Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

Административное право
19.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы и ключевые направления трансформации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Авторы анализируют эволюцию государственного контроля и надзора от репрессивной модели к риск-ориентированному подходу. Особое внимание уделяется таким приоритетным направлениям совершенствования, как цифровизация надзорной деятельности, внедрение концепции проактивного надзора, совершенствование правового регулирования и развитие института собственной оценки соблюдения обязательных требований. Делается вывод о том, что современная реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на создание сбалансированной системы, обеспечивающей как защиту прав граждан и безопасность экономики, так и создание благоприятных условий для предпринимательства.
Библиографическое описание
Чабанова, А. Ю. Основные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации / А. Ю. Чабанова, Ж. С. Жайлибаева, С. П. Шинкарецкий. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 10 (52). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/307/10569.


Контрольно-надзорная деятельность является неотъемлемой функцией любого современного государства, обеспечивающей соблюдение установленных норм и стандартов в различных сферах общественной жизни от защиты прав потребителей и охраны окружающей среды до обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и промышленной безопасности [1]. Однако избыточное административное давление со стороны контролирующих органов традиционно рассматривалось как один из ключевых барьеров для экономического развития и предпринимательской инициативы в России [2].

В последнее десятилетие в Российской Федерации начался процесс глубокого реформирования контрольно-надзорной системы, нацеленный на переход от тотального и зачастую непредсказуемого контроля к смарт-надзору — интеллектуальной, гибкой и эффективной модели. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью систематизации и анализа основных векторов этой масштабной реформы, оценки ее промежуточных результатов и выявления перспективных направлений для дальнейшего совершенствования.

Исторически контрольно-надзорная деятельность в России характеризовалась всеобъемлющим характером, высокой частотой плановых проверок и значительным уровнем административной дискреции надзорных органов. Это создавало почву для коррупционных рисков и избыточной нагрузки на добросовестных субъектов.

Кардинальный сдвиг произошел с принятием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 3 и последующим внедрением риск-ориентированного подхода (далее — РОП). Суть РОП заключается в дифференциации субъектов контроля по категориям риска причинения вреда охраняемым законом ценностям [4]. Для объектов высокого риска сохраняется интенсивный плановый надзор, в то время как для объектов умеренного и низкого риска плановые проверки проводятся реже или не проводятся вовсе.

Внедрение РОП позволило перенаправить ограниченные ресурсы надзорных органов на наиболее опасные объекты, снизив административное давление на добросовестный бизнес. Однако дальнейшее совершенствование требует углубления и детализации критериев категорирования рисков, а также расширения сферы применения данного подхода.

Современная стратегия реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации сфокусирована на нескольких взаимосвязанных направлениях [5]:

1. Цифровая трансформация и использование больших данных (Big Data). Цифровизация является стержнем современной реформы. Ее проявления многогранны:

— внедрение автоматизированных информационных систем (например, «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» Генпрокуратуры РФ), которые обеспечивают прозрачность планирования и проведения проверок;

— развитие дистанционных форм надзора: проведение проверок с использованием средств видеофиксации, анализ данных с камер наблюдения, получение необходимой информации в электронном виде без выезда на объект. Это значительно сокращает издержки как для государства, так и для бизнеса;

— внедрение надзора за данными: использование технологий больших данных и искусственного интеллекта для прогнозной аналитики. Система может автоматически выявлять аномалии в отчетности, жалобах потребителей или данных с датчиков, формируя цифровой след объекта и инициируя внеплановую проверку только при наличии веских, алгоритмически выверенных оснований.

2. Внедрение концепции проактивного надзора. Традиционный надзор носил реактивный характер и включал реагирование на уже произошедшее нарушение. Современный тренд — смещение фокуса на предупреждение нарушений. Проактивный надзор предполагает:

— консультирование и информирование субъектов о содержании обязательных требований;

— правовое просвещение и распространение лучших практик;

— внедрение чек-листов — перечней конкретных контрольных вопросов, с которыми предприниматель может ознакомиться до проверки для самопроверки и устранения возможных нарушений.

Это меняет парадигму взаимоотношений «надзорный орган — бизнес» с конфронтационной на партнерскую.

3. Реализация политики «регуляторной гильотины». Одной из фундаментальных проблем была устаревшая и зачастую противоречивая нормативная база. В рамках политики «регуляторной гильотины» была проведена масштабная работа по отмене тысяч устаревших обязательных требований, действовавших еще со времен СССР. Цель — создание нового, понятного, непротиворечивого и технологически современного корпуса обязательных правил, сфокусированных на конечном результате (безопасность, качество), а не на предписывающих методах его достижения.

4. Развитие института собственной оценки соблюдения обязательных требований. Государство стимулирует бизнес к внедрению внутренних систем контроля. Добровольный аудит, сертификация, декларирование соответствия — все эти инструменты позволяют переложить часть контрольных функций на самого субъекта. В перспективе наличие эффективной внутренней системы контроля может послужить основанием для снижения категории риска и, как следствие, уменьшения интенсивности планового надзора.

Таким образом, реформирование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации является сложным и многогранным процессом, направленным на достижение баланса между эффективным обеспечением правопорядка и созданием комфортной деловой среды. Основные направления совершенствования — риск-ориентированный подход, цифровизация, проактивность, оптимизация обязательных требований и развитие института саморегулирования — образуют комплексную систему, синергетический эффект от которой должен привести к качественному изменению всей модели государственного контроля.

Несмотря на значительные успехи, сохраняются вызовы, такие как необходимость преодоления административного консерватизма, обеспечение единообразия практики применения новых правил в регионах и дальнейшее развитие цифровых компетенций в надзорных органах. Дальнейшее движение по выбранному пути будет способствовать не только улучшению инвестиционного климата, но и повышению реальной эффективности в обеспечении безопасности и защите прав граждан.

Литература:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 24 июня 2025 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. № 31 (часть I), ст. 5007.

2. О снижении административного давления на бизнес при осуществлении контрольно-надзорной деятельности // Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области — Кузбассу. — URL : https://42.rospotrebnadzor.ru/content/1251/117430.

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 31 июля 2025 г.; изменения вступают в силу с 1 марта 2026 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I), ст. 6249.

4. Ключевская Н. Риск-ориентированный подход: приоритет реформы госконтроля // Аналитические статьи : ГАРАНТ.РУ. — URL : https://www.garant.ru/article/1406579.

5. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. № 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и плана-графика по ее реализации» // ГАРАНТ.РУ. — URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408171459.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности
Совершенствование системы государственного управления: проблемы, пути их решения
Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности
Пути совершенствования государственного контроля и надзора в государственном управлении
Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги и дальнейшие перспективы
Проблемы государственного контроля и надзора в современной Российской Федерации
Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности
Реформа контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне
Механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности: теория и практика
Обзор риск-ориентированного подхода к государственному контролю

Молодой учёный