Театр кукол: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.09.2017

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Куличкина, А. П. Театр кукол: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» / А. П. Куличкина, А. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3.2 (12.2). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/963/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Дети в современном мире потребляют готовый продукт современных технологий, все больше времени проводя перед компьютером, чем наносят большой урон не только своему здоровью, но и развитию в целом. Альтернативой компьютерным играм и восприятию мира через экраны телевизоров может стать театр кукол, который может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Цель исследования: Создание театра кукол по сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».

Задачи: изучить историю театра кукол; выявить персонажей сказки; ознакомиться с различными технологиями создания кукол; сделать эскизы героев сказки; изготовить куклы персонажей, используя подручные материалы; отрепетировать и показать кукольный спектакль.

Объект исследования: театр кукол как один из методов воспитания детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Предмет исследования: алгоритм создания кукольного спектакля по мотивам якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках якутской литературы, культуры, на занятиях ДОУ. Театр кукол существует давно. Древние народы верили, что на земле, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. На протяжении тысяч лет во всех странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний.

Театр кукол – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами кукловодами, обычно скрытой от зрителя ширмой. Театры кукол различаются устройством кукол и системой их управления (куклы-марионетки, пальчиковые, перчаточные, тростевые и др.)

 Куклы – марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.

Пальчиковые куклы – те, которые надеваются на палец. Если кукла надевается на руку, как варежка, это уже кукла-перчатка.

Тростевые куклы – больше перчаточных. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня – "гапита". К рукам куклы прикреплены трости – палочки, которыми двигает кукловод.

Сказки – это увлекательная страна чудес, которая учит нас и любого человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и в свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелости. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Сказки – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребёнка. Мы выбрали якутскую народную сказку «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин». В сказке описывается быт, традиционные занятия, семейные обряды народа саха. Основная мысль сказки: предназначение человека в этом мире, жизнь в гармонии с природой. Отношение героев сказки к себе, к окружающему миру – любовь, доброта, восхищение прекрасным, доверие, осознание своей вины, умение прощать являются хорошим примером для подражания. Также действия, происходящие в сказке, помогают формировать культуру поведения: учат детей быть внимательными, добрыми, почтительно относиться к родителям. Еще одной привлекательной стороной данной сказки является волшебство – перевоплощение героев, говорящий конь. Также присутствуют символы: цветок – красота, процветание; звуки колокольчика – чистота; звуки ножниц – рождение девочки; шкура медведя – опасность, шкуры соболя и рыси – богатство и благополучие. Таким образом, сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказки.

Персонажи сказки: Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин; Бэрдьигэс от; Кэрэ Кыыс; Хаардьыт Бэргэн; Хайҕамсык Хара Хаан тойон; Чоочугур Чуоҕур маҥан ат; Абааһы кыыһа.

Технология изготовления кукол. Для этого необходимы: ткань (можно использовать старые вещи), нитки, иголки и немного фантазии.

1. Нарисовать эскизы персонажей.

2. Приложить свою ладонь на бумагу и обвести ее;

3. Полученную выкройку перенести на ткань (2 штуки);

4. Детали необходимо сшить;

5. Костюм куклы можно по желанию украсить аппликацией;

6. Головы кукол склеить из папье-маше.

Для этого нужно развести клейстер (добавить в муку немного теплой воды и размешать до получения однородной массы). Порвать на маленькие кусочки бумагу, и смачивая кусочки бумаги в клейстере обклеить специально заготовленную фигуру головы из пластилина. После того как клейстер высохнет, пластилин нужно убрать, а полученную заготовку раскрасить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Театр кукол имеет богатую историю, за все время существования он помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, является одним из самых эффективных методов воспитания и формирования личности ребенка. 2. Существует множество технологий изготовления кукол, которые можно использовать на практике. 3. В ходе работы выявлено семь основных персонажей сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», по ним сделаны эскизы. 4. Изготовление кукол персонажей и их использование развивает у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, способствует развитию общительности, развивает моторику рук и пальцев, двигательную активность. 5. У зрителей театра кукол развивается эмоциональная отзывчивость, способность различать «добро» и «зло», воспитывается чувство любви к человеку и окружающему миру, порядочность, сопереживание, сочувствие.

 

Литература:

 

  1.                Саха литературата / Филиппова Н.И.-Дьокуускай, 1999
  2.                Саха остуоруйалара/ Г.У.Эргис ред.-Дьокуускай: Бичик, 1996.
  3.                Куклы. Энциклопедический словарь/под ред. Б.Голдовского. – М., 2004
  4.                Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001
Основные термины (генерируются автоматически): театр кукол, сказка, воспитательное средство, кукольный спектакль, якутская народная сказка, народная практика воспитания, персонаж сказки, течение столетий, формирование личности ребенка, окружающий мир.


Задать вопрос