Исходя из положений Конституции Сингапура 1963 г. [2], Правительство включает в себя две составные части:
- Президента — главу государства;
- Исполнительную власть, носителем которой является Президент; однако осуществлять исполнительную власть могут не только Президент, но и Кабинет, уполномоченные министры и другие лица по указанию Легислатуры.
Президент. Президент Сингапура является главой государства. Кроме того, его функцией является сохранение резервов Сингапура и целостности публичных служб Сингапура. Президент может осуществлять такие другие полномочия и выполнять такие другие функции, какие возложены на него Конституцией и любым другим писаным законом (ст. 17).
Выборы Президента. Президент избирается гражданами Сингапура в соответствии с любым законом, принятым Легислатурой (п. 1 ст. 17А).
Срок полномочий. Президент занимает должность в течение 6 лет со дня вступления в должность (п. 1 ст. 20).
Порядок выполнения функций Президента. За исключением того, что предусмотрено Конституцией, Президент, при осуществлении функций согласно Конституции или любого другого письменного закона, действует в соответствии с рекомендацией Кабинета или министра, действующего согласно общей власти Кабинета. Президент может действовать по своему усмотрению при выполнении следующих функций (в дополнение к тому, что указано в других положениях Конституции):
— назначение премьер-министра в соответствии со ст. 25;
— отказ в даче согласия на запрос о роспуске Парламента (п. 1, 2 ст. 21).
Назначение публичных служащих. Несмотря на любое другое положение Конституции, Президент, действуя по своему усмотрению, может отказаться произвести назначение на любую из следующих должностей или отозвать любое такое назначение, если он не согласен с советом или рекомендацией органа, по совету или рекомендации которого он, в силу такого другого положения Конституции или любого другого писаного закона, действует:
— главный судья, судьи Верховного суда, а также судебные уполномоченные, старшие судьи и международные судьи Верховного суда;
— Генеральный прокурор;
— председатель и члены Президентского совета по правам меньшинств;
— председатель и члены Президентского совета по религиозной гармонии, учрежденного на основании Закона о поддержании религиозной гармонии (глава 167А);
— председатель и члены консультативного совета, учрежденного в целях ст. 151;
— председатель и члены Комиссии по публичной службе, а также члены органа по персоналу, учрежденного на основании ст. 110D для осуществления любого полномочия в отношении должностных лиц Дивизиона I;
— член Комиссии по юридической службе, кроме назначенного по должности члена, указанного в пп. (a), (b), (c) п. 2 ст. 111, а также члены органа по персоналу, учрежденного на основании ст. 111АА;
— Главный оценщик;
— Генеральный аудитор;
— Генеральный бухгалтер;
— Глава Оборонительных сил;
— главы Воздушных сил, Армии и Флота;
— член (кроме члена по должности) Совета Вооруженных сил, учрежденного на основании Закона о Вооруженных силах Сингапура (глава 295);
— Уполномоченный полиции;
— Директор Бюро по расследованию коррупционной деятельности (п. 1 ст. 22).
Право Президента отказаться от одобрения некоторых законопроектов. Президент может, действуя по своему усмотрению, в письменной форме отказаться одобрить любой законопроект (кроме законопроекта, содержащего поправку к Конституции), если законопроект или любое положение его предусматривает, прямо или косвенно, обход или ограничение дискреционных полномочий, предоставленных Президенту Конституцией (п. 1 ст. 22Н).
Президент, действуя в соответствии с советом Кабинета, может согласно ст. 100 (и до или после того, как его одобрение законопроекта было отозвано согласно п. 1 ст. 22Н) обратиться к трибуналу для получения его мнения по вопросу о том, предусматривает ли законопроект или любое его положение, прямо или косвенно, обход или ограничение дискреционных полномочий, предоставленных Президенту Конституцией (п. 2 ст. 22Н).
Если трибунал придет к выводу, что обхода или ограничений дискреционных полномочий нет, законопроект считается одобренным на следующий день после оглашения мнения трибунала на открытом судебном заседании (п. 3 ст. 22Н).
Иммунитет Президента от судебного преследования. За исключением случаев, предусмотренных в п. (4) ст. 22К, Президент не подлежит судебному преследованию в любом суде в связи с каким-либо действием или бездействием, совершенным им при исполнении своих официальных обязанностей.
Ни одна процедура, ни в одном суде относительно любого действия или бездействия, совершенного Президентом в рамках его личной правоспособности, не может быть возбуждена против него в течение срока его полномочий.
В случаях, когда законом предусмотрены ограничения на срок, в течение которого против любого лица может быть возбуждено судебное преследование, период времени, в течение которого такое лицо занимает должность Президента, не учитывается при исчислении срока, установленного этим законом.
Иммунитет не распространяется на:
— любое расследование, проводимое трибуналом в соответствии с резолюцией, принятой Парламентом в соответствии со статьей 22L; или
— любое разбирательство, проводимое судьей по выборам в соответствии со статьей 93A, для определения действительности любых президентских выборов (ст. 22К).
Вакантность и отстранение от должности Президента. Должность Президента становится вакантной:
— в случае смерти Президента;
— если Президент перестает быть гражданином Сингапура;
— если Президент подает в отставку посредством собственноручно подписанного заявления, адресованного премьер-министру;
— если Президент отстранен от должности в соответствии с п. (3)-(7);
— если судья по выборам, осуществляя свои полномочия в соответствии со ст. 93А, определит, что выборы Президента были недействительными, и не установит, что какое-либо другое лицо было законно избрано Президентом; или
— если по истечении срока полномочий действующего Президента, лицо, объявленное избранным Президентом, не вступает в должность Президента.
Премьер-министр или не менее чем одна четверть общего числа членов Парламента (исключая назначенных членов) могут подать уведомление о ходатайстве, в котором утверждается, что Президент постоянно неспособен исполнять свои должностные функции по причине психического или физического недуга или что Президент виновен в:
— умышленном нарушении Конституции;
— государственной измене;
— неправомерном поведении или коррупции, связанной со злоупотреблением своими должностными полномочиями;
— любом правонарушении, связанном с мошенничеством, нечестностью или моральной распущенностью; или
— умышленном или намеренном представлении существенно ложного или вводящего в заблуждение заявления о фактах, либо умышленном или заведомом сокрытии существенного факта, в Комитет по президентским выборам с целью подтверждения своего права быть избранным Президентом;
и с изложением полных сведений о выдвинутых обвинениях и требованием провести расследование, а также представить отчет по ним.
Если предложение, указанное в п. (3) ст. 22L, принято не менее, чем половиной от общего числа избранных членов Парламента, указанных в пп. (а) п. (1) ст. 39, главный судья назначает трибунал для расследования обвинений, выдвинутых против Президента.
Трибунал, назначаемый главным судьей, состоит не менее чем из пяти судей Верховного суда, одним из которых является главный судья, если он не примет иного решения. Такой трибунал может регулировать свою собственную процедуру и устанавливать правила с этой целью.
После надлежащего расследования, на котором председатель имеет право присутствовать и быть выслушанным лично или через адвоката, трибунал представляет спикеру доклад о своем решении с указанием его мотивов.
Трибунал, после надлежащего расследования, на котором Президент имеет право присутствовать и быть заслушанным лично или через адвоката, представляет отчет о своем решении спикеру вместе с причинами такого решения.
Если трибунал докладывает спикеру, что, по его мнению, Президент постоянно неспособен исполнять свои должностные функции по причине психической или физической немощи или что Президент виновен в любом из других обвинений, содержащихся в такой резолюции, Парламент может резолюцией, принятой не менее чем тремя четвертями общего числа избранных членов Парламента, указанных в пп. (а) п. (1) ст. 39, отстранить Президента от должности (ст. 22L).
Лица, осуществляющие функции Президента, когда должность является вакантной. Если должность Президента становится вакантной, председатель Совета президентских консультантов или, если он отсутствует, спикер осуществляет функции должности Президента в течение периода между датой, когда должность Президента стала вакантной, и вступлением в должность лица, объявленного избранным Президентом.
Если отсутствуют и председатель, и спикер, Парламент может назначить лицо в соответствии с п. (3) ст. 22N для осуществления функций должности Президента в течение периода, указанного в п. (1).
Парламент не может назначить лицо осуществлять функции должности Президента согласно п. (2) ст. 22N, если такое лицо не имеет права избираться Президентом (п. (1)-(3) ст. 22N).
Временная нетрудоспособность Президента. Сучетом п. (2) ст. 22О, если Президент временно неспособен, будь то по причине болезни, отсутствия в Сингапуре или по иной причине, выполнять свои функции в соответствии с Конституцией или любым другим писаным законом, одно из лиц, указанных в ст. 22N, осуществляет функции Президента в течение периода временной нетрудоспособности, и положения статьи 22N применяются, с необходимыми изменениями, к этому лицу.
Парламент не может назначать какое-либо лицо для осуществления функций Президента в соответствии со ст. 22О, если Президент не согласен с таким назначением.
П. (2) ст. 22О не применяется, если Президент по какой-либо причине не может выразить свое согласие на назначение лица, назначенного в соответствии со ст. 22О, для осуществления функций Президента (ст. 22О).
Исполнительная власть Сингапура. Исполнительная власть Сингапура возлагается на Президента и осуществляется на основании положений Конституций им, Кабинетом или любым министром, уполномоченным Кабинетом.
Легислатура может законом возложить исполнительные функции на других лиц (ст. 23).
Кабинет. Кабинет состоит из премьер-министра и министров, назначенных согласно ст. 25.
Подчиняясь положениям Конституции, Кабинет осуществляет общее управление и контроль над Правительством, а также несет коллективную ответственность перед Парламентом (ст. 24).
Назначение премьер-министра и министров. Президент назначает премьер-министром того члена Парламента, который, по его мнению, располагает доверием большинства членов Парламента, а также, действуя по совету премьер-министра, назначает других министров из числа членов Парламента. При этом если назначение производится тогда, когда Парламент распущен, лицо, которое было членом распущенного Парламента, может быть назначено премьер-министром. Такое лицо не может занимать указанную должность после первого заседания нового Парламента, если не является его членом (ст. 25).
Срок полномочий премьер-министра и министров. Президент объявляет о том, что должность премьер-министра вакантна:
— если премьер-министр покидает свою должность, собственноручно написав об этом Президенту; или
— если Президент, действуя самостоятельно, считает, что премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента (Президент заранее уведомляет об этом премьер-министра, который после этого может обратиться к нему с просьбой о роспуске Парламента).
Министр освобождает свою должность:
— если его назначение на данную должность было отозвано Президентом, действующим по совету премьер-министра; или
— если он покидает свою должность, собственноручно написав об этом Президенту.
В случае если премьер-министр не может исполнять свои обязанности, его заменяет назначаемый Президентом министр (ст. 26).
Созыв Кабинета и председательство в Кабинете. Кабинет созывается только властью премьер-министра. Он же председательствует на совещаниях Кабинета. В отсутствие премьер-министра, председательствует министр, назначенный премьер-министром (ст. 28).
Возложение ответственности на министров. Премьер-министр может письменными директивами:
— поручать любому министру ответственность за любой департамент или направление; и
— отменять или изменять любые такие директивы.
Премьер-министр может оставить в своем ведении любой департамент или направление (ст. 30).
Парламентские секретари. Президент, действующий в соответствии с советом премьер-министра, может назначать парламентских секретарей из числа членов Парламента для оказания помощи министрам при осуществлении ими своих обязанностей и функций (п. 1 ст. 31).
Несовместимость должностей министров и парламентских секретарей с другими. Член Кабинета или парламентский секретарь не может занимать любую иную оплачиваемую должность и активно участвовать в любом коммерческом предприятии (ст. 33).
Постоянные секретари. Вкаждом министерстве есть один или более постоянных секретарей, являющихся публичными должностными лицами.
Назначения на должности постоянных секретарей производятся Президентом, действующим по совету премьер-министра, из списка лиц, представленного Комиссией по публичной службе.
Ответственность за прикрепление каждого постоянного секретаря к министерству лежит на премьер-министре.
Каждый постоянный секретарь, подчиняясь общему руководству и контролю министра, осуществляет надзор над одним или несколькими департаментами, к которым он прикреплен (ст. 34).
Таблица 1
Президенты Сингапура [1]
|
№ п/п |
Срок полномочий |
Президент |
|
1 |
1965–1970 |
Юсоф бин Исхак |
|
2 |
1971–1981 |
Бенджамин Генри Ширс |
|
3 |
1981–1985 |
Деван Наир |
|
4 |
1985–1993 |
Ви Ким Ви |
|
5 |
1993–1999 |
Онг Тен Чеонг |
|
6 |
1999–2005 |
Селлапан Раманатан |
|
7 |
2005–2011 |
Селлапан Раманатан |
|
8 |
2011–2017 |
Тони Тан Кен Ям |
|
9 |
2017–2023 |
Халима Якоб |
|
10 |
2023 — по настоящее время |
Тарман Шанмугаратнам |
Таблица 2
Премьер-министры Сингапура [1]
|
№ п/п |
Срок полномочий |
Премьер-министр |
|
1 |
1959–1990 |
Ли Куан Ю |
|
2 |
1990–2004 |
Го Чок Тонг |
|
3 |
2004–2024 |
Ли Сянь Лун |
|
4 |
2024 — по настоящее время |
Лоуренс Вонг Сюн Цай |
Литература:
- Президенты Сингапура. Премьер-министры Сингапура. URL: https://www.руни.рф (дата обращения: 01.11.2025).
- Singapore. URL: https://www.constituteproject.org (дата обращения: 01.11.2025).

