Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Авторы: ,

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (2) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Костылев А. К., Клочко А. А. Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе // Новый юридический вестник. — 2017. — №2. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/70/2763/ (дата обращения: 19.11.2018).



В статье рассмотрена специфика оценочной деятельности в региональном разрезе: показаны основные субъекты оценочной деятельности, раскрыты основные проблемы, как правового регулирования, так и практической деятельности. Исследованы эмпирические данные оценочной деятельности по ЯНАО.

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе

The article considers the specificity of the evaluation activity in the regional context: the main subjects of the appraisal activity are shown, the main problems of both legal regulation and practical activity are revealed. Empirical data of appraisal activity for Yamal-Nenets Autonomous District have been studied.

Keywords: Appraisal activity, appraiser, appraisal activity in the Yamalo-Nenets Autonomous District

Оценка недвижимости — это деятельность специально уполномоченных лиц оценочной деятельности, целью которой является установление рыночной или иной стоимости того или иного объекта недвижимости.

Принципы оценочной деятельности в научной литературе имеют разную классификацию. Например, выделяются принципы: полезности, замещения, ожидания. По другой классификации выделяются принципы связанные с эксплуатацией земли, с функционированием объектов недвижимости. Также выделяются принципы: альтернативности; соответствия; регрессии и прогрессии; конкуренции; зависимости; предвидения; изменчивости.

ЯНАО является одним из самых маленьких и территориально, и численно регионом, входящим в Северо-западного федерального округа. В ЯНАО имеется только один муниципальный район. «Территория ЯНАО расположена в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и занимает обширную площадь более 750 тысяч квадратных километров» [3].

Система управления оценочной деятельностью в Ямало-Ненецком автономном округе (далее ЯНАО) строится на взаимодействии оценщиков, населения и конкретных институциональных субъектов, представленных как органами власти, так и иными организациями. Оценщики являются самостоятельно действующими субъектами.

К числу органов регулирования оценочной деятельности стоит отнести: федеральные органы власти, органы власти регионального уровня — ЯНАО, комиссии Управления Росреестра по рассмотрению обращений в области оценочной деятельности, Национальный совет по оценочной деятельности и саморегулируемые организации. Каждый субъект выполняет регулятивные и контролирующие функции в рамках своих полномочий. Анализ динамики обращений, связанных с оценочной деятельностью в ЯНАО показывает динамику роста в последние годы, при этом большая часть заявлений связана с земельными участками.

Профессиональная деятельность в сфере оценочной деятельности предполагает создание единой системы, обеспечивающей реализацию следующих принципов:

‒ открытость (публичность) предоставления услуг;

‒ минимизация сроков предоставления услуг с учетом возможностей системы;

‒ доступность (ценовая, территориальная и т. п.) услуг для всех категорий пользователей, включая малообеспеченные слои населения;

‒ снижение издержек участников оборота недвижимости и государства на оказание услуг;

‒ комфортность обслуживания потребителей услуг;

‒ полнота и достоверность информационных ресурсов;

‒ недискриминационный доступ пользователей к информационным ресурсам единой системы регистрации прав и кадастрового учета.

Анализ реестра членов Российского общества оценщиков по ЯНАО показывает, что с 2008 г. числится 59 оценщиков, однако, как показывает анализ ситуации на 2017 г., почти с половиной оценщиков не ведется деятельность в рамках членства. 45 % оценщиков от общей численности по данным на 2017 г. прекратили свое членство в РОО, что является негативным фактором так как это почти половина оценщиков. Количество работающих оценщиков, имеющих членство в РОО, таким образом составляет 32 человека или 55 % от общей численности.

Следует отметить, что на сегодняшний день, несмотря на то, что деятельность оценщиков некоторым образом, в юридическом смысле обособлена, в целом оценочная деятельность находиться в тесной взаимосвязи с Управлением Росреестра ЯНАО как уже упоминалось выше. Так, в рамках регулирования деятельности Управление Росреестра ЯНАО ведет статистический учет оценки недвижимости, также в рамках регулирования работает комиссия по урегулированию споров.

Анализ работы комиссий в 2014–2016 г. при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по ЯНАО (далее — Комиссии) показывает следующую динамику.

Анализ работы комиссий в 2014–2016 г. при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по ЯНАО (далее — Комиссии) показывает следующую динамику (рис 1.)

Рис. 1. Динамика рассмотренных обращений Комиссией за 2014–2016 гг. [4]

Если в 2014 г. поступило 17 382 обращений граждан, то в 2015 г. — 31277, в 2016 г. — 57 849 обращений.

