Дети в современном мире потребляют готовый продукт современных технологий, все больше времени проводя перед компьютером, чем наносят большой урон не только своему здоровью, но и развитию в целом. Альтернативой компьютерным играм и восприятию мира через экраны телевизоров может стать театр кукол, который может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Цель исследования: Создание театра кукол по сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».
Задачи: изучить историю театра кукол; выявить персонажей сказки; ознакомиться с различными технологиями создания кукол; сделать эскизы героев сказки; изготовить куклы персонажей, используя подручные материалы; отрепетировать и показать кукольный спектакль.
Объект исследования: театр кукол как один из методов воспитания детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Предмет исследования: алгоритм создания кукольного спектакля по мотивам якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках якутской литературы, культуры, на занятиях ДОУ. Театр кукол существует давно. Древние народы верили, что на земле, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. На протяжении тысяч лет во всех странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний.
Театр кукол – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами кукловодами, обычно скрытой от зрителя ширмой. Театры кукол различаются устройством кукол и системой их управления (куклы-марионетки, пальчиковые, перчаточные, тростевые и др.)
Куклы – марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.
Пальчиковые куклы – те, которые надеваются на палец. Если кукла надевается на руку, как варежка, это уже кукла-перчатка.
Тростевые куклы – больше перчаточных. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня – "гапита". К рукам куклы прикреплены трости – палочки, которыми двигает кукловод.
Сказки – это увлекательная страна чудес, которая учит нас и любого человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и в свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелости. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
Сказки – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребёнка. Мы выбрали якутскую народную сказку «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин». В сказке описывается быт, традиционные занятия, семейные обряды народа саха. Основная мысль сказки: предназначение человека в этом мире, жизнь в гармонии с природой. Отношение героев сказки к себе, к окружающему миру – любовь, доброта, восхищение прекрасным, доверие, осознание своей вины, умение прощать являются хорошим примером для подражания. Также действия, происходящие в сказке, помогают формировать культуру поведения: учат детей быть внимательными, добрыми, почтительно относиться к родителям. Еще одной привлекательной стороной данной сказки является волшебство – перевоплощение героев, говорящий конь. Также присутствуют символы: цветок – красота, процветание; звуки колокольчика – чистота; звуки ножниц – рождение девочки; шкура медведя – опасность, шкуры соболя и рыси – богатство и благополучие. Таким образом, сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» – это важное воспитательное средство, в течение столетий, выработанное и проверенное народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказки.
Персонажи сказки: Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин; Бэрдьигэс от; Кэрэ Кыыс; Хаардьыт Бэргэн; Хайҕамсык Хара Хаан тойон; Чоочугур Чуоҕур маҥан ат; Абааһы кыыһа.
Технология изготовления кукол. Для этого необходимы: ткань (можно использовать старые вещи), нитки, иголки и немного фантазии.
1. Нарисовать эскизы персонажей.
2. Приложить свою ладонь на бумагу и обвести ее;
3. Полученную выкройку перенести на ткань (2 штуки);
4. Детали необходимо сшить;
5. Костюм куклы можно по желанию украсить аппликацией;
6. Головы кукол склеить из папье-маше.
Для этого нужно развести клейстер (добавить в муку немного теплой воды и размешать до получения однородной массы). Порвать на маленькие кусочки бумагу, и смачивая кусочки бумаги в клейстере обклеить специально заготовленную фигуру головы из пластилина. После того как клейстер высохнет, пластилин нужно убрать, а полученную заготовку раскрасить.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Театр кукол имеет богатую историю, за все время существования он помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, является одним из самых эффективных методов воспитания и формирования личности ребенка. 2. Существует множество технологий изготовления кукол, которые можно использовать на практике. 3. В ходе работы выявлено семь основных персонажей сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», по ним сделаны эскизы. 4. Изготовление кукол персонажей и их использование развивает у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, способствует развитию общительности, развивает моторику рук и пальцев, двигательную активность. 5. У зрителей театра кукол развивается эмоциональная отзывчивость, способность различать «добро» и «зло», воспитывается чувство любви к человеку и окружающему миру, порядочность, сопереживание, сочувствие.
Литература:
- Саха литературата / Филиппова Н.И.-Дьокуускай, 1999
- Саха остуоруйалара/ Г.У.Эргис ред.-Дьокуускай: Бичик, 1996.
- Куклы. Энциклопедический словарь/под ред. Б.Голдовского. – М., 2004
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001