В Государственную Думу все чаще поступают предложения об ускорении механизма документооборота в российских судах. Данная возможность развита не в полном объеме и граждане ей практически не пользуются, хотя совершение отдельных процессуальных действий посредством электронного судопроизводства существенно бы сократило время для сторон и суда.
Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов, с помощью которых уменьшился бы оборот бумажной документации, упростилась бы процедура подачи не только исковых заявлений, но и письменных доказательств, а также снизились бы затраты на почтовые отправления, уменьшился риск утраты документов при пересылке.
Приказ Судебного департамента при ВС РФ дает нам разъяснения по поводу того, чем является электронный документ, так как на практике его часто путают с электронным образом, т. е. созданной с помощью средств сканирования электронной копией документа, изготовленной на бумажном носителе. Электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью, которая может быть простой либо усиленной квалифицированной [4].
Электронное правосудие реализуется посредством подачи в электронном виде исковых заявлений, ходатайств, регистрации заявлений, представления отзывов на иски, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений, предоставление других необходимых для судопроизводства документов, в том числе письменных доказательств, которые также могут представляться в суд в электронном виде.
На сегодняшний день электронное делопроизводство пока остается альтернативой традиционному бумажному делопроизводству. Поэтому стороны сами решают, каким способом подать тот или иной документ в суд. Право на обращение в суд путем подачи документа в электронном виде закреплено в ч. 7 ст. 4 АПК, ч. 11 ст. 3 ГПК, ч. 2 ст. 35 КАС. Для подачи документов достаточно заполнить специальную форму на сайте суда или отправить документ с помощью специализированных сервисов, таких как «Мой арбитр» или через личный кабинет пользователя на Интернет — портале ГАС «Правосудие», в необходимых случаях потребуется скрепление документов усиленной квалифицированной подписью. Предоставлять впоследствии бумажные оригиналы тех же документов не потребуется, что значительно сэкономит время сторон и их денежные затраты. Использование специализированных сервисов для подачи документов позволяет отправить документ без задержек и уменьшить риск утери документов, возникающих при пересылке.
Помимо предоставления процессуальных документов в суд, в электронном виде также можно предоставить и письменные доказательства. В статье 75 АПК и 71 ГПК предусматривается, что письменными доказательствами могут являться документы, подписанные электронной подписью в установленном законом порядке. Это говорит о том, что появилась возможность представлять доказательства не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Хотя на практике не все суды признают юридическую силу таких доказательств, так как очень сложно установить происхождение электронного документа, его принадлежность определенному лицу, неизменность доказательства.
Судебный акт с 1 января 2017 г. также может быть выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Согласно статье 169 АПК арбитражные суды по общему правилу должны выносить решение в форме электронного документа (за исключением случаев, когда суд по техническим причинам не может этого сделать), тогда как суды общей юрисдикции вправе выносить решения в электронной форме (статья 197 ГПК). В случае изготовления судебного решения в электронной форме дополнительно к делу приобщается экземпляр на бумажном носителе. Значительно сократился и срок направления копий решения суда лицам, участвующим в деле. Если решение выполнено в форме электронного документа, то вместо пятидневного срока решение направляется не позднее следующего дня после дня его принятия посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа.
Для того чтобы полностью сэкономить время сторон и сделать правосудие более доступным, существует возможность выдачи или вынесения исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. А именно, сторонам исполнительного производства предоставляется право подавать должностному лицу службы судебных приставов ходатайства, объяснения, отводы и жалобы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Таким образом, рассмотрев систему электронного документооборота в российских судах, можно выделить следующие проблемные аспекты:
Во-первых, техническое оснащение судов. До сих пор не все суды оснащены достаточным оборудованием для работы с электронными документами. Несмотря на то, что на сайтах судов присутствует раздел для подачи документом в электронном виде, они не имеют возможности работать с такими документами. Как итог, обращение в такой суд возможно только в бумажной форме.
Во-вторых, сложность внедрения. Для использования данной системы необходимо наличие специальных навыков работы с системой у сотрудников суда чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Для этого необходимо будет обучить сотрудников работать с электронной базой.
В-третьих, обеспечение сохранности. Электронные базы постоянно нуждаются в обновлении, что требует постоянного контроля над сохранностью информации. Все документы необходимо будет перемещать со старых систем в новые, чтобы избежать потери информации.
Но, несмотря на это, преимуществ у электронного документооборота гораздо больше. Самое главное — это существенная экономия времени, которая так необходима для суда. Можно утверждать о том, что с развитием информационных технологий, электронный документ вытесняет бумажный, так как бумажный имеет много недостатков, таких как отсутствие возможности оперативного поиска, сложность работы при коллективном использовании одного документа одновременно, длительный и затратный процесс передачи документов, а также рутинная работа с большим количеством бумаг. Именно электронное делопроизводство позволяет быстро создать, зарегистрировать, изменить или переслать необходимый документ, быстро найти необходимую информацию путем установления фильтров или посредством поиска, сэкономить время сотрудников за счет полной автоматизации части операционных процессов, получить сразу всю информацию о конкретном деле, отследить статус каждого документа в реальном времени.
Подводя итог, можно сказать о том, современные технологии активно внедряются в нашу жизнь и заменяют привычные для нас способы работы. Введение электронного документооборота в судах позволяет сократить временные затраты как сторон, так и суда, что способствует реализации принципа процессуальной экономии. Но нужно помнить, что процессуальная экономия — не основная цель судопроизводства, а лишь способ его рационализации и оптимизации.
Литература:
- Концепция развития информатизации судов до 2020 года (утверждена Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 439) // Доступ СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ СПС Консультант Плюс
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»// Доступ СПС Консультант Плюс
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. № 252 “Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа // Доступ СПС Консультант Плюс