Основы надзора за региональным нормотворчеством в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.11.2019

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Туркова, Е. О. Основы надзора за региональным нормотворчеством в России / Е. О. Туркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63764/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проанализированы виды экспертиз, проводимым при региональном нормотворчестве. Сделаны выводы о необходимости повышения качества надзора за принятием региональных нормативных правовых актов в ключе проведения правовой экспертизы.

Ключевые слова: региональное правотворчество, правовая экспертиза, виды экспертизы, надзор за принятием закона, закон субъекта Российской Федерации.

Начало XXI в. ознаменовалось тем, что в России внедрилось значительное количество нормативных и организационных механизмов, которые направлены на то, чтобы выстроить четкую и непротиворечивую систему правового регулирования в области федеративных отношений: обеспечить соответствие принимаемых нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству, поддержать единство правового пространства Российской Федерации, а также достигнуть принцип открытости и общедоступности правовой информации.

После того, как был принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1], произошло установление целого комплекса мер, которые закрепляют ответственность региональных органов государственной власти за издание правовых норм, которые нарушают положения Конституции РФ и федеральных законов. Происходит усиление работы органов прокуратуры и юстиции, выявляются противоречия федеральному законодательству в региональных актах и устраняются выявленные противоречия. Общий контроль данной работы обеспечивает также институт главного федерального инспектора в регионах Российской Федерации и координируют аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов является одним из способов предотвращения коллизий между нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством. Исследование законодательства субъектов РФ показало, что кроме правовой экспертизы предусмотрены и другие виды (лингвистическая, антикоррупционная, экологическая, финансовая, криминологическая) [2, c. 21–27].

Под экспертизой проектов правовых актов подразумевается исследование, которое проводится лицами, которым присущи специальные познания, для того чтобы оценить качество проектов нормативным правовых актов и определить возможные последствия их принятия и реализации. В законах субъектов Федерации в зависимости от обязательности проведения экспертизы выделяют два вида — обязательную и факультативную.

1. Обязательную экспертизу императивно предусматривает закон, и ее необходимо проводить вне зависимости от воли правотворческого органа. По предмету исследования она подразделяется на следующие виды.

1.1. Правовую экспертизу — это исследование, которое направлено на то, чтобы определить соответствие проектов правовых актов Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России, федеральному и региональному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники. Ее проводят в органах государственной власти по всем проектам правовых актов в каждом регионе России, но в законах о нормативных правовых актах регулируется в разной степени детализации.

1.2. Лингвистическую экспертизу — рассматривается в качестве исследования, направленного на то, чтобы оценить тексты проектов правовых актов на предмет их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, устранить орфографические, пунктуационные ошибки. Ее проводят в органах государственной власти по всем проектам во многих субъектах РФ.

1.3. Антикоррупционную экспертизу проводят в целях выявления коррупциогенных факторов. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержится единая для всех субъектов антикоррупционной экспертизы методика ее проведения, содержащая описание 11 коррупциогенных факторов, а также правила, которые определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации [3]. Указанные правила применяют также и при проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

В действующей в настоящее время федеральной Методике проведения антикоррупционной экспертизы подробно раскрывается содержание каждого фактора, а также даются рекомендации по его обнаружению. Вместе с тем многие муниципальные образования до настоящего времени используют собственные методики проведения антикоррупционных экспертиз, что, хотя и отражает в какой-то мере специфику различных регионов, однако не позволяет адекватно оценить их антикоррупционную правотворческую деятельность.

При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляют нижеследующие мероприятия:

− проверяют наличие в акте (проекте акта) положений, которые направлены на то, чтобы установить разрешительные, контрольные, регистрационные и юрисдикционные полномочия органов (должностных лиц);

− проверяют соответствие формулировок и терминов, которые употребляются в акте (проекте акта), формулировкам и терминам федерального законодательства;

− проверяют, поступал ли акт (проект акта) либо аналогичный по содержанию документ на антикоррупционную экспертизу ранее и устанавливается причина, почему он не был согласован;

− устанавливают наличие или отсутствие в акте (проекте акта), которые был представлен на экспертизу, коррупциогенных норм.

По окончании экспертизы составляют заключение. Заключение, которое было составлено по результатам антикоррупционной экспертизы акта (проекта акта), направляют лицу, которое было ответственно за разработку принятого акта или проекта акта, принимающие соответствующие меры, чтобы устранить содержащиеся в акте (проекте акта) коррупциогенные положения.