В 2016 г. юридическими лицами ЯНАО подано 35 837 заявлений, физическими лицами — 20 464 заявления, органами государственной власти — 653 заявления, органами местного самоуправления — 845 заявлений, 50 заявлений подано в Комиссии совместно юридическим и физическим лицами.

Одним из институциональных образований в системе регулирования оценочной деятельности стоит отметить деятельность Национального Совета по оценочной деятельности [7] (далее — НСОД). НСОД является негосударственным институтом и создается саморегулируемыми организациями оценщиков в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти ЯНАО, органами местного самоуправления ЯНАО и потребителями услуг в области оценочной деятельности.

К числу основных проблем оценочной деятельности стоит отнести:

‒ неучтенность объектов недвижимости;

‒ недостаточное регулирование ценового фактора и взаимовлияния на налоговую политику в рамках конкретного региона;

‒ слабость квалификации оценщиков, а также большой процент прекращения членства в обществе оценщиков, что касается непосредственно ЯНАО;

‒ не урегулирован вопрос об инвестиционно-емкости объектов недвижимости.

Повышение информационной эффективности в рамках Управления Росреестра по ЯНАО основывается на создании и организации устойчивого функционирования автоматизированных информационных систем с актуальными данными.

Базис представленной модели составляют основные виды информации, взаимодействующие в системе аналитики кадастровой оценки земель ЯНАО.

Управление оценочной деятельностью в ЯНАО невозможно без наличия необходимой и достоверной информации, и несмотря на то, что ФИР и Геопортал уже действуют, остается еще немало проблем.

Так, например, развитие землеустройства в современных сложных условиях использования земельных ресурсов превратилось в проблему повышения его роли путём закрепления за ним или придания ему функций государственного мероприятия. На данный момент простейшие землеустроительные действия осуществляются частными и юридическими лицами. К выполнению сложных работ на крупных массивах, в границах крупных государственных предприятий они не готовы. Но существует и другой парадокс, результаты работ частных лиц принимаются в государственный банк данных, в частности, в кадастр недвижимости.

Конечно, частные организации могут работать на землях государственной и муниципальной собственности ЯНАО, но это допустимо под определенным контролем. Но на сегодня этого нет. Отсюда в рамках ИПД могут возникнуть, например проблемы достоверности данных, предоставляемых субъектами хозяйствования ЯНАО.

Важное значение имеет совершенствование профессиональной компетентности оценщиков в ЯНАО.

Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т. е. отношение и оценка населением деятельности оценщиков.

Это предполагает, в свою очередь, стоимостную оценку всех происходящих процессов и выполняемых функций и трансформацию в сторону процессно-стоимостного управления, что раньше было типично только для коммерческого сектора.

Таким образом, результативность следует понимать как меру эффективности, которая характеризуется достижением результата либо цели деятельности или степенью приближения к ней. Результативность деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

Важно отметить, что в период с 2013 по 2015 годы очень активно в отрасли осуществлялась реализация мероприятий «дорожной карты», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1744-р в целях совершенствования государственного регулирования оценочной деятельности и повышения эффективности саморегулирования в области оценки.

В процессе развития рыночных отношений в России всё большее и в том числе государственное значение приобретает квалифицированная оценка стоимости объектов разных форм собственности. Эксперты считают, что профессия оценщика входит в десятку наиболее престижных, перспективных и высокооплачиваемых специальностей, а оценочная отрасль наиболее динамично развивающейся. Тем не менее, профессия оценщика не является новой для России и имеет свою глубокую историю [6, с. 626].

Тем не менее, эта профессия сегодня переживает очередной этап роста, связанный с изменениями законодательных требований к уровню квалификации специалистов отрасли. С 01.01.2017 законодательно изменяется, а с 01.07.2017 фактически ограничивается вход в профессию.

Таким образом, в отраслевой среде наиболее важным является решение вопроса о компетенции и квалификации специалистов оценочной деятельности. Вопросы организации и проведения квалификационного экзамена сейчас в стадии активного обсуждения. При этом, теоретически для устранения законодательных противоречий существует возможность использовать уже действующие в профессиональной среде сообщества:

‒ Национальный совет по развитию профессиональных квалификаций при Президенте РФ;

‒ Совет по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка;

‒ Комиссия по развитию профессиональных квалификаций в оценочной деятельности при Совете по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка.

Большая часть сегодняшних проблем компетенции и квалификации специалистов оценочной отрасли глубоко уходит корнями в вопрос формирования фундаментальной достоверной базы данных, доступной и надежной для специалистов каждого из трех намеченных выше линий (специализаций) отрасли.

