, А. Н. Прель, М. В. Погорелова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1118/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

1.                  Организация, на базе которой шла работа над проектом

Проект «Опыт создания ментальных карт на уроках литературы» создан на базе ГБОУ г. Москва «Школа № 152». Здесь проводились

–                    занятия в рамках проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время,

–                    консультации для участников проекта и обучающихся 11б класса,

–                    мастер-классы для учащихся 5в и 7а классов.

2.                  Команда проекта

 

ФИО

ОУ, класс/

организация, должность

Функция в проекте

Задачи в проекте

Погорелова

Марина Валерьевна

Учитель литературы ГБОУ Школа № 152

Научный руководитель

Организация работы проектной команды;

научное сопровождение

Пахтусова Александра

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Разработчик интеллект-карт, дизайнер

Разработка интеллект-карт

Прель Анастасия

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Литературовед, разработчик презентации

Составление описания проекта, подготовка презентации

 

3.                  Формулировка проблемы, обоснование актуальности проекта.

Сегодня на человека обрушивается поток информации.

–                    Было подсчитано, что выпуски Нью Йорк Таймс за одну неделю содержат больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.

–                    90 % данных о мире были сформированы за последние два года.

–                    В 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые сто лет. В 1950 — каждые 25 лет. В 2014 году — каждые13 месяцев. К 2020 году знания человека предположительно будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов.

Как справиться с этим потоком? Как современному школьнику научиться обрабатывать большие объемы информации и развивать академическую карьеру, несмотря на трудности в учебе, нежелание запоминать? Как организовывать смысловое чтение, чтобы улучшить результаты тестов, развить критическое мышление? В условиях, когда поколение учащихся не испытывает радости от процесса добывания знаний, необходимо найти такие инструменты, которые помогали бы учиться более эффективно, раскрывать творческий потенциал и добиваться успеха. Актуальность нашей работы мы увидели в освоении инструмента, способного структурировать огромное количество полученной информации.

В поисках разработки решения обозначенной проблемы мы мы обратились к материалам сайта «TexTerra — агентство интернет-маркетинга» https://texterra.ru/, познакомились с программами для создания интеллект-карт (MindMeister, MindMup, XMind, MingManager — их существует более 15). Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум». Майндмэппинг — это схематическое изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления или наиважнейшего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе. Интеллект-карты имеют много названий: ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта. Карта отдаленно напоминает дерево, или паука, или осьминога — что-то такое, у чего есть центр и ответвления. В центре — основная идея. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.

Мы поняли, что ментальные карты — это мощные инструменты, которые помогают нашему мозгу понимать и запоминать понятия, информацию, делать меньше заметок, минимально пересматривать их и все равно запоминать больше фактов, чем с обычными заметками. Так как в ментальных картах в основном используются ключевые слова, изображения и короткие фразы, это помогает записывать мысли намного быстрее обычного. Свободный поток идей может помочь при написании творческих заданий, при создании проекта, научной статьи.

Нам осталось выбрать удобную для работы программу и создать проектный продукт на основе полученных знаний.

4.                  Развернутая формулировка цели и задач, решение которых поможет эту цель достичь.

Основная цель работы — создать ментальные карты для использования их на уроках литературы как в ходе изучения художественных произведений, так и при подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.                Освоение методики работы с программой «XMind»;
  2.                Разработка интеллект-карты «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта»...;
  3.                Отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.                Построение интеллект-карт по основным проблемам, предлагаемым на ЕГЭ;
  5.                Внедрение ментальных карт в школьную практику.

5.                  Определение критериев результативности.

На стадии замысла мы планировали судить об успешности результата по следующим критериям:

–                    осведомленность участников работы во всех областях проекта, в том числе в области вмененных функциональных обязанностей в зависимости от способностей и возможностей;

–                    содержание и композиция созданных интеллект-карт способствует расширению кругозора обучающихся.