Однако, законодатель не закрепляет обязанность исполнить заключение, которое составляется по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, ему присущ рекомендательный характер и оно обязательно рассматривается, а не исполняется (ст. ст. 4, 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Думается, не придание обязательности результатов такой экспертизы может привести к тому, что могут приняться коррупциогенные акты.

2. Факультативную экспертизу диспозитивно регулируют региональные законы и проводят только в случае, когда правотворческий орган принимает решение о ее проведении. Проведенный анализ регионального законодательства позволил выявить, что выделяют:

2.1. Независимую научную экспертизу (правовую, экономическую, финансовую, экологическую, техническую и др.) предусматривают многие региональные законы. Научную экспертизу законопроекта проводят в целях:

1) обеспечить высокое качество, обоснованность проекта закона, его соответствие федеральному и региональному законодательству;

2) создать научно обоснованную систему законодательства субъекта РФ;

3) выявить социально-экономические последствия действия законопроекта.

При этом в качестве экспертов привлекают организации и лица, которые не принимали ранее непосредственное участие в подготовке соответствующего проекта закона. Как эксперты не вправе выступать депутаты регионального парламента, разработчики законопроекта.

2.2. Правовую факультативную экспертизу. Некоторыми законами субъектов РФ регулируется проведение правовой и лингвистической экспертизы диспозитивными нормами — они проводятся, если решение об этом принимается правотворческим органом.

2.3. Независимую публичную экспертизу, при которой проект нормативного правового акта публикуется в республиканских средствах массовой информации, и экспертиза проводится в течение двух недель с момента опубликования. Основные задачи экспертизы — это определить качество проекта нормативного правового акта; выявить общественное мнение по отношению к предполагаемым возможным социально-экономическим последствиям в случае принятия проекта нормативного правового акта [4, c. 36].

2.4. Общественную экспертизу проводят в целях, чтобы согласовать общественно значимые интересы граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, для того чтобы выявить и учесть общественное мнение, защитить и обеспечить права и интересы граждан при принятии правовых актов.

Таким образом, одним из способов обеспечения законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, надзора за их принятием, является проведение экспертизы. Законами субъектов РФ предусматриваются следующие виды экспертиз нормативных правовых актов: а) обязательную (правовую, лингвистическую, антикоррупционную); б) факультативную (независимую научную (разные виды в зависимости от предмета), правовую, лингвистическую, общественную, независимую публичную). При этом применение законодательства надлежащим образом обеспечивают только в том случае, когда в полной мере происходит реализация целей и задач, которые ставят перед законом или иным правовым актом. К сожалению, на протяжении долгого времени фактически не было системы обратной связи между результатом нормотворческой деятельности — нормативно-правовыми актами и принимаемыми на их основе решениями.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  2. Стародубцева И. А. Предотвращение коллизии при проведении экспертизы нормативным правовых актов: правовое регулировани е в субъектах Российской Федерации.// Юридические записки. 2013. № 3. С. 21–27.
  3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010 г. № 10. Ст. 1084.
  4. Разрешительная система в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. — М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акт, антикоррупционная экспертиза, проект акта, государственная власть, правовая экспертиза, субъект РФ, федеральное законодательство, нормативный правовой акт, правотворческий орган.


Ключевые слова

правовая экспертиза, региональное правотворчество, виды экспертизы, надзор за принятием закона, закон субъекта Российской Федерации

Похожие статьи

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проблемы организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и пути их решения (на примере Камчатского края)

Статья посвящена исследованию проблем организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Камчатском крае. Особое внимание уделяется проведению антикоррупционной экспертизы и рассмотрению результатов экспертн...

Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

В данной статье проводится анализ основных правовых положений, характеризующих проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Также определяется основное значение такой экспертизы для системы права в целом и правотворчества в част...

Похожие статьи

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проблемы организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и пути их решения (на примере Камчатского края)

Статья посвящена исследованию проблем организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Камчатском крае. Особое внимание уделяется проведению антикоррупционной экспертизы и рассмотрению результатов экспертн...

Законотворчество и проблемы его совершенствования в Российской Федерации

В статье проанализировано состояние законотворческой деятельности в Российской Федерации, рассмотрены родственные с ней правовые категории, раскрыто практическое значение законотворчества в современный период. На основе проведенного анализа сделаны в...

Роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности

В рамках научной статьи изучается роль банковского надзора в механизме публично-правового регулирования банковской деятельности. Особое внимание уделяется правовой базе, устанавливающей основы регулирующего воздействия надзорного органа на банковскую...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

В данной статье проводится анализ основных правовых положений, характеризующих проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Также определяется основное значение такой экспертизы для системы права в целом и правотворчества в част...

Задать вопрос