Парламент в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Венгрии, Сербии и Черногории) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Парламент в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Венгрии, Сербии и Черногории) / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 222-231. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7570/ (дата обращения: 19.12.2024).

Введение

На рубеже 80–90-х гг. ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы произошел переход от одной модели социально-экономического и культурного развития к другой. Произошедшие изменения не могли не отразиться и на политической системе указанных нами стран. В новых конституциях были закреплены принципы разделения властей и многопартийности. Был введен пост единоличного главы государства — президента. В то же время, было сохранено правительство в качестве одного из высших органов государственной власти. Правительство стало формироваться в зависимости от результатов парламентских выборов. В результате довольно быстро произошло становление многопартийной системы. Парламенту был предоставлен широкий круг полномочий в сфере формирования других органов государственной власти. В некоторых странах были учреждены конституционные суды.

В этот же период, в республиках бывшего СССР проходили схожие процессы. Однако развитие политической системы в постсоветских государствах пошло по иному пути. Глава государства (президент) в этих странах обладает намного более широким кругом полномочий по сравнению с государствами Центральной и Юго-Восточной Европы. Правительство выполняет не столько политические функции, сколько административно-хозяйственные.

Далее, конституции республик бывшего СССР именуют парламент высшим представительным и законодательным органом государственной власти. Несмотря на это, действующее в этих странах избирательное законодательство далеко от совершенства, а контрольные полномочия парламента сильно ограничены. Устранив эти недостатки, можно придать импульс дальнейшему развитию парламентаризма в постсоветских государствах. При этом необходимо учитывать опыт государственного строительства других стран.

Особый интерес для нас представляют страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Ниже мы рассмотрим положения конституций таких стран, как Венгрия, Сербия и Черногория. Ныне действующие основные законы этих трех государств были приняты в 2006–2011 гг. и в наибольшей степени отражают тенденции развития государственности в данном регионе в целом.

1. Национальное собрание Венгрии

Действующая Конституция Венгрии была принята 25 апреля 2011 г. и вступила в силу с 1 января 2012 г. Конституция провозглашает Венгрию республикой. Источником всей власти является народ, осуществляющий ее через избранных им представителей и, в определенных случаях, напрямую. Функционирование венгерского государства базируется на принципе разделения властей (ст. В и С Конституции) [2].

Конституционные основы правового статуса высших органов государственной власти Венгрии содержатся в разделе «Государство». Так, ст. 1–7 отведены Национальному собранию. Рассмотрим их положения более подробно.

Права и обязанности Национального собрания (ст. 1). Национальное собрание является высшим органом народного представительства в Венгрии. Национальное собрание:

a)      принимает Конституцию Венгрии;

b)      принимает другие законы;

c)      одобряет центральный бюджет и его выполнение;

d)     обеспечивает исполнение международных договоров в рамках его прав и обязанностей;

e)      избирает Президента Республики, членов Конституционного суда, председателя Курии, Генерального прокурора, Парламентского уполномоченного по фундаментальным правам и председателя Государственной контрольно-ревизионной службы;

f)       избирает премьер-министра и принимает решение по вопросу о доверии Правительству;

g)      распускает представительные советы, функционирующие в нарушение Конституции;

h)      отдает распоряжения, относящиеся к чрезвычайным обстоятельствам, указанным в законах, и к военным действиям;

i)        объявляет всеобщую амнистию;

j)        обладает иными правами и обязанностями, сформулированными в Конституции и других законах [2].

Выборы членов Национального собрания (ст. 2). Члены Национального собрания избираются посредством прямого, тайного голосования граждан на основе их свободного волеизъявления, базирующегося на их универсальном и равном праве участия в голосовании. Всеобщие выборы членов Национального собрания, за исключением выборов, следующих после роспуска Национального собрания, проводятся в апреле или мае четвертого года, отсчитываемого от выборов предыдущего Национального собрания [2]. Итоги последних на данный момент выборов отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выборов в Национальное собрание в 2014 г. [3]

Партия

Получено голосов (%)

Получено мандатов

«Венгерский гражданский союз»

45,0

117

Христианско-демократическая народная партия

16

Венгерская социалистическая партия

25,7

29

«Демократическая коалиция»

4

«Вместе 2014»

3

«Диалог для Венгрии»

1

Венгерская либеральная партия

1

«Движение за лучшую Венгрию»

20,3

23

«Политика может быть другой»

5,4

5

Другие

3,6

-

Всего

100

199

 

Начало и окончание мандата Национального собрания (ст. 3). Мандат Национального собрания начинается с его инаугурационной сессией и длиться до инаугурационной сессии следующего Национального собрания. Инаугурационная сессия Национального собрания созывается Президентом Республики в течение одного месяца после выборов (п. 1).