Практика исследования отрицательных экспертных заключений на отчеты оценщиков и негативных рецензий на заключения экспертов в рамках судебной оценочной деятельности, подтверждает, что большей частью именно в сфере отсутствия достоверной первичной информации, положенной в основу труда оценщика кроется цепь последующих заблуждений, не верных и не обоснованных выводов.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что основными целями совершенствования являются:

  1. обеспечение эффективного управления информационными ресурсами на основе достоверности и полноты сведений в оценочной деятельности;
  2. урегулирования вопроса неучтенных земель.
  3. создание условий для вовлечения в единое информационное пространство и обеспечение прозрачности по поводу цен в целом создание единой базы.
  4. новые параметры оценки объектов недвижимости на основе локальности территории, ивнестиционной емкости земель.
  5. наиболее важным вопросом является повышение профессиональной компетентности оценщиков, их квалификации.

В исследовании подробно разработаны параметры профессионального уровня оценщика, кроме того, необходимо решить вопрос с повышением квалификации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. № 31, ст. 3813
  2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // СЗ РФ 2016. № 27 (Часть I), ст. 4170.
  3. География ЯНАО // [Электронный ресурс]: http://pravitelstvo.yanao.ru/region/geography/
  4. Информация о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости за 2014 год// [Электронный ресурс]: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-/1informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-2014/
  5. Информация о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости за 2015 год// [Электронный ресурс]: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-/2informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastr2015/
  6. Информация о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости за 2016 год// [Электронный ресурс]: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-2016/
  7. Национальный Совет по оценочной деятельности // [Электронный ресурс]: http://www.ncva.ru/about.php
  8. Цекоева Ф. К., Окомелко Н. В. Аспекты правового регулирования и кадровое обеспечение оценочной деятельности в сфере землеустройства и кадастров // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 621–630.
Основные термины (генерируются автоматически): оценочная деятельность, Национальный совет, государственная власть, саморегулируемая организация оценщиков, оценочная отрасль, общая численность, местное самоуправление, кадастровая стоимость, Ямало-Ненецкий автономный округ, финансовый рынок.

Ключевые слова

оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе

Похожие статьи

Исторический опыт оценочной деятельности России как основа...

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе. Оценка недвижимости — это деятельность специально уполномоченных лиц оценочной деятельности, целью которой является установление...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе. Оценка недвижимости — это деятельность специально уполномоченных лиц оценочной деятельности, целью которой является установление...

Правовое регулирование оценочной деятельности в России

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Реформирование института государственной кадастровой...

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Теоретические аспекты оценки рынка недвижимости в России

оценка недвижимости, недвижимость, оценочная деятельность, риэлтерская деятельность, Российская Федерация, рыночная стоимость, оценщик, рынок недвижимости, метод оценки недвижимости...

Оценка эффективности деятельности органов местного...

Частный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей, утверждаемых

местное самоуправление, оценка эффективности, Российская Федерация, гражданское общество, местная власть, муниципальное образование...

К вопросу о государственной кадастровой оценке земельных...

кадастровая стоимость, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, методика государственной кадастровой оценки.

Правовое регулирование оценочной деятельности в России. оценочная деятельность, правовое регулирование...

Методы оценки рыночной стоимости предприятия

В Российской Федерации оценочная деятельность регулируется Федеральным законом N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской

Таким образом, оценка рыночной стоимости предприятий является неотъемлемой составляющей рынка финансовых услуг.

Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки...

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исторический опыт оценочной деятельности России как основа...

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе. Оценка недвижимости — это деятельность специально уполномоченных лиц оценочной деятельности, целью которой является установление...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценщик, оценочная деятельность в Ямало-ненецком автономном округе. Оценка недвижимости — это деятельность специально уполномоченных лиц оценочной деятельности, целью которой является установление...

Правовое регулирование оценочной деятельности в России

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Реформирование института государственной кадастровой...

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Теоретические аспекты оценки рынка недвижимости в России

оценка недвижимости, недвижимость, оценочная деятельность, риэлтерская деятельность, Российская Федерация, рыночная стоимость, оценщик, рынок недвижимости, метод оценки недвижимости...

Оценка эффективности деятельности органов местного...

Частный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей, утверждаемых

местное самоуправление, оценка эффективности, Российская Федерация, гражданское общество, местная власть, муниципальное образование...

К вопросу о государственной кадастровой оценке земельных...

кадастровая стоимость, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, методика государственной кадастровой оценки.

Правовое регулирование оценочной деятельности в России. оценочная деятельность, правовое регулирование...

Методы оценки рыночной стоимости предприятия

В Российской Федерации оценочная деятельность регулируется Федеральным законом N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской

Таким образом, оценка рыночной стоимости предприятий является неотъемлемой составляющей рынка финансовых услуг.

Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки...

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая юрисдикция, категория дел, кадастровая оценка.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос