Внедрение информационных технологий в деятельность судов | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (5) май 2018 г.

Дата публикации: 09.04.2018

Статья просмотрена: 6833 раза

Библиографическое описание:

Фролов, А. О. Внедрение информационных технологий в деятельность судов / А. О. Фролов, С. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3284/ (дата обращения: 16.12.2024).



Информатизация общества, внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности естественным образом никак не могли обойти стороной и область урегулирования отношений между людьми. Законодательная деятельность является ключевым и одним из наиболее значимых, по своим социальным последствиям, видов деятельности Российского государства.

Сеть Интернет, развивающаяся чрезвычайно быстрыми темпами практически во всех государствах, включая Россию, кардинально изменила устоявшиеся представления о видах и способах общения, в том числе и информационного обмена в современном обществе.

Российская Федерация, являющаяся территориально самой большой страной в мире, использует уникальный технологический шанс качественной интеграции всех регионов на основе построения информационного общества и электронного государства.

Интересным будет проследить этапы становления электронного правосудия в нашей стране с точки зрения его информационно-правового обеспечения.

Первым вестником в этой сфере, в нашей стране можно считать Федеральный закон 1995 года «Об информации, информатизации изащите информации».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Следующим значительным шагом с точки зрения развития рассматриваемого процесса является принятие Федерального закона «Об информации, информационных технологиях ио защите информации» в 2006 году, который регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

Федеральный закон «О персональных данных», принятый в то же время, регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти.

Внедрение цифровых систем в судебную систему требовало разработки правовой базы. В 2008 году был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа кинформации одеятельности судов вРоссийской Федерации», которым были установлены основные принципы и способы обеспечения к судебной информации, определены формы ее представления. Закон определил принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, среди которых являются открытость, доступность, достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Также Закон определяет способы доступа к судебной информации: присутствие в открытом судебном заседании, обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в СМИ; размещение информации в сети Интернет; размещение информации в помещениях судов; предоставление информации по запросу; ознакомление с архивной информацией.

С целью создания единообразного применения данного закона судебными органами были изданы подзаконные нормативные правовые акты, уточняющие и конкретизирующие порядок внедрения элементов электронного правосудия в деятельность судебной власти в Российской Федерации. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2009 № 71 «Об утверждении Регламента размещения информации одеятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации всети Интернет» стал первым таким актом.

Положения регламента определяют условия создания (обновления), подготовки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Помимо общих сведений, касающихся обмена информацией в электронном виде между судебными органами и гражданами, регламент определяет характер предоставляемой информации, сроки ее размещения на официальных сайтах судов, а также устанавливает субъектов, ответственных за предоставление информации.

В целях определения порядка взаимодействия управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий для мировых судей, способствующих осуществлению работы по размещению информации о деятельности мировых судей в случае, если мировой судья не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» Судебным департаментом при Верховном Суде РФ был издан приказ о «Об утверждении Временного регламента размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Важно отметить, что данный правовой акт, закрепил значимость электронного правосудия в реализации конституционных положений таких как: право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), право каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации). Пунктом 1.6 Положения подтверждено, что официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

В рамках совершенствования судебной системы и в целях расширения применения информационно-коммуникационных технологий в деятельность судов общей юрисдикции, укрепления самостоятельности и независимости судей в июне 2011 года принят Федеральный закон «О внесении изменений встатью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истатью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Законом были расширены процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования информационных систем. Таким образом, было введено автоматизированное распределение дел между судьями, которое осуществляется за счет введенных в эксплуатацию информационных систем ГАС «Правосудие».

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3 «О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» закреплен новый способ извещения лиц в гражданском процессе, это извещение с помощью sms.

Развитие информатизации органов государственной власти происходит на фоне проведения судебной реформы, включая новый этап реформирования судебной системы, связанный со слиянием высших судебных инстанций, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года № 1406 утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы на 2013–2020 годы», определяющая концептуальные вопросы модернизации судебной системы с применением информационно-коммуникационных инструментов.

Прогрессивным документом для развития электронного правосудия можно считать Федеральный закон 2015 года «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации», касающийся возможности выносить исполнительные документы в электронной форме, особенности их применения, а также использования в качестве доказательств в суде. Согласно внесенным изменениям в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей, усиленной квалифицированной электронной подписью. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации был дополнен положением о том, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем) подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об актуальности развития электронного правосудия в информационном обществе и государстве свидетельствуют существенные изменения, происходящие на основе внедрения в процесс судопроизводства технических средств, способствующих реализации большинства функций судебной системы. Информатизация органов правосудия, осуществляемая при помощи новых цифровых возможностей, развивается каждый год в геометрической прогрессии. Так, в целях совершенствования законодательства, касающегося формирования электронного документооборота в судебной системе, был принят Федеральный закон «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации вчасти применения электронных документов вдеятельности органов судебной власти», принятый в 2016 году и направленный на увеличение потенциала электронного правосудия.

Вопросы совершенствования законодательной деятельности и повышения качества законов особенно актуальны для современной России. Изменения направления развития правовой системы, получившие мощный толчок много лет назад сопряжено с актуализацией целого комплекса проблем, пребывавших в латентном состоянии, либо не существовавших вовсе. Особую значимость приобретает необходимость соответствия законодательного регулирования требованиям формирования новых общественных отношений, повышение эффективности принимаемых актов.

Одним из путей повышения эффективности законодательной деятельности является совершенствование информационно-правового обеспечения правотворческих решений. Это достигается, в частности, путем предоставления законодателю достоверной, полной и своевременной информации, собранной и обработанной на основе современных компьютерных и иных информационных технологий.

Развитие информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является объективно необходимым условием для успешного решения поставленных перед судом задач по отправлению правосудия. Это уже ни для кого не секрет и информатизация судов стала явью.

Литература:

  1. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ (в ред. От 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 22.07.1995г.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. От 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2018)
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (31.12.2017) «О персональных данных» // Российская газета. 29.07.2006
  4. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. От 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. От 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 13.02.2009.
  6. Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. № 10. Ст. 1411.
  7. Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Ч. I). Ст. 3889.
  8. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. От 15.02.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 07.01.2013, 1, ст. 13.4
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная система, Судебный департамент, электронное правосудие, внесение изменений, государственная власть, деятельность судов, Верховный Суд, законодательная деятельность, общая юрисдикция.
Задать вопрос