Национальное собрание может объявить о своем роспуске (п. 2).

Президент Республики может распустить Национальное собрание, с одновременным объявлением новых выборов, если:

a)      мандат Правительства заканчивается, кандидат на пост премьер-министра, назначенный Президентом Республики, не избран Национальным собранием в течение сорока дней со дня, когда был назначен первый кандидат, или

b)      Национальное собрание не приняло центральный бюджет к 31 марта (п. 3).

Прежде чем принять решение о роспуске Национального собрания Президент Республики заслушивает мнение премьер-министра, председателя Национального собрания и лидеров парламентских фракций партий, представленных в Национальном собрании (п. 4).

Президент Республики может реализовать право, сформулированное в пп. а п. 3 до избрания Национальным собранием премьер-министра. Президент Республики может реализовать право, сформулированное в пп. b п. 3, до принятия Национальным собранием бюджета (п. 5).

Новое Национальное собрание должно быть избрано в течение девяноста дней с даты, когда Национальное собрание объявило о самороспуске или было распущено (п. 6) [2].

Правовой статус членов Национального собрания (ст. 4). Члены Национального собрания обладают равными правами и обязанностями, они выполняют свои обязанности в интересах общества, в чем им не может быть отказано. Члены Национального собрания должны быть наделены неприкосновенностью и получать вознаграждение, адекватно гарантирующее их независимость. Мандат члена Национального собрания прекращается:

a)      с завершением срока полномочий Национального собрания;

b)      со смертью члена Национального собрания;

c)      с объявлением факта конфликта интересов;

d)     с отставкой;

e)      если условия, необходимые для его избрания более не существуют, или

f)       если он не участвует в работе Национального собрания в течение года.

Национальное собрание принимает решение об объявлении факта конфликта интересов и о прекращении мандата в соответствии с пп. e и f большинством в две трети присутствующих членов Национального собрания [2].

Функционирование Национального собрания (ст. 5). Сессии Национального собрания открыты для публики. По требованию Президента Республики, Правительства или любого из членов Национального собрания и с согласия двух третей его членов, Национальное собрание может принять решение о проведении закрытой сессии. Национальное собрание избирает председателя Национального собрания, заместителя председателя и клерков из состава своих членов. Национальное собрание формирует из состава своих членов постоянные комитеты (см. таблицу 2). В целях координации своей деятельности члены Национального собрания могут образовывать согласно Постоянным правилам палаты фракции, состоящие из членов Национального собрания. Национальное собрание имеет кворум, если присутствует более чем половина его членов. Национальное собрание принимает свои решения большинством в более чем половину присутствующих его членов, если иное не указано в Конституции. Постановления палаты могут установить требование квалифицированного большинства для принятия определенных решений. Национальное собрание принимает правила процедуры и порядок обсуждения большинством в две трети голосов присутствующих членов Национального собрания [2].

Таблица 2

Постоянные комитеты Национального собрания [7]

Комитет

Число членов

- по европейским делам

9

- по устойчивому развитию

10

- по экономике

15

- по обороне и правоприменительной деятельности

9

- по юстиции

12

- по бюджету

14

- по культуре

15

- по иностранным делам

12

- по неприкосновенности

6

- по сельскому хозяйству

11

- по национальной безопасности

7

- по национальному единству

9

- по социальному обеспечению

15

- по развитию предпринимательства

11

 

Законодательство (ст. 6). Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики, Правительство, каждый из парламентских комитетов и любой из членов Национального собрания (п. 1).

Национальное собрание может по просьбе сторонников принятия закона, Правительства или председателя Национального собрания до заключительного голосования передать принятый закон на рассмотрение в Конституционный суд. Национальное собрание принимает решение по просьбе после заключительного голосования. Если просьба будет одобрена, то председатель Национального собрания передает принятый закон на рассмотрение в Конституционный суд (п. 2).

Председатель Национального собрания подписывает закон в течение 5 дней после его принятия и передает его Президенту Республики. Президент Республики подписывает закон в течение пяти дней и порядок его публикации. Если Национальное собрание решит в соответствии с п. 2 передать закон на рассмотрение в Конституционный суд, то председатель Национального собрания подписывает закон и передает его Президенту Республики, если Конституционный суд не вынесет определение о неконституционности закона (п. 3).

Если Президент Республики полагает, что закон или любое из его положений является неконституционным и рассмотрение закона, сформулированное в п. 2 не было инициировано, то Президент Республики, прежде чем подписать закон, передает его в Конституционный суд на рассмотрение (п. 4).

Если Президент Республики выражает несогласие с законом или каким-либо из его положений и не использовал принадлежащее ему согласно п. 4 право, то Президент Республики может до подписания закона вернуть такой текст с приложением своего мнения Национальному собранию один раз для повторного рассмотрения. Национальное собрание вновь проводит обсуждение и голосование по принятию закона. Президент Республики также может использовать это право и в том случае, если рассмотрение в Конституционном суде, инициированное Национальным собранием, окончено, и Конституционный суд не указал на неконституционность закона (п. 5).

Конституционный суд рассматривает переданные ему согласно п. 2 и 4 законы во внеочередном порядке. Если Конституционный суд посчитает текст неконституционным, то Национальное собрание вновь проводит обсуждение закона в порядке решения вопроса о его неконституционности (п. 6).

Если Конституционный суд не определит текст, переданный ему Президентом Республики, в качестве неконституционного, то Президент Республики незамедлительно подписывает закон и порядок его опубликования (п. 7).

Рассмотрение Конституционным судом закона, обсужденного и принятого Национальным собранием согласно п. 6, можно вновь потребовать от Конституционного суда в порядке, сформулированном в п. 2 и 4. Конституционный суд проводит рассмотрение данного требования в ускоренном порядке, но не более чем в течение 10 дней (п. 8).

Если закон, который был возвращен Президентом Республики для повторного обсуждения в силу его несогласия с ним, был исправлен Национальным собранием, то Национальное собрание может использовать процедуры, сформулированные в п. 2 и 4, тогда как Президент Республики обладает теми же правами относительно исправленных положений (п. 9) [2].

Парламентские процедуры (ст. 7). Член Национального собрания может направить запрос Парламентскому уполномоченному по фундаментальным правам, председателю Государственной контрольно-ревизионной службы, Генеральному прокурору также как и председателю Национального Банка по вопросам, которые относятся к их компетенции. Член Национального собрания может направить интерпелляцию или запрос Правительству или любому из членов Правительства по любому вопросу, находящемуся в их компетенции [2].

Импичмент Президента Республики (ст. 13). Президент Республики может быть подвергнут уголовному преследованию только после окончания срока его полномочий (п. 1).

Если Президент Республики нарушил Конституцию или любой другой закон или совершил преднамеренное преступление, выполняя президентские обязанности, то по предложению, выдвинутому одной пятой членов Национального собрания, может быть начата процедура импичмента против Президента Республики (п. 2).

Для принятия решения о начале процедуры импичмента необходимо большинство в две трети голосов членов Национального собрания. Голосование должно быть тайным (п. 3).

В период от принятия парламентской резолюции до окончания процедуры импичмента Президент Республики не может выполнять свои обязанности (п. 4).

Конституционный суд обладает юрисдикцией в решении данного вопроса (п. 5).

Если Конституционный суд придет к выводу о том, что закон был нарушен так, как это сформулировано в п. 2, то Президент Республики может быть отстранен от должности (п. 6) [2].

Замещение Президента Республики (ст. 14). Если Президент Республики временно не в состоянии выполнять свои обязанности или если президентский мандат был окончен досрочно по любой причине, то председатель Национального собрания осуществляет полномочия Президента Республики вплоть до вступления в должность вновь избранного Президента Республики. Национальное собрание принимает решение по вопросу о временной невозможности выполнять Президентом Республики свои обязанности по предложению Президента Республики, Правительства или любого члена Национального собрания. Выполняя обязанности Президента Республики, председатель Национального собрания не может действовать как член Национального собрания, а его обязанности как председателя Национального собрания исполняются заместителем председателя Национального собрания, определяемом Национальным собранием [2].

2. Народная скупщина Республики Сербии

В соответствии со ст. 4 «Разделение власти» Конституции Республики Сербии 2006 г. система власти в этой стране базируется на разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом отношение между тремя ветвями власти основывается на равновесии и взаимном контроле. Подчеркивается независимость судебной власти [1, с. 87].

В пятой части Конституции «Организация власти» урегулированы основные вопросы деятельности высших органов государственной власти. Раздел 1 посвящен Народной скупщине.

Положение Народной скупщины (ст. 98). Народной скупщине отводится роль высшего представительного органа и носителя учредительной и законодательной власти Республики Сербии [1, с. 124].

Полномочия (ст. 99). Народная скупщина:

1.      принимает и изменяет Конституцию,

2.      принимает решение об изменении границ Республики Сербии,

3.      назначает республиканский референдум,

4.      ратифицирует международные договоры, если законом предусмотрена их ратификация,

5.      принимает решение о войне и мире и объявляет военное и чрезвычайное положение,

6.      контролирует работу служб безопасности,

7.      принимает законы и другие общие акты, относящиеся к полномочиям Республики Сербии,

8.      дает предварительное согласие на статут автономного края,

9.      утверждает стратегию обороны,

10.  утверждает план развития и план преобразования пространства,

11.  утверждает бюджет и отчет об исполнении бюджета по предложению Правительства,

12.  объявляет амнистию осужденным за уголовное преступление [1, с. 124–125].