6.                  План выполнения проекта был стандартным:

 

Этап работы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Обсуждение различных тем проекта и выбор

самой актуальной (сентябрь)

2

Обсуждение цели, задач и гипотезы проекта

Обсуждение цели и задач, направленных на

выполнение проекта (сентябрь)

3

Изучение источников

Знакомство с критической и научно-популярной

литературой, Интернет-источниками

(сентябрь-октябрь)

4

Подбор и освоение методов исследования

Наблюдение; анализ изученных материалов; сравнение различных точек зрения, концепций, трактовок; моделирование и построение (сентябрь-октябрь)

5

Выполнение практической части проекта

Составление плана мероприятий и выполнение их в соответствии с этим планом (октябрь-ноябрь)

6

Обработка результатов и их обсуждение

Оценка результативности выполненной работы (декабрь)

7

Оформление работы

Оформление пояснительной записки и создание (декабрь)

8

Разработка стратегии

развития проекта

Составление плана развития проекта в соответствии с полученными результатами (январь)

 

7.                  Подробное описание решения. Реализация плана, корректировка

Отправной точкой в работе над проектом стал возникший после летнего отдыха интерес к личности и творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка. Некоторые даты привлекли наше внимание. Поэт родился в 1898 году. Летом 1928 года он опубликовал «Цыганское романсеро» — самое успешное произведение, которое ему самому нравилось больше всего и которое очень быстро принесло ему оглушительную славу. Так что 2018 год дважды юбилейный: 120 лет со дня рождения писателя и 90 — его знаменитой книги. Кроме того, в 2017 году Испания неоднократно была в поле зрения мировой общественности в связи с вопросами политического самоопределения. И творчество поэта показалось нам интересным для того, чтобы лучше понять суть испанцев, причины их настоятельных требований. Ведь Федерико Гарсиа Лорка рожден духом и судьбой Испании, её страстью и кровью, её обычаями, музыкой, верой в будущее. «Эта верность стихии своего народа и его лучшим глашатаям дает опору бессмертию Федерико Гарсиа Лорки… — вспоминал современник и друг поэта Хуан Маринельо. — Как всякий классик, он выходит за рамки своего времени, он составляет эпоху и её детище. Эта сама традиция и сама история, идущая вперёд. Именно поэтому его новизна поражает, но не раздражает, и его непривычный голос воспринимается как смелое новшество, к которому мы все в какой-то мере причастны!»

В ходе знакомства с личностью и творчеством поэта мы увидели, что один из самых известных поэтических циклов Лорки «Цыганское романсеро» неоднократно становился объектом литературоведческих и лингвистических исследований: досконально изучены стиховые структуры этой книги, исследованы приемы их воспроизведения в традиции русского поэтического перевода. От нас не требовалось сказать новое слово в филологии — это блестяще сделали ученые. Мы хотели структурировать большой объем добытого материала, чтобы его легче было осмыслить и применить. Так была создана наша первая интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

Рис. 1. Интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

 

Мы убедились, что карты мыслей отображают иерархию и отношения между отдельными темами и дают возможность увидеть общую картину. И решили пойти дальше — создать ментальные карты по художественным произведениям, изучаемым на уроках литературы, которые оказываются востребованными при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Были разработаны и созданы карты по произведениям М. Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор». В данный момент команда проекта работает над разработкой новых карт.

Рис. 2. Интеллект-карта «Остап и Андрий. Сравнительная характеристика»

 

Рис. 3. Интеллект-карта «Романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

 

Наша проектная деятельность опирается на комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как

–                    метод анализа и обработки полученных данных,

–                    сопоставительный и компонентный анализ,

–                    метод моделирования,

–                    опрос информантов.

В работе было использовано следующее оборудование:

 

Название

Назначение

Кем предоставлено

Условия предназначения

Компьютер

Для знакомства с информацией и ее обработки

школа

Использование в учебном процессе

Мультимедийный проектор

Для трансляции результатов

школа

Использование в учебном процессе

 

8.                  Оценка эффективности проекта осуществлялась на основании анкетирования, проведенного среди обучающихся, и отзывов педагогов школы.

Транслируя приобретенный опыт, мы провели мастер-класс для учащихся 5 «В» и 7 «А» класса, во время которого познакомили ребят с сайтом «TexTerra — агентство интернет-маркетинга», рассказали о возможностях программы XMind и работе с ней, показали удобство использования. О заинтересованности пятиклассников в предложенном контенте мы узнали из ответов на вопросы, заданные в ходе анкетирования:

  1.                Пользовались ли вы этой программой раньше?

–                    Нет — 100 %;

–                    да — 0 %.

  1.                Что вам показалось наиболее интересным?

–                    Возможности дизайна — 25 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 35 %;

–                    простота в использовании — 40 %.

3. Для чего вы можете создавать собственные интеллект-карты?

–                    Для подготовки к докладам, сообщениям — 30 %;

–                    для создания проектов — 20 %;

–                    для организации дня — 5 %;

–                    для подготовки к тестам, контрольным работа — 35 %;

–                    для подготовки к сочинениям — 10 %.

Также мы предложили разработанные нами ментальные карты выпускникам 2017–18 года для подготовки к итоговому сочинению. Наше предложение оказалось востребованным, о чем говорят устные отзывы одиннадцатиклассников и их ответы на вопросы анкеты:

  1.                Использовали ли вы при подготовке к итоговому сочинению материалы нашего проекта?

–                    Да — 75 %;

–                    нет — 25 %.

  1.                Пригодятся ли вам ментальные карты для подготовки к ЕГЭ?

–                    Да — 85 %;

–                    нет — 10 %;

–                    Затрудняюсь ответить — 5 %.

  1.                Что вас привлекло в интеллект-картах?

–                    Возможности дизайна — 15 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 55 % %;

–                    простота в использовании — 30 %.

Учителя, познакомившиеся с результатами нашего проекта, давали положительную оценку и говорили о широких возможностях ментальных карт в осуществлении метапредметных связей, а также для построения интересных уроков в МЭШ.

9.                  Оценка полученного в ходе работы результата и перспективы дальнейшей работы над проектом.

Результатом работы считаем реализацию поставленных задач:

  1.               Освоили методику работы с программой «Xmind»;
  2.               Разработали интеллект-карту «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта...;
  3.               Осуществили отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.               Создали несколько интеллект-карт по проблемам, актуальным на итоговом сочинении и ЕГЭ по русскому языку;
  5.               Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.

Практическая ценность проектной работы состоит в выявлении оптимальных приемов обработки и структурирования больших информационных потоков. Ментальные карты помогают эффективно осваивать объемные темы школьной программы и структурировать материал, облегчают запоминание при подготовке к контрольным работам и Государственной итоговой аттестации. Ментальные карты повышают читательскую грамотность, так как способствуют организации смыслового чтения и развитию критического мышления. Обучающийся, освоивший майндмэппинг, будет иметь преимущества на рынке труда по сравнению со сверстниками, заблудившимися в необъятном информационном поле. Учитель, построивший урок для МЭШ с использованием Mindmap, поможет не только своим ученикам, но и коллегам.

Дальнейшие шаги по работе над проектом

  1.                Создание интеллектуальных карт по программным темам курса “Литература 8–9 класс”;
  2.                создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например, Правописание НЕ с различными частями речи, Правописание Н-Н в суффиксах различных частей речи;)
  3.                Подготовка материалов для МЭШ;
  4.                Подготовка и проведение литературного вечера по творчеству Федерико Гарсиа Лорки с использованием майндмеппинга.

 

Литература:

 

  1.                Сайт https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html (выбор программ, создание и объяснение значимости интеллект — карт)
  2.                Федерико Гарсиа Лорка “Цыганское романсеро” — сборник стихов
  3.                Л. С. Осповат. Статья «Гарсиа Лорка» — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. Тираж 115 000 экз. (Жизнь замечательных людей. Вып. 16 (410).).
  4.                Сайт http://www.garcia-lorca.ru/
  5.                М. Ю. Лермонтов «Мцыри» — Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.
  6.                Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — М., Детская литература, 2017. Серия «Школьная библиотека»
Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, проект, урок литературы, Подготовка, работа, Государственная итоговая аттестация, критическое мышление, проектная деятельность, простая форма, смысловое чтение.


Задать вопрос