В рамках своих избирательных прав Народная скупщина:

1.      избирает Правительство, контролирует его работу и принимает решение о прекращении полномочий правительства и министров,

2.      избирает и отстраняет от должности судей Конституционного суда,

3.      избирает председателя Верховного кассационного суда, председателей судов, прокурора Республики, прокуроров, судей и заместителей прокуроров в соответствии с Конституцией,

4.      избирает и отстраняет от должности управляющего Народного банка Сербии и контролирует его работу,

5.      избирает и отстраняет от должности Адвоката граждан и контролирует его работу,

6.      избирает и отстраняет от должности иных должностных лиц в соответствии с законом [1, с. 125].

Народная скупщина осуществляет и иную деятельность, предусмотренную Конституцией и законом [1, с. 125].

Состав Народной скупщины (ст. 100). Народную скупщину составляют 250 народных депутатов, которые избираются прямыми выборами, тайным голосованием в соответствии с законом. При этом в Народной скупщине должно быть обеспечено равноправие и участие представителей обоих полов и национальных меньшинств в соответствии с законом [1, с. 125].

Выборы народных депутатов и учреждение Народной скупщины (ст. 101). Выборы народных депутатов назначает президент Республики за 90 дней до истечения срока полномочий Народной скупщины предыдущего созыва, с тем чтобы заседание состоялось не позднее чем через 30 дней со дня обнародования окончательных результатов выборов. Депутатские мандаты подтверждаются Народной скупщиной на первом заседании. Народная скупщина учреждается, если подтверждены мандаты двух третей народных депутатов. Решение, вынесенное в связи с подтверждением мандата, может быть обжаловано в Конституционном суде, который в течение 72 часов принимает решение по жалобе. С момента подтверждения мандатов двух третей народных депутатов прекращается срок полномочий Народной скупщины предыдущего созыва [1, с. 126]. Итоги последних на данный момент выборов отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты выборов в Народную скупщину в 2014 г. [6]

Партия

Получено голосов (%)

Получено мандатов

Сербская прогрессивная партия

48,4

158

Социалистическая партия Сербии

13,5

44

Демократическая партия

6,0

19

Новая демократическая партия

5,7

18

Меньшинства

3,8

11

Другие

22,6

-

Всего

100

250

 

Положение народных депутатов (ст. 102). Полномочия народного депутата возникают с момента подтверждения мандата в Народной скупщине и истекают через четыре года, то есть с прекращением полномочий депутатов Народной скупщины данного созыва. Народный депутат добровольно при условиях, определенных законом, и без права отменить свое решение, может предоставить свой мандат в распоряжение политической партии, по предложению которой он был избран народным депутатом. При этом народный депутат не может быть депутатом скупщины автономного края, должностным лицом в органах исполнительной власти и правосудия, а также не может исполнять иные функции, дела и должности, если согласно закону это приводит к столкновению интересов. Выборы, прекращение срока полномочий и положение народных депутатов регулируются законом [1, с. 126–127].

Иммунитет народного депутата (ст. 103). Народный депутат не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за выражение мнения либо за голосование при исполнении своей депутатской должности. Народный депутат, сославшийся на иммунитет, не может быть арестован, и против него не может быть возбуждено расследование уголовного или иного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения, без согласия Народной скупщины. Народный депутат, уличенный в совершении уголовного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет, может быть задержан без согласия Народной скупщины. Во время уголовного или иного расследования в случае признания действия иммунитета не соблюдаются сроки, установленные законом для данного расследования. Отказ народного депутата сослаться на иммунитет не исключает право Народной скупщины признать действие иммунитета [1, с. 127].

Председатель и заместитель председателя Народной скупщины (ст. 104). Народная скупщина большинством голосов от общего числа народных депутатов избирает председателя и одного или более заместителей председателя Народной скупщины. Председатель Народной скупщины является представителем Народной скупщины, созывает ее заседания, председательствует на них и совершает другие действия, установленные Конституцией, законом и регламентом Народной скупщины [1, с. 127].

Порядок принятия решений Народной скупщиной (ст. 105). Народная скупщина принимает решения большинством голосов народных депутатов на заседании, на котором присутствует большинство народных депутатов [1, с. 128].

Большинством голосов от общего числа народных депутатов Народная скупщина:

1.      объявляет амнистию осужденным за уголовное преступление,

2.      объявляет и отменяет чрезвычайное положение,

3.      устанавливает меры, допускающие отступление от соблюдения прав человека и прав меньшинств во время военного и чрезвычайного положения,

4.      принимает закон, на основании которого Республика Сербия делегирует автономным краям и органам местного самоуправления отдельные вопросы из сферы своих полномочий,

5.      дает предварительное согласие на статут автономного края,

6.      принимает решения о Регламенте своей работы,

7.      лишает иммунитета народных депутатов, президента Республики, членов Правительства и Адвоката граждан,

8.      утверждает бюджет и отчет об исполнении бюджета,

9.      избирает членов Правительства и принимает решение о прекращении срока полномочий Правительства и министров,

10.  принимает решение об ответе на интерпелляцию,

11.  избирает членов Конституционного суда и принимает решение об их отставке и прекращении срока полномочий,

12.  избирает председателя Верховного кассационного суда, председателей судов, прокурора Республики и прокуроров, а также принимает решение о прекращении их полномочий,

13.  избирает судей и заместителей прокуроров, в соответствии с Конституцией,

14.  избирает и отстраняет от должности управляющего Народным банком Сербии, членов Совета управляющих и Адвоката граждан,

15.  осуществляет иные избирательные полномочия Народной скупщины [1, с. 128–129].

Большинством голосов от общего числа народных депутатов Народная скупщина принимает законы, которые регулируют:

1.      референдум и народную инициативу,

2.      индивидуальные и коллективные права представителей национальных меньшинств,

3.      план развития и план обустройства территорий,

4.      внешний долг,

5.      территорию автономных краев и единиц местного самоуправления,

6.      заключение и ратификацию международных договоров,

7.      иные вопросы, предусмотренные Конституцией [1, с. 129].

Правила процедуры Народной скупщины 2010 г. содержат следующие разделы:

                I.            Вводное положение;

             II.            Учреждение Народной скупщины;

          III.            Председатель, заместители председателя, коллегия, генеральный секретарь и заместитель генерального секретаря Народной скупщины;

          IV.            Парламентские группы;

             V.            Рабочие органы Народной скупщины;

          VI.            Заседания Народной скупщины на регулярной сессии;

       VII.            Специальные и торжественные заседания;

    VIII.            Голосование;

          IX.            Процедуры для принятия актов и другие процедуры;

             X.            Оригиналы и опубликование актов Народной скупщины;

          XI.            Внеочередные сессии Народной скупщины;

       XII.            Неприкосновенность;

    XIII.            Гласность работы;

    XIV.            Отношения между Народной скупщиной и Президентом Республики;

       XV.            Отношения между Народной скупщиной и Правительством;

    XVI.            Отношения между Народной скупщиной и Конституционным судом;

 XVII.            Права и обязанности членов Народной скупщины;

XVIII.            Роспуск Народной скупщины;

    XIX.            Международное сотрудничество Народной скупщины;

       XX.            Служба Народной скупщины;

    XXI.            Переходные и заключительные положения [5].

Сессии (ст. 106). Народная скупщина проводит две очередные сессии в год. Первая очередная сессия начинается в первый рабочий день марта, а вторая очередная сессия начинается в первый рабочий день октября. Продолжительность очередной сессии не должна превышать 90 дней. Народная скупщина собирается на внеочередную сессию по требованию не менее одной трети народных депутатов или по требованию Правительства с заранее установленной повесткой дня. Народная скупщина собирается на заседания без созыва в связи с объявлением военного или чрезвычайного положения [1, с. 129–130].

Право законодательной инициативы (ст. 107). Право предложения законопроектов, проектов постановлений и общих актов имеет каждый народный депутат, Правительство, скупщина автономного края или не менее 30 000 избирателей. При этом Адвокат граждан и Народный банк Сербии имеют права законодательной инициативы в пределах своих полномочий [1, с. 130].

Референдум (ст. 108). По требованию большинства народных депутатов или группы, состоящей не менее чем из 100 000 избирателей, Народная скупщина объявляет референдум по вопросу из сферы своих полномочий в соответствии с Конституцией и законом. Предметом референдума не могут быть обязательства, основанные на международных договорах, законы, касающиеся прав и свобод человека и меньшинств, налоговые и другие финансовые законы, бюджет и отчет об исполнении бюджета, объявление чрезвычайного положения и амнистии, а также вопросы, касающиеся выборных полномочий Народной скупщины [1, с. 130].

Роспуск Народной скупщины (ст. 109). Президент Республики может на основании мотивированного предложения Правительства распустить Народную скупщину. Правительство не может предложить роспуск Народной скупщины, если было предложено голосование о недоверии или если Правительство поставило на голосование вопрос о доверии ему. Народная скупщина должна быть распущена, если в течение 90 дней со дня своего учреждения не изберет Правительство. Народная скупщина не может быть распущена во время военного или чрезвычайного положения. Президент Республики обязан своим указом распустить Народную скупщину в случаях, предусмотренных Конституцией. Одновременно с роспуском Народной скупщины Президент Республики назначает выборы народных депутатов, с тем чтобы выборы были завершены не позднее чем через 60 дней со дня назначения. Народная скупщина после своего роспуска исполняет только текущие и неотложные обязанности, установленные законом. В случае объявления военного или чрезвычайного положения полномочия полностью восстанавливаются и сохраняются вплоть до отмены военного или чрезвычайного положения [1, с. 130–131].

Закон о Народной скупщине (ст. 110). О Народной скупщине принят закон, который содержит следующие разделы:

I.                   Общие положения;

II.                Гласность работы;

III.             Создание и использование эмблем, печатей и других символов и средств;

IV.             Юрисдикция;

V.                Учреждение Народной скупщины;

VI.             Организация Народной скупщины;

VII.          Права и обязанности членов Народной скупщины;

VIII.       Порядок деятельности Народной скупщины;

IX.             Процедуры принятия актов и другие процедуры;

X.                Отношения между Народной скупщиной и Президентом Республики;

XI.             Отношения между Народной скупщиной и Правительством;

XII.          Отношения между Народной скупщиной и Конституционным судом;

XIII.       Отношения между Народной скупщиной и другими государственными учреждениями, организациями и органами;

XIV.       Международное сотрудничество Народной скупщины;

XV.          Активы и финансирование Народной скупщины;

XVI.       Служба Народной скупщины;

XVII.    Переходные и заключительные положения [9].

3. Скупщина Черногории

Согласно ст. 11 Конституции Черногории 2007 г. власть регулируется следующим принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть осуществляется Скупщиной, исполнительная власть Правительством и судебная судами. Власть ограничена Конституцией и законом. Отношения между властями основаны на равновесии и взаимном контроле. Президенту отводится роль представителя Черногории. Конституционный суд защищает конституционность и законность [8].

Ответственность (ст. 82). Скупщина:

1)      принимает Конституцию;

2)      принимает законы;

3)      принимает другие инструкции и общие акты (решения, заключения, резолюции, декларации и рекомендации);

4)      объявляет военное и чрезвычайное положение;

5)      принимает бюджет и заключительное утверждение бюджета;

6)      принимает стратегию Национальной безопасности и стратегию Обороны;

7)      принимает План развития и Пространственный план Черногории;

8)      решает вопрос об использовании подразделений Армии Черногории в международных силах;

9)      регулирует систему государственной администрации;

10)  выполняет надзор за армией и службами безопасности;

11)  объявляет национальный референдум;

12)  избирает и освобождает от обязанности премьер-министра и членов Правительства;

13)  избирает и освобождает от обязанности председателя Верховного суда, председателя и судей Конституционного суда;

14)  назначает и освобождает от обязанности: Верховного государственного прокурора и государственных прокуроров, Защитника прав и свобод человека (Омбудсмена), управляющего Центрального банка и членов Совета Центрального банка Черногории, председателя и членов Сената Государственного контрольного учреждения и других служащих, предусмотренных согласно закону;

15)  решает вопрос о правах, связанных с неприкосновенностью;

16)  объявляет амнистию;

17)  подтверждает международные соглашения;

18)  объявляет общественные займы и решает вопрос о кредитах Черногории;

19)  решает вопрос об использовании государственной собственности выше ценности, предусмотренной согласно закону;

20)  выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией или законом [8].

Состав Скупщины (ст. 83). Скупщина состоит из 81 члена. Они избираются посредством прямых выборов на основе всеобщего и равного избирательного права, а также тайного голосования [8]. Итоги последних на данный момент выборов отражены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты выборов в Скупщину в 2012 г. [4]

Партия

Получено голосов (%)

Получено мандатов

Демократическая партия социалистов

46,3

29

Социал-демократическая партия Черногории

9

Либеральная партия Черногории

1

«Новая сербская демократия»

23,2

20

«Движение за перемены»

Социалистическая народная партия Черногории

11,2

9

«Позитивная Черногория»

8,4

7

Боснякская партия

4,2

3

«Новая демократическая сила»

1,5

1

«Албанская коалиция»

1,1

1

«Хорватская гражданская инициатива»

0,4

1

Другие

3,7

-

Всего

100

81

 

Мандат Скупщины (ст. 84). Продолжительность мандата Скупщины равна четырем годам. Мандат Скупщины может быть прекращен до истечения периода, на который она была избрана, посредством роспуска или сокращения мандата Скупщины. Если мандат Скупщины истекает в течение военного или чрезвычайного положения, мандат продлевается на период до 90 дней после отпадения обстоятельств, которые вызвали такое положение. По предложению Президента Черногории, Правительства или как минимум 25 членов Скупщины, Скупщина может уменьшить продолжительность ее мандата [8].

Права и обязанности членов Скупщины (ст. 85). Член Скупщины принимает решение и голосует согласно собственному убеждению. Член Скупщины имеет право выполнять обязанность парламентария как основное занятие [8].

Неприкосновенность (ст. 86). Член Скупщины обладает неприкосновенностью. Он не может привлекаться к уголовной или иной ответственности или задерживаться за выраженное мнение или голосование при осуществлении его обязанностей как члена Скупщины. Член Скупщины не может подвергаться какому-либо уголовному преследованию или задерживаться без согласия Скупщины, если он не был задержан в момент совершения преступления, за которое полагается наказание в виде лишения свободы на срок, превышающий пять лет. Президент Черногории, премьер-министр и члены Правительства, председатель Верховного суда, председатель и судьи Конституционного суда, а также Верховный государственный прокурор обладают той же неприкосновенностью, что и член Скупщины [8].

Прекращение мандата члена Скупщины (ст. 87). Мандат члена Скупщины прекращается до истечения периода, на который он был избран:

1)      посредством отставки;

2)      если он был приговорен на основе вступившего в силу решения суда к наказанию в виде лишения свободы на срок, составляющий как минимум шесть месяцев;

3)      если он был лишен способности работать в результате вступившего в силу решения;

4)      из-за прекращения черногорского гражданства [8].

Учреждение Скупщины (ст. 88). Первую сессию недавно избранного состава Скупщины созывает председатель предыдущего состава Скупщины, это должно быть сделано в течение 15 дней с даты публикации заключительных результатов выборов [8].

Председатель и заместитель председателя Скупщины (ст. 89). Скупщина имеет председателя и одного или более заместителей председателя, которые избираются из ее собственного состава на период в четыре года. Председатель Скупщины представляет Скупщину, созывает сессии Скупщины и председательствует на них, обеспечивает применение Регламента Скупщины, объявляет выборы Президента Черногории и выполняет другие обязанности, которые предусмотрены Конституцией, законом и Регламентом Скупщины. Заместитель председателя заменяет председателя в исполнении его обязанностей, когда председатель не может их осуществлять или когда председатель налагает на заместителя председателя обязанность замещать его [8].

Сессии Скупщины (ст. 90). Скупщина работает в режиме регулярных и чрезвычайных сессий. Регулярные сессии проводятся два раза в год. Первая регулярная сессия начинается в первый рабочий день марта и продолжается до конца июля, вторая начинается в первый рабочий день в октябре и длится до конца декабря. Чрезвычайная сессия созывается по требованию Президента Черногории, Правительства или как минимум одной трети общего числа членов Скупщины [8].

Принятие решения (ст. 91). Скупщина принимает решение большинством голосов присутствующих членов Скупщины на сессии при наличии более половины общего числа членов, если иное не установлено Конституцией. Большинством голосов общего числа членов Скупщина принимает законы, которые регулируют: способ осуществления прав и свобод граждан, черногорское гражданство, избирательную систему, референдум, материальную ответственность граждан, государственные символы и использование государственных символов, оборону и безопасность, армию, учреждение, слияние и ликвидацию муниципалитетов; объявление военного положения и чрезвычайного положения; принятие пространственного плана; принятие Регламента Скупщины; решение об объявлении государственного референдума; решение о сокращении мандата; решение об отрешении Президента Черногории от должности; избрание и смещение премьер-министра и членов Правительства, а также решение о доверии Правительству; избрание и смещение председателя Верховного суда, председателя и судей Конституционного суда; назначение и смещение Защитника прав и свобод человека. Скупщина принимает решение большинством в две трети общего числа членов Скупщины относительно законов, регулирующих избирательную систему и права собственности иностранных граждан. Скупщина принимает решение большинством в две трети общего числа членов Скупщины в первом раунде голосования и большинством общего числа членов Скупщины во втором раунде голосования относительно законов, регулирующих способ осуществления предоставленных меньшинствам прав и использование подразделений Армии в международных силах [8].

Роспуск Скупщины (ст. 92). Скупщина распускается, если она не смогла избрать Правительство в течение 90 дней с даты, когда Президент Черногории предложил первый раз кандидатуру на пост премьер-министра. Если Скупщина не выполняет ее обязанности, установленные законом, длительный период времени, Правительство может распустить Скупщину после получения мнения председателя Скупщины и председателей фракционных совещаний в Скупщине. Скупщина распускается постановлением Президента Черногории. Скупщина не может быть распущена в течение военного положения или чрезвычайного положения, если процедура голосования по вопросу о доверии Правительству была инициирована, а также в первые три месяца с ее учредительного заседания и в последние три месяца ее мандата. Президент Черногории объявляет выборы в первый день после роспуска Скупщины [8].

Предложение законов и других актов (ст. 93). Право предлагать законы и другие акты предоставляется Правительству и члену Скупщины. Право предлагать законы также предоставляется шести тысячам избирателей, которое они реализуют через члена Скупщины. Предложение о проведении национального референдума может быть выдвинуто: по крайней мере 25 членами Скупщины, Президентом Черногории, Правительством или по крайней мере 10 % граждан, обладающих правом голосовать [8].

Провозглашение законов (ст. 94). Президент Черногории объявляет закон в течение семи дней со дня принятия закона, в течение трех дней, если закон был принят согласно ускоренной процедуре, или направляет закон обратно Скупщине для нового процесса принятия решения. Президент Черногории объявляет повторно принятый закон [8].

В настоящее время Скупщина имеет следующие комитеты:

-        конституционный;

-        законодательный;

-        по политической системе, правосудию и управлению;

-        по безопасности и обороне;

-        по международным отношениям и эмигрантам;

-        по европейской интеграции;

-        по экономике, финансам и бюджету;

-        по правам и свободам человека;

-        по гендерному равенству;

-        по образованию, науке, культуре и спорту;

-        по туризму, сельскому хозяйству, экологии и пространственному планированию;

-        по здравоохранению, труду и социальному обеспечению;

-        по противодействию коррупции;

-        по мониторингу и контролю процесса приватизации;

-        административный;

-        отборочный [10].

Заключение

Итак, мы рассмотрели положения конституций Венгрии, Сербии и Черногории, касающиеся парламентов этих стран. Какие же выводы мы можем сделать из рассмотренного нами материала? Прежде всего, необходимо отметить, что в конституциях указанных нами государств положения о парламенте предшествуют положениям о президенте, правительстве и судах. Это означает, что парламенту отводится ведущее место в системе высших органов государственной власти. В большинстве республик бывшего СССР данное место занимает глава государства (президент).

Далее, парламенты этих стран обладают широким кругом полномочий в сферах законодательства, формирования иных органов государственной власти и контроля за их деятельностью. Используемые избирательные системы позволяют более или менее адекватно отражать сложившуюся расстановку сил в обществе.

Наиболее сильные позиции занимает парламент в Венгрии, что дает основание отнести эту страну к парламентарным республикам. При этом правительственные кризисы в Венгрии происходят намного реже по сравнению с такими государствами, как, например, Греция и Италия.

Сербию и Черногорию можно включить в число смешанных республик. Наряду с обладающим широкими полномочиями парламентом в этих стран продолжает функционировать избираемый народом глава государства (президент). В условиях переходного периода, многочисленных внутренних и внешних проблем, главе государства (президенту) оставлены некоторые важные полномочия и возможность опираться на полученный от народа мандат.

В целом, в странах Центральной и Юго-Восточной Европы действует система так называемого рационализированного парламентаризма. Такая система сводит к минимуму правительственные кризисы, не ограничивая при этом значительным образом роль парламента. Все это, несомненно, представляет интерес и для нашей страны.

 

Литература:

 

1.          Конституция Республики Сербии 2006 года (перевод с сербского и сопроводительная статья Е. К. Петровой) // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1, 2006. Издатель: АНО «Центр публично-правовых исследований». С. 86–175.

2.          Constitution of Hungary (25th April 2011). URL: http://www.euractiv.com (дата обращения: 01.05.2011).

3.          Hungary. URL: http://www.parties-and-elections.eu (дата обращения: 12.06.2014).

4.          Montenegro. URL: http://www.parties-and-elections.eu (дата обращения: 04.08.2014).

5.          Rules of Procedure of the National Assembly. URL: http://www.parlament.rs (дата обращения: 04.08.2014).

6.          Serbia. URL: http://www.parties-and-elections.eu (дата обращения: 04.08.2014).

7.          Standing Committees. URL: http://www.parlament.hu (дата обращения: 04.08.2014).

8.          The Constitution of Montenegro. URL: http://www.venice.coe.int (дата обращения: 04.08.2014).

9.          The Law on the National Assembly. URL: http://www.parlament.rs (дата обращения: 04.08.2014).

10.      Working Bodies. URL: http://www.skupstina.me (дата обращения: 04.08.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Народная скупщина, Национальное собрание, Президент Республики, Конституционный суд, народный депутат, член Скупщины, председатель, чрезвычайное положение, заместитель председателя, правительство.

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Республики Польша и Румынии)

Правовое регулирование игр и пари в России и других странах романо-германской правовой семьи

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии

Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Исторические аспекты наследования (в дореволюционной, советской и современной России)

Использование электронной коммерции в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (на примере Республики Польша и Румынии)

Правовое регулирование игр и пари в России и других странах романо-германской правовой семьи

Правовое регулирование параллельного импорта в Европе на примере Европейского Союза и Швейцарии

Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии

Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Исторические аспекты наследования (в дореволюционной, советской и современной России)

Использование электронной коммерции в